«Хелстром» – это мрачная история семьи Хелстром, так что название более чем подходящее. Все крутится именно вокруг этого необычного семейства, их проблем и драматичной истории. Концентрации на заговоре таинственного сообщества под названием «Кровь», истинном зле и угрозе миру нет – эти темы как бы «сопровождают» семейство, но не оттягивают внимание на себя, благодаря чему сохраняется целостность повествования и фокус внимания. В начале сериала мы знакомимся с братом и сестрой Дэймоном и Аной Хелстром в исполнении Тома Остина и Сидни Леммон. Детство у героев было так себе: отец оказался серийным убийцей, и его «вклад» в воспитание детей остался в виде пошатнувшегося психического здоровья, в то время как их мать Виктория (Элизабет Марвел) и вовсе загремела в психлечебницу. Правда, проблема Виктории приобретает не только эмоциональный характер, но и сверхъестественный, поскольку в теле женщины уже долгие годы заперта демоница.
Брат и сестра после трагических событий прошлого не особо стремятся к воссоединению семьи. Живут в разных городах, не созваниваются и даже не переписываются. Однако, несмотря на расстояние и годы разлуки, кое-что общее у героев все же остается. Оба ведут двойную жизнь, то и дело ввязываясь в мистические делишки. Дэймон остался ухаживать за матерью: он ищет способ изгнать из Виктории адское существо, которое крепко засело в ее голове. Работает он преподавателем этики, а в свободное время заявляется в дома несчастных одержимых или просто запутавшихся людей и промышляет экзорцизмом. Их с Аной отец был демоном со сверхъестественными способностями, так что силы достались и детям, чем Дэймон активно – хотя и без особого удовольствия – пользуется. С Аной та же история. Одаренная, как и Дэймон, Ана работает экспертом по старинным артефактам; вместе с преданным помощником и другом Крисом Йеном (Ален Юи) они занимаются оценкой и продажей ценных экспонатов. Параллельно же Ана и Крис выслеживают мерзких и чрезвычайно опасных преступников, которые разгуливают на свободе, и разбираются с ними – по-своему.
Однако как бы Дэймон и Ана ни старались избегать друг друга, судьба все же вновь их сводит. Брат и сестра одновременно выходят на одно дело, которое связано с пробуждением опасного, свирепого и чрезвычайно могущественного существа, которое не только оставляет после себя горы трупов, но и делает отметки на невинных жертвах, благодаря которым в этих людей вселяются демоны. Злая ирония здесь не только в том, что Дэймон и Ана параллельно выходят на этот случай. Этот выходец из ада оказывается их отцом, который считался мертвым. Теперь героям придется объединиться, чтобы справиться с потенциальной угрозой для всего человечества, а также, возможно, наконец-то освободить свою мать и заодно разобраться с мрачным грузом прошлого.
В целом в сюжете нет ничего удивительного. Брат и сестра борются со злом – обязательно на фоне семейной драмы и спустя некоторое время после конфликта и разлуки. Как оригинально. Однако наличие такого явного шаблона не мешает остальным элементам истории складываться в интересные сочетания и интриговать зрителей – где-то более, где-то менее. И этих крупиц, из которых собирается полная заманчивых тайн и активных действий история, предостаточно для того, чтобы просмотр не был скучным. То, как Дэймон и Ана подходят к делу – их образ мыслей, принятые решения, дерзкие выходки, неординарные способы решения проблем. То, как «Хелстром» обновляет мифологию о демонах – со своими «фишками» про одержимость и крутым визуальным эффектом с глазами (это если вы думаете, что после «Сверхъестественного» вас ничем не удивить). Все это, вкупе с происхождением персонажей, делает происходящее пусть и «привычным» для поклонников направления «дьявольского» кино, но в то же время занимательным. Конечно, в шоу достаточно твистов, которые можно предугадать, однако часть сюжетных поворотов и действий персонажей приятно удивляет своей внезапностью.
Правда, как бы Пол Збышевски ни старался, а полностью избавиться от супергеройских марвеловских клише сериалу не удалось. К сожалению, здесь работает жадное желание Marvel Television вклиниться в киновселенную Marvel, чтобы удовлетворить фан-базу, хотя четких отсылок к MCU пока не видать. Marvel застревает в своих же схемах, не давая вырваться из них проекту, который лучше смотрелся бы как автономный. Компания рассматривает в своих проектах с разных ракурсов темы любви, дружбы и семьи – и это полезно, никто не спорит. Именно это добавляет фильмам MCU тепло и душевность, благодаря в том числе которым картины «работают» и вот уже десять лет стабильно покоряют все новых и новых зрителей. И если на старте «Хелстром» намекает на разрыв шаблонов, то с развитием сюжета сериалу удается по-настоящему удивить лишь в отдельных твистах – он все больше погружается в главные темы Marvel. Воссоединение разобщенной команды, участники которой перебрасываются «взрослой» версией марвеловских подколов, а между тем гоняются за волшебным артефактом. Им на пятки наступает типа непобедимый злодей-громила, пока разговорчивая антагонистка в теле Виктории пудрит всем мозги. Плавали, знаем. Многолетний конфликт решается обнимашками и слезами, дерзкие бунтари Ана и Дэймон превращаются в плюшевых милашек (ну, почти). Финальный сюжетный поворот в духе сцен после титров блокбастеров Marvel – намек на 2 сезон. Занавес.
Особо стоит подчеркнуть, что сериалу «Хелстром» удается удерживать зрительское внимание, несмотря на подчас не особо захватывающие зрелища. Ведь получается же у Marvel удерживать аудиторию, не выходя за рамки сцен категории «16+» – а «Хелстром» предлагает кое-что «непривычное» и показывает контент для взрослой аудитории (хотя постельные сцены и действия в духе ударить персонажа топором от нас «бережно» утаили, оставив лишь краткие «тизеры»). Примеры более удачного «не такого кинокомикса» можно встретить не только у DC (не будем отходить от двух гигантов и вспоминать «Пацанов», «Хеллбоя» и «Город грехов», например). Если обращаться к теме «других» адаптаций Marvel, то первым в голову, конечно, приходит «Легион». Этот бесподобный сериал перевернул с ног на голову и перетряхнул супергероику, выдав неожиданный, сюрреалистичный и неординарный результат. «Хелстром» на старте идет в эту сторону, но одной только оригинальной подачи ему не хватает, чтобы стать таким же крепким и волнующим. Уход из MCU помог бы этой демонической истории стать чем-то более уникальным, а не просто в меру интересным сериалом.
Хоррор-приемы, которые наряду с ругательствами повысили планку «Хелстрома» до «взрослого кино», выглядят зловеще, что ощутимо повышает градус напряжения. Но – не пугают, хотя местами заставляют испытывать отвращение, для ужаса это в плюс. Мистические проявления в духе «Константина» (того, что с Киану Ривзом) и ужасающие сцены с изуродованными трупами показывают, что в команде Marvel еще способны немного добавить жару, хотя тут создатели как будто работают вполсилы, осторожничают. Для фанатов экранизаций комиксов Marvel, которые ничего не имеют против хорроров, это все равно может стать каким-то немыслимым откровением. Но не таким чокнутым, как «Легион», конечно (не прекратим приводить его в пример, не просите). Невообразимого ужасного чуда, который обещает трейлер, ждать не стоит. «Хелстром» – неплохой сериал с некоторыми классными хоррор-задумками, но «выстреливает» он только в отдельных моментах, а не в целом.
Есть в сериале «Хелстром» еще кое-что цепляющее. Речь (увы) не о визуале, от которого не захватывает дух, но все же он дарит несколько крутых сцен. Речь о дуэте Тома Остина и Сидни Леммон. Забавные перепалки Дэймона и Аны выглядят бодро и забавно, хотя ближе к финалу они начинают затягиваться и превращаться в детский сад. Пусть диалоги ленты в целом обошлись без сложных глубоких рассуждений (хотя немного философии имеется), зато отдельные яркие фразы, стиль речи персонажей, мрачные шутки и легкий сарказм доставляют – особенно от лица этих двоих. Радует шутка Аны с фразой «клянусь на мизинчике» в сочетании с демонстрацией среднего пальца. Да и колорита у сестры и брата хоть отбавляй, образы и поведение персонажей запоминаются моментально. Ана, конечно же, круче.
Со злодеями «Хелстрома» не все так однозначно, как хотелось бы. Вроде бы есть демоница внутри Виктории – неожиданные перфомансы Элизабет Марвел завораживают до мурашек. Однако вырвавшийся на свободу демон, который отец Аны и Дэймона, обрисован слабо. Он силен, да, но его присутствия не ощущается. Будто пустоголовый тролль, без характера, просто крушит все вокруг и плетется за центральным дуэтом. Ну да, это чистое зло, из которого выкачана вся человечность и все такое... Но он должен был стать наводящей жуть тенью, преследующей героев – а мы о нем вспоминаем лишь в моменты появления этого громилы, обезличенной версии куда более любопытного Тирана из Resident Evil. Часть претензий к злодею отпадает во второй половине сезона, не будем спойлерить, почему так. Однако объясняющий логику ввода такого персонажа твист не отрицает того, что демон мог бы быть и поинтереснее.
Сериал «Хелстром» показал нам марвеловскую смесь семейной драмы и демонического хоррора. То, что авторы крутятся и развиваются в своих сценариях по уже давно намеченному пути, очевидно. Но, видимо, даже такие смелые «экспериментальные» идеи не могут идти против устоявшихся правил Кинематографической вселенной Marvel. Тем не менее, радует, что со всей своей кровью, противоречивыми поступками героев, шокирующими сценами и мрачными юмором «Хелстром» становится хоть каким-то новым логичным шагом в развитии MCU – на этот раз в направлении ужастиков.