​«Призраки усадьбы Блай». Блестящая адаптация «Поворота винта» Генри Джеймса

Новая часть антологии Майка Флэнегана проигрывает «Призракам дома на холме», однако это по-прежнему первоклассный хоррор.

Если «Призраки дома на холме» были вдохновлены романом «Призрак дома на холме» Ширли Джексон и в целом творчеством писательницы, то в работе над «Призраками усадьбы Блай» Флэнеган опирался на книгу «Поворот винта» Генри Джеймса и, соответственно, в целом на наследие автора. Однако, несмотря на то что теперь на экране разворачивается совершенно другая история с новыми персонажами, многие актеры из 1 сезона вернулись – в образах, которые кардинально отличаются от того, что мы видели в «Доме на холме».

Действие «Призраков усадьбы Блай» разворачивается в 1987 году. Мы знакомимся с добродушной и бойкой американкой по имени Дэни Клейтон (Виктория Педретти): она переехала в Лондон, чтобы начать здесь новую жизнь и убежать от тягостного прошлого. Героиня узнает, что влиятельному лорду Генри Уингрейву (Генри Джексон Томас) нужна гувернантка для его осиротевших племянников Флоры (Амели Смит) и Майлза (Бенджамин Эван Эйнзуэрт). Девушка с трудом получает эту работу и отправляется в необычайно красивое, но полное мрачных тайн поместье Блай.

Кадр из сериала «Призраки усадьбы Блай»/ Netflix

Налюбовавшись прекрасными пейзажами, Дэни попадает внутрь роскошного дома. Наедине с детьми она не останется. В усадьбе вместе с ней будет жить преданная экономка семьи Уингрейв – добрая, но строгая Ханна Гроуз (Т’Ниа Миллер), от которой веет душевной теплотой. Она всегда знает, что где лежит, а еще, кажется, способна видеть мысли других насквозь. Также в дом приходят живущие неподалеку повар Оуэн (Рахул Коли) и садовница Джейми (Амелия Ив). Чудесные, пусть и немного странные дети, отличные условия работы и комфортное проживание – так в чем же подвох? Дэни вскоре узнает, что в усадьбе Блай некогда уже работала гувернантка, звали ее Ребекка Джессел (Тахира Шариф). Девушка покончила с собой прямо на территории поместья. На такой отчаянный шаг Ребекка решилась после того, как ее возлюбленный Питер Куинт (Оливер Джексон-Коэн), лакей и помощник дяди детей, сбежал с награбленными у босса деньгами. Эта история вселила в суеверных местных жителей страх, и они стали бояться устраиваться на работу в Блай. Но Дэни не из пугливых, тем более ей действительно нужна эта работа – и не только из-за денег и проживания. Вот только Дэни и не догадывалась, что по территории поместья Блай и в самом доме разгуливают настоящие призраки.

Сериалом «Призраки усадьбы Блай» Майк Флэнеган вновь демонстрирует свое скрупулезное и бережное внимание к деталям. В ленте также «совершенно великолепно», как сказала бы Флора, продуманы все элементы занимательной истории. Твисты, грамотно добавленные флэшбэки, диалоги, сюжетные линии и отдельные действия персонажей вызывают только самые чистые и глубокие чувства, отчего просмотр становится таким увлекательным.

Кадр из сериала «Призраки усадьбы Блай»/ Netflix

Во второй части антологии «Призраков» сохранена также важная особенность, которая сыграла заметную роль в формировании столь выразительной атмосферы первой части. Зрители, которые были достаточно внимательны во время просмотра, наверняка влюбились в это режиссерское решение. В каждой сцене «Призраков дома на холме» было важно все – наш взор был обращен не только на центр композиции и главного героя. Картинку всегда хотелось рассматривать в деталях по эстетическим соображениям и из-за разных «пасхалок». Движущиеся статуи и другие мистические моменты оставались вне фокуса камеры, как бы в стороне – однако именно благодаря этому происходящее превращалось во что-то по-настоящему живое: загадки таились в каждом уголке кадра, а не только рядом с персонажем. В «Призраках усадьбы Блай» это тоже есть. Можно разглядеть призрака где-то в тени или заметить осторожное движение куклы у кровати ребенка. Перед нами поистине полное раскрытие хоррор-атмосферы, где каждый элемент имеет значение. Даже если он спрятан где-то на втором плане.

Если продолжать сравнивать «Блай» с первой частью, то очевидным становится один момент. «Призраки дома на холме» – это драматический хоррор, а «Призраки усадьбы Блай» предстают мелодрамой с элементами ужастика. Как сказал сам Майк Флэнеган, это больше именно готический роман со смещением в сторону любовной лирики. Однако полная разбитых сердец история не дает столько же остроты, боли и захватывающих переживаний, сколько было в «Призраках дома на холме». И тот «в-кресло-вжимательный» эффект ощутимо ослаб отчасти потому, что страшных моментов стало значительно меньше. Пугающие до мозга костей сцены можно посчитать по пальцам одной руки, да и то они работают уже не так мощно. В частности, из-за этого вторая часть проигрывает первой. Язык не поворачивается столь интересному сериалу дать оценку «хуже». Точнее будет сказать, что это просто нечто другое – хорошее, но не так блестяще отработанное, как «Призраки дома на холме». Эмоциональный накал слабее не только из-за преобладания любовной лирики в сюжете. Она, кстати, здесь передана удачно, без заунывных «розовых» перегибов – и даже самые банальные твисты, вроде супружеской измены, показаны интересно. Во время просмотра меньше бросает в дрожь, поскольку грустные сюжетные линии уже не так пропитаны отчаянием, как это было в первой части.

Кадр из сериала «Призраки усадьбы Блай»/ Netflix

В остальном – без нареканий. Актерский состав просто прекрасен. Что редкость – дети-актеры неплохо справились. Особенно, конечно, надо отметить, чувственную игру Виктории Педретти: ее исполнение буквально проникает в сознание зрителя и вытаскивает наружу самые сокровенные чувства. Она так глубоко «залезла» под кожу своей героини, что зритель в определенные моменты вместе с Дэни будет радоваться, грустить или даже испытывать панические атаки.

Да и остальные актеры не остаются на «задниках». Пусть главная роль отдана Виктории Педретти, однако на деле каждый играет в картине свою партию, и каждый важен. Хочется, например, выделить проникновенную игру Т’Нии Миллер, чей талант особенно раскрылся в пятом эпизоде (всего их, к слову, девять), когда история Ханны получила серьезное развитие. Эта серия одна из лучших в сериале «Призраки усадьбы Блай», если не лучшая. Она сбивает с толку странными (в хорошем смысле) сценами, а ее яркий финал взвинчивает до предела зрительские эмоции и дарит громовую разрядку. Так все продуманно, трепетно и драматично. Душераздирающе – так можно описать мощный перформанс Миллер, но будто и этого слова мало. Удивительно тонко прочувствовали любовную линию своих персонажей Оливер Джексон-Коэн и Тахира Шариф. От этих двоих не оторваться. Свой виртуозный вальс актеры исполняют в необыкновенно колоритных локациях. Будто окутанный призрачной дымкой таинственности особняк дарит нам несколько живописных сцен с богатыми интерьерами, где все – от кукольного домика до картин – хочется разглядывать и разглядывать.

Кадр из сериала «Призраки усадьбы Блай»/ Netflix

А еще в сериале «Призраки усадьбы Блай» есть одно из самых эффектных появлений призрака в истории кино. Холодная, безликая леди из озера с железной хваткой, от вида и действий которой сразу накатывает ужас. Ее появления редки, но всегда впечатляющи – будто сама леди из озера хватает нас за горло и лишает дыхания, заставляя неотрывно смотреть за происходящим на экране. Минималистичный, добротно сделанный страшный грим с чуть заметными контурами лица и серо-белой кожей, классический комплект «черные мокрые волосы и белая ночная рубашка», отличная игра актрисы Кейт Сигел, леденящее душу музыкальное сопровождение. Ощущения покрепче всяких жутких монашек или мяукающих мальчиков с подводкой. А предыстория леди из озера полна оригинальных деталей, которые нам подают самым интригующим образом.

Особенно сильна вторая часть «Призраков» тем, что привлекало и в первой, где отлично были прописаны дополнительные арки, раскрывающие те или иные личные проблемы персонажей. На этот раз мы вместе с героями рассуждаем о темах зависимости от прошлого, побега от себя и, соответственно, принятия себя, ответственности и так далее. Мы переживаем за амбициозного повара, привязанного к больной матери, экономку, которая боится вырваться из «зоны комфорта», и не только. Герои борются за свои мечты, пытаются научиться не винить себя за трагедии прошлого и ищут покой в своем сердце. Так что волнуют нас далеко не только дела сердечные и призраки. Еще важно то, что в «Призраках усадьбы Блай» нет «сквозных» персонажей. Истории всех героев важны – об этом нам напоминают на протяжении сериала и подчеркивают в финале, когда все линии переплетаются.

Сериал «Призраки усадьбы Блай» – это вам не простой средненький хоррор с пачкой скримеров и всем этим привычным добром, который можно посмотреть и забыть. Это продуманная постановка, с душой рассказанные удивительные истории и искренние эмоции. Такой опыт надо испытать и оставить у себя в сердце. Лента так впечатляет, что не жалко даже потратить время на повторный просмотр. Пока ждем новую, обязательно крутую третью призрачную историю от Майка Флэнегана, можно заняться как раз этим – снова нажать на Play и вернуться в таинственное поместье Блай.

Читайте также