15 лет назад, в 2005 году, Сэм и Дин Винчестеры в исполнении Джареда Падалеки и Дженсена Эклса отправились на поиски отца Джона (Джеффри Дин Морган), который исчез таинственным образом. Братья воссоединились после долгой разлуки и занялись семейным делом – охотой на злобных вампиров, призраков, вендиго и других монстров. Так начался их долгий захватывающий путь, о котором нам рассказали в ставшем культовым сериале «Сверхъестественное». У вас тоже скатилась слеза ностальгии? 20 ноября The CW (у нас можно посмотреть, например, на «Кинопоиск HD») выпустил 20 эпизод 15 сезона «Сверхъестественного», который стал финальным для шоу. Можно ли назвать концовку достойной? Однозначно, да. Явные «проблемы» последней серии даже сыграли на руку для создания идеального прощания. Рассказываем, с чего вдруг такой парадокс.
Истинный финал «Сверхъестественного» составляют как 19-й, так и 20-й эпизоды. Для полноты картины и основательного погружения смотреть их надо друг за другом. Хотя и разделение на части не мешает – за счет этого поклонники получили возможность сначала разобраться с мифологией сериала, а уже затем – с личной историей Винчестеров.
В 19 серии Сэм и Дин (начало спойлера) победили Бога/ Чака Ширли (Роб Бенедикт) с помощью Джека Клайна (Александр Калверт), который поглотил силу всемогущего творца и занял его «пост» (конец спойлера). В конце эпизода Винчестеры с полной уверенностью в том, что очередной апокалипсис предотвращен – правда, только в их вселенной, ну вы поняли, – отправились домой, в Бункер Просвещенных.
В 20 эпизоде Сэм и Дин чуть передохнули и вновь засели за поиски нового дела. Да, они без «family business» никак – пусть на их счету спасение мира и все такое, но монстры сами на себя не поохотятся. Нам показали, как мило братья проводят время вместе. Даже был уморительный эпизод, посвященный большой любви Дина – пирогам. И следом – новое загадочное расследование. Поиски пропавших детей, которых похитила таинственная банда в масках, навели братьев на след коварных вампиров. Среди них даже оказалась их давняя знакомая. Традиционное спасение невинных, напряженная драка с плохими парнями, все как мы любим. Миссия выполнена. Хотя нет, стойте. В этот раз все несколько иначе – исход самой обычной охоты потрясет любого зрителя. Ужасная трагедия перевернула жизни братьев раз и навсегда, и все за пару минут и из-за, казалось бы, нелепой случайности. Финальная, нереально эмоциональная часть эпизода – то, что происходило с героями дальше, а также благодарственные слова Джареда Падалеки и Дженсена Эклса поклонникам.
Далее три абзаца с жесткими спойлерами!
Концовка, а точнее аж середина 20-го эпизода, куда авторы внезапно решили вставить главный сюжетный поворот, шокирует. Она сбивает с толку, потрясает, ужасно печалит… какие тут еще слова можно подобрать? Дин погибает во время обычной потасовки с какими-то отморозками-вампирами – далеко не самыми смертоносными противниками Винчестеров. Герой во время битвы натыкается на острую арматуру, получает смертельную травму, успевает перед смертью попрощаться с Сэмом и отправляется в рай. Там, наверху, Джек уже навел свои порядки вместе с вернувшимся Кастиэлем (Миша Коллинз) – убрал «стены» и позволил душам жить свободно, вне воспоминаний.
Никакой запредельной зрелищности. Никаких масштабных дорогих эндшпилей в духе «Мстителей: Финал». Тихое прощание культового персонажа после, как могут посчитать многие, глупой смерти. Так в чем же шок? Именно в этом – легенда погибает так обыденно, без супермасштабов мировой значимости, уже после противостояния с самим Богом. Дин успевает немного пожить счастливой жизнью с братом, но не получает возможности продолжить линию «долго и счастливо», пока Сэм с грузом тяжелой утраты на сердце проживает остаток дней.
Каждый видит свой идеальный финал «Сверхъестественного», многие теории о развязке имеют место быть. Однако в данном раскладе – Дин умер в бою, за любимой охотой, ставшей для него смыслом жизни, а Сэм завел семью и бережно хранил воспоминания о брате – вышло и грустно, и радостно, а еще, что важно, идеально в символическом плане. Чего только стоит тот факт, что диалог братьев перед гибелью Дина отсылает к их похожей беседе в самом начале «Сверхъестественного» (это было слезовыжимательно!!). Значительный, лиричный и в каком-то смысле поэтичный круг, который сделали сценаристы. Нет классических хэппи-эндов – ведь это «Сверхъестественное», тут всегда все было сложно и противоречиво. Дин и Сэм воссоединились в раю у «детки» Импалы, пока где-то рядом находились их родители Джон и Мэри (Саманта Смит), Бобби Сингер (Джим Бивер) и другие родные и друзья. Это и есть идеальный, правильный, счастливый конец «по-сверхъестественному». И глупо отрицать этот факт и злиться на него. Надо, напротив, радоваться, что создатели не изменили себе, не спустили персонажей в воронку героических клише, а завершили историю честно.
Часть со спойлерами кончилась
Со столь значимым и огромным проектом, как «Сверхъестественное», нельзя не упомянуть реакцию публики. Многие фанаты были благодарны создателям за такой долгий глубокий рассказ с такой чувственной концовкой. Однако было и достаточно разочаровавшихся в судьбах братьев. Напрашивается только один вывод: сценаристы и актеры так хорошо проработали персонажей и их взаимоотношения, что любой резкий драматический поворот способен серьезно всколыхнуть всю фан-базу. И да, на Падалеки и Эклсе, конечно же, держится многое, во многом им респект за душевность шоу, которой так прониклись зрители.
Сериал «Сверхъестественное» очень длинный по меркам современного телевидения. И будем честны, авторы немного затянули. Действительно, в некоторых моментах так и напрашивались мысли: «Куда их занесло?». Но ведь «Сверхъестественное» удерживает же как-то внимание зрителей до сих пор? Шоу во многом даже не «про сюжет», а про тепло и домашний уют, которые дарят герои своими «свойскими» шутками, душевными беседами и искренними чувствами. Да и развитие мифологии крепко затянет любого ценителя чего-то в духе «Люцифера», «Американских богов» или, вспомним о классике, «Зачарованных». Возможно, к концу авторы «Сверхъестественного» и впрямь не удержали былую камерность проекта – однако концентрацию на темах семьи и противостоянии добра и зла укрепить удалось. При приближении финала, эпизод за эпизодом, чувствуется наступление такой «атмосферы прощания». В сюжете все сделано так, чтобы зритель вспомнил события всех предыдущих 14 сезонов шоу, за этим ощущается грамотная и серьезная подготовка. К 20 эпизоду зрительские чувства уже на пределе – а ожидаемого грандиозного экшен-шоу все нет и нет.
И впрямь может показаться, что эпичности нам не додали. Однако это абсолютно правильный подход, поскольку вся суть здесь несколько в другом. Благодаря минимуму визуальных эффектов противостояние братьев с Богом получилось проникновенным и многозначительным, а разговоры братьев к концу еще интимнее, чем когда-либо. После всех этих жестких схваток в прошлом уже и не хочется в финале видеть нечто подобное. Нужны диалоги, которые раскрывают развитие персонажей – и они тут есть. Принципы братьев сформировались окончательно. Та сцена, (начало спойлера) когда Бог назвал Дина его лучшим убийцей, а тот наглядно доказал обратное, пощадив Чака (конец спойлера), отлично показывает, что герои не стоят на месте. Такой расклад для братьев Винчестеров важнее, чем батальный эпик.
«Сверхъестественное» – уникальный сериал в плане передачи эмоций и формировании крепкой «семейной» связи героев друг с другом и с аудиторией. Финал отодвигает на задний план красочный экшен, что может удивить зрителя, успевшего привыкнуть к блокбастерам уровня «Звездных войн» и супергероики (Marvel, DC и так далее). Однако история Винчестеров точно останется в сердцах тех, кто наблюдал за их приключениями и успел с ними сдружиться.
Подаренный командой «Сверхъестественного» накал затрагивает все нужные струны. Финальный аккорд сериала оборачивается оглушительной феерией, которая, поднимая в памяти наши собственные впечатления от любимых серий, оставляет после себя мощный эмоциональный всплеск. С одной стороны, это в каком-то смысле опустошает: дорога Винчестеров подошла к концу. С другой – в душе появляется какая-то светлая радость, какую испытываешь только от хорошего окончания хорошей и красивой истории. И эта радостная эмоция настолько сильная, что так и тянет начать смотреть это приключение заново. С того самого загадочного дела о женщине в белом.
Play.