Аарон Соркин возвращается к судебным драмам и зарисовывает борьбу американской оппозиции и власти в фильме «Суд над чикагской семеркой». Разбираемся в нашей рецензии, кому и почему не стоит пропускать эту новинку Netflix.
Спустя 28 лет после своего сценарного дебюта в большом кино, который пришелся на фильм «Несколько хороших парней», Аарон Соркин вновь поработал над судебной драмой. В написанной и поставленной им картине «Суд над чикагской семеркой» (также «Дело чикагской семерки», в оригинале The Trial of the Chicago 7) прославленный кинематографист переносит на экраны реальную историю нашумевшего в 1969 году политического судебного процесса над несколькими общественными активистами.
Действия фильма «Суд над чикагской семеркой» развиваются в конце 60-х годов прошлого века в США. Одновременно с 35-м слетом Демократической партии в Чикаго назревает серия демонстраций с участием нескольких общественных движений. Каждое из них настроено против отправки во Вьетнам американских военных. Тем временем в город стягиваются 5000 солдат, которые вместе с полицией призваны контролировать и подавлять акции митингующих. Напряженная обстановка в итоге выливается в столкновения между активистами и полицией. Спустя пять месяцев после событий Министерство юстиции США намеревается усадить восьмерку (да, сперва это была именно «чикагская восьмерка») лидеров и участников чикагских митингов за решетку, начиная судебный процесс над обвиняемыми в беспорядках.
Вслед за своим режиссерским дебютом, лентой «Большая игра» (2017), Соркин вновь переносит на экраны реальную историю. На этот раз остросоциальную как для конца 60-х, так и для XXI века. В исторической драме «Суд над чикагской семеркой» кинематографист запечатлевает борьбу американской власти с оппозицией жесткими и грязными способами на фоне трагических для страны событий. Противостояние человека и системы, можно сказать, даже героическое, здесь лишено запредельного пафоса. Однако очевидно, что Соркин не хладнокровный рассказчик той скандальной истории. Симпатии автора на стороне тех, кто храбро заявлял о своем мнении против отправки на бессмысленную смерть тысяч американских парней. Но Соркин ратует за гуманизм, поэтому его фильм так легко принять и прочувствовать.
Внушительная часть сюжета фильма «Суд над чикагской семеркой» вращается вокруг судебного процесса непосредственно в зале суда и за его пределами, затянувшегося в реальности на несколько месяцев. Нелинейное повествование временами демонстрирует нам флешбэки, выстраивая более четкую картину произошедшего до юридического разбирательства. Помимо игровых сцен, Соркин прибегает к вкраплениям документальной хроники, подчеркивая значимый и страшный характер разворачивающихся на экране событий.
Самый сок ленты Соркина заключается именно в судебном процессе. Начинается он с мастерски воплощенного на экране абсурда, который каким-то чудом случился в зале суда на столь высоком, казалось бы, уровне. Первые же минуты разбирательства демонстрируют настрой и профессиональные качества судьи – точнее, их острый недостаток. Разношерстный состав подсудимых из нескольких социальных групп, будь то ироничные и свободомыслящие хиппи, дерзкий глава «Черных пантер» или сдержанные и воспитанные лидеры студенческой демократической организации, вместе с запоминающимся составом защиты и обвинения, а также судьей в рамках процесса дает яркую палитру образов и реакций. В серьезных судебных драмах сложно встретить более самобытный и колоритный подбор персонажей, которые расцветают в талантливо прописанных диалогах Соркина. Крупицы юмора точечно украшают эти диалоги, пронизывающие фильм в целом и персонажей в частности жизненной энергией и некоей поэтичностью.
Мастерский сценарный материал Соркин доверяет воплощать внушительному актерскому составу фильма. В ленте «Суд над чикагской семеркой», пожалуй, нет одного конкретного перформанса, который бы блистал на общем фоне – однако есть целая россыпь крепких работ первоклассного уровня. Саша Барон Коэн вновь демонстрирует, что может блестяще справляться и с драматическими ролями. Оскароносный Марк Райлэнс в своем фирменном меланхоличном стиле исполняет адвоката, отвоевывающего у жесткой системы нескольких жертв режима. Власть, пускай и не на высших уровнях, представляет, например, не потерявший остатки человечности персонаж Джозефа Гордона-Левитта, который в течение этого процесса идет на своего рода сделку с собственной совестью. Фрэнк Ланджелла настолько чутко вживается в роль профнепригодного судьи, что его персонажа искренне начинаешь презирать за дилетантство, бесчеловечность и высокомерие. В своих небольших ролях эффектны и эффективны Майкл Китон и Джон Доумен. Не менее точно попадают в образы Яхья Абдул-Матин II, Эдди Редмэйн и Джереми Стронг. В фильме «Суд над чикагской семеркой» каждый актер находится на своем месте и отменно исполняет предназначенную ему роль. Поэтому два часа наблюдать за преимущественно лишь говорящими друг с другом персонажами так легко и интересно.
В ленте «Суд над чикагской семеркой» Аарон Соркин не только в очередной раз демонстрирует мастерство сценариста, но и делает шаг вперед в качестве постановщика. В этой драме режиссер действует заметно увереннее, чем в «Большой игре». Соркин-режиссер не просто выступает «приложением» к Соркину-сценаристу, а работает в качестве полноценного партнера, более мастеровито управляющего постановкой, с учетом того, что речь идет все-таки о разговорном кино. Но здесь важно сделать уточнение: если вы не переносите судебные драмы или разговорное кино как вид, то даже магия Соркина не сможет влюбить вас в эти бережно срежиссированные и с чутким знанием дела написанные диалоги.
«Суд над чикагской семеркой» – мастерская судебная драма Аарона Соркина, которая выделяется отменными диалогами и прекрасной работой талантливого актерского состава. Коллекция Netflix пополнилась образцовым разговорным кино с большой буквы, которое будет очевидным участником наградного сезона, если он все-таки состоится.