Сериал «Ход королевы», снятый по мотивам одноименного романа Уолтера Стоуна Тевиса, переносит нас в 1950-1960-е годы и знакомит с шахматным вундеркиндом по имени Элизабет Хармон в исполнении Ани Тейлор-Джой. Еще будучи совсем маленькой, Бет пришлось столкнуться с недетскими проблемами. Ее мать, у которой были некоторые проблемы с психическим здоровьем, погибла в автомобильной катастрофе. Своего отца Бет никогда не знала. Поскольку больше у нее не было родственников, 8-летнюю девочку отправили в приют.
Замкнутая и неразговорчивая, Бет оказалась весьма смышленой ученицей, способной решать сложные задачи и схватывать все на лету. Однако с первых же дней в приюте ее заворожили шахматы – удивительная игра, в которую увлеченно играл такой же необщительный и тихий уборщик мистер Шейбел (Билл Кэмп). Не сразу, но Бет все же уговорила мистера Шейбела научить ее играть. После нескольких партий тот понял, что у Бет есть хороший потенциал, и познакомил ее с представителем одного шахматного клуба.
Спустя годы страсть Бет к шахматам только крепнет. Она активно развивает свои навыки, принимая участия в турнирах и демонстрируя на соревнованиях гениальные шахматные партии. Однако кое-что не так. В один момент Бет серьезно увлеклась транквилизаторами, которые сформировали у нее тягу к таблеткам. Раньше они помогали ей расслабиться и отбросить ненужные мысли, но в конце концов это стало зависимостью, к которой добавился еще и алкоголизм. Теперь Бет предстоит борьба не только за титул Чемпионки мира по шахматам. Чтобы не поставить крест на своей гениальности, ей необходимо взять под контроль пагубные привычки. В этом поединке у нее два главных соперника: знаменитый русский гроссмейстер, с которым Бет непременно хочет сойтись в партии, и она сама.
Роль в сериале «Ход королевы» – однозначно одна из лучших в карьере Ани Тейлор-Джой. Напористость героини, сила ее характера захватывает дух покруче всяких экшенов и хорроров, а еще по-настоящему воодушевляет. По словам Тейлор-Джой, при воплощении роли Бет она вдохновлялась другой своей героиней – Ульяной Распутиной из «Новых мутантов» (да, фильм провалился, но Мэджик крута). Собственно, это заметно: стержень столь дерзкого персонажа, который без лишних церемоний берет то, что ему нужно, чувствуется, однако в остальном это совершенно новая героиня. Бет в исполнении Ани Тейлор-Джой, несмотря на юный возраст, знает, чего хочет, и идет к этому красивым и коротким путем, она настроена серьезно, там, где нужно, она может быть грубой. При этом Бет полна жизни и энергии, она по-хорошему непонятна и хранит свою загадку, так что следить хочется буквально за каждым ее действием, чтобы видеть ее стратегию во всей красе.
Героиня не тратит время на пустую болтовню о своей гениальности и экстравагантные выходки, а спокойно и четко двигается к намеченным целям. Бет ставит перед собой задачу, уверенно заявляет, что справится с ней, и делает это. Ее раздражают стереотипы о женщинах в шахматах и придуманные СМИ ярлыки, как и нас, зрителей, ведь проблема полностью раскрыта и подана наглядно. Но эти разговоры и чужие мнения не заставят ее оступиться. Бет не из тех, кто делает что-либо в угоду обществу, чтобы что-то кому-то доказать. Бет стремится к своей мечте. Настрой персонажа крепко держит наше внимание с самого первого эпизода и до грандиозного финала. Бет так западает в душу благодаря тому, что Аня Тейлор-Джой концентрирует эмоции, выдает сильную и элегантную сдержанность вкупе с убедительной твердостью духа героини. Полное погружение в своего персонажа, задумчивого интроверта и социопата.
Главная звезда в «Ходе королевы» Аня Тейлор-Джой, однако по качеству игры актерский состав ей не уступает. Второстепенным персонажам веришь, погружаешься в их истории с головой. Гарри Меллинг, который сыграл шахматиста Гарри Белтика, подарил полный сюрпризов и приятных неловкостей перформанс, раздражающий и трогательный, прекрасно дополняющий историю. Отношения Бет с ее наставником, мистером Шейбелом, показаны во всей своей волнительной глубине. Эти герои во многом похожи: два матерых шахматиста, которые не признают сентиментальности, «обнимашек» и подобной чепухи. И все же их отношения – одно из самых теплых и искренних проявлений дружбы в кино.
Режиссером, сценаристом и продюсером «Хода королевы» выступает Скотт Фрэнк, автор «Логана», и он точно знает, как сблизить зрителя с персонажем. Связь зрителя с героями закрепляют не только цепляющие диалоги, но и блестящие сцены с шахматными партиями и «беззвучными» разговорами, когда противники обмениваются легкими ухмылками и многозначительными взглядами. В «Ходе королевы» нам демонстрируют, как много значат мастерство актеров, постановщика, оператора и монтажера: в этих «немых беседах» раскрываются и сталкиваются характеры игроков, и благодаря тому, как выстроены сцены, кажется, что искры при этих столкновениях летят самые настоящие.
По части визуального решения «Ход королевы» также на высоте. Все продумано в соответствии с духом времени. Стильные образы, колоритные интерьеры, живописные виды сняты с бережным вниманием к деталям. Добавляет жизни мягкий подход к крупным планам и теплая палитра. Появление «сюрреалистичных» шахмат на потолке, когда Бет упражняется в игре, выглядит неожиданно, однако в полотно сериала вписывается органично. Чувственный визуал «подпитывает» чутко подобранный саундтрек. Классика, ретро-треки и оригинальная музыка композитора Карлоса Рафаэля Риверы добавляют ленте бодрости.
В структуре сериала «Ход королевы» все на своем месте. Во время просмотра ничто не отвлекает от основных этапов «взросления» героини. Любовные линии гармонично дополняют историю – они не сбивают бодрый насыщенный темп рассказа и не выглядят приторно. Возможно, сцены с фанатами и пожилыми шахматистами в финале были местами неправдоподобно милыми, но этот нюанс лишь чуть насторожил, в остальном все работает как часы.
Сериал «Ход королевы» позволяет нам проникнуться теми страстью, одержимостью и властью, которые ощущает Элизабет. Под впечатлением от просмотра даже возникает желание и самому сыграть в шахматы. Все это разнообразие партий и стилей игры («быстрые» партии, рапид, – это нечто) увлекает настолько, что так и тянет поскорее влиться в процесс. И будто перед нами настоящий психологический триллер с элементами драмы, который берет за живое и проникает зрителю в голову. А раз лента дарит такую палитру будоражащих сознание сцен, то вывод один – пропускать эту партию с Аней Тейлор-Джой никак нельзя.