​Gorillaz «Song Machine, Season One: Strange Timez». Добрые песни для странных времен

Свежий релиз Gorillaz – попытка переосмыслить стандартный альбомный формат. И начало нового этапа в жизни группы.

Главным козырем «Song Machine, Season One: Strange Timez» называют звездный состав, но это не новый прием для Gorillaz. Взять хотя бы позапрошлый «Humanz» (2017): Грейс Джонс, Pusha-T, вокалистка Savages Дженни Бет, Бенджамин Клементин и многие другие. Здесь же в глаза (и уши) сразу бросается дуэт с Робертом Смитом «Strange Timez»: он дал название альбому и идет первым в треклисте. К тому же Смит не так уж часто записывает совместные треки с другими артистами, а нового альбома The Cure фанаты ждут уже много лет. «Strange Timez» чем-то напоминает «Not In Love» Crystal Castles – пожалуй, самую известную песню Смита, записанную «за пределами» The Cure. «Strange Timez» – это еще и первая композиция с альбома, записанная во время пандемии, так что без рассуждений об актуальных проблемах не обошлось.

В целом же у пластинки настрой позитивный и даже эскапистский (чего только стоит «Pac-Man», посвященная одноименной видеоигре). Разнообразие звучания отчасти обеспечивают гости – тут и рэперы (ScHoolboy Q), и соул-музыканты (Ли Джон), и электронщики (Джорджия), и панки (Slaves). Электроники и хип-хопа предсказуемо больше, чем остального, общая «расслабленность» тоже давно стала фишкой группы – но до самоповторов не доходит. И дело не только в гостях, но и в мелодическом таланте Дэймона Албарна, который с годами не просто не исчез – даже не ослаб. 52-летний артист нисколько не растерял интереса к музыке и полностью отдается своим проектам. Именно поэтому Элтон Джон сразу же согласился записать с Gorillaz совместную песню: по его мнению, энтузиазм Албарна дорогого стоит.

Бывают дуэты «для галочки», но это не про Gorillaz. Индивидуальность приглашенных музыкантов сохранена. В «Aries» с участием Питера Хука отчетливо слышны мотивы Joy Division, «The Valley of the Pagans» могла бы выйти и на альбоме Бека (правда, скорее экспериментальном), а голос Элтона Джона в «Pink Phantom» узнается с первой секунды – в отличие от вышедшей в этом же году песни Леди Гаги «Sine From Above», где Элтон также принял участие. Есть и менее известные, но не менее интересные артисты – например, малийско-французская певица Фатумата Диавара (номинантка на «Грэмми», к слову). Любовь Дэймона Албарна к африканской музыке известна давно, в 2002 году у него даже выходил альбом «Mali Music».

Большая часть композиций уже выходила раньше, поэтому «основную» часть альбома слушать не так интересно, как делюкс-версию с 17 песнями. Не очень понятно, почему эти шесть вещей вышли только в виде бонус-треков. И сами песни хорошие, и имена интересные (JPEGMAFIA, Joan As A Police Woman, Unknown Mortal Orchestra). В число бонус-треков попала и композиция «How Far?», записанная при участии рэпера Skepta и Тони Аллена, барабанщика Фелы Кути и участника другой группы Дэймона Албарна The Good, The Bad & The Queen. В апреле Аллен ушел из жизни, и песня была выпущена в честь его памяти.

Тех, кто хорошо знает Gorillaz, «Song Machine…» не удивит. Некоторым фанатам альбом даже показался слабым, потому что на нем нет ничего неожиданного. Но, во-первых, это далеко не для всех недостаток. Во-вторых (и самое главное) – Gorillaz всегда были не просто музыкальной группой, а полноценным культурным явлением. Дискуссии на тему «заменят ли виртуальные артисты живых» идут постоянно. И, по иронии, самой успешной виртуальной группой по-прежнему остается та, которая была придумана более 20 лет назад. У проекта два создателя – талантливый музыкант Дэймон Албарн и не менее талантливый художник Джейми Хьюлетт. Концепция виртуальной группы кажется очень привлекательной, но она работает, если персонажи и их история продуманы до мельчайших деталей. А это требует гораздо большего умственного и творческого труда, чем создание имиджа, съемки клипов «человеческих» артистов и многое другое. Нарисованные музыканты Gorillaz даже дают интервью и ведут передачи.

Поэтому «Song Machine…» нельзя рассматривать как обычный релиз. Сами Gorillaz придумали его как протест против стереотипов и попытку выйти из стандартного альбомного цикла. И первый же клип «Momentary Bliss» оправдал громкие слова – живые герои взаимодействуют с анимированными, а само действие происходит в студии группы. Далее выходили новые эпизоды, что было больше похоже на сериал, чем на музыкальный релиз. Интерес к альбому «Song Machine…» подогревался с января, градус ожидания нарастал – особенно для поклонников, отслеживающих каждый шаг кумиров (поэтому некоторые и разочаровались). Критикам пластинка, наоборот, понравилась, а The Independent даже назвали ее «лучшей работой группы за десятилетие». С этим можно поспорить, но «Song Machine…» однозначно получился качественным.

Похоже, альбом «Song Machine, Season One: Strange Timez» – только начало очередного этапа в жизни Gorillaz. Новый сезон проекта Song Machine уже не за горами: недавно Дэймон Албарн в интервью испанской радиостанции Metro 95.1 сообщил, что работа над второй частью может стартовать уже в феврале 2021 года. Затем он поговорил с еще одним испанским СМИ (La Tercera). Краткое содержание: одна из песен для 2 сезона Song Machine уже готова (осталось только ее записать), вторая часть выйдет «раньше, чем вы думаете», а еще ведутся переговоры с Netflix(!) о съемках фильма. Также нас ждет виртуальный концерт Song Machine Live, намеченный на 13 декабря: говорят, Джейми Хьюлетт подготовил какие-то сумасшедшие эффекты. Наблюдать за Gorillaz по-прежнему интересно, и мы определенно продолжим это делать.

Читайте также