Сегодня, 30 ноября, исполняется 55 лет американскому комику Бену Стиллеру. Артур Завгородний вспоминает несколько фильмов, которые наиболее ярко характеризуют творчество актера.
Бен Стиллер шагает навстречу шестому десятку, сохраняя былой задор. Голливудский актер, режиссер и продюсер, который в юности был барабанщиком, а потом шутил на ТВ, откуда вышли почти все известнейшие американские артисты, по-прежнему на большом экране. Он появляется в самых неожиданных ролях, будь то санитар с нацистскими замашками в «Счастливчике Гилморе», самовлюбленный фитнес-тренер в «Вышибалах», пробивающий дно наркоман-сценарист в «Вечной полночи», тупая модель номер один в мире в «Образцовом самце», старомодный коп-буквоед в «Старски и Хатче» или испанский новостник в «Телеведущем: Легенда о Роне Бургунди». А попутно он пародирует Тома Круза, Брюса Уиллиса и почти любого другого героя олдскульных боевиков.
«Кабельщик» (1996)
После дебюта «Реальность кусается», одного из культовых фильмов поколения «Х», Бен Стиллер поставил мрачную комедию с похожим на маньяка Джимом Керри. Правда, Стиллера здесь почти и нет, хотя роль брошенного бойфренда – то, что он обычно играет, но здесь этот образ отдан Мэттью Бродерику. А солирует Джим Керри как дико навязчивый, воспитанный телевизором кабельщик. Виртуозное кривляние Керри выглядит не столько смешным, сколько страшным, и эта жуть делает абсурдную сатиру особенной в карьере как Стиллера, так и Керри. Оба актера, которых нередко обвиняют в пошлости, идут против ожиданий зрителя: вместо глупой комедии о странном чудаке, получилось заявление о восприятии мира через одержимость поп-культурой, которую Стиллер позже высмеял в пародийных комедиях «Образцовый самец» и «Солдаты неудачи». Кстати, «Кабельщик» – единственный поставленный Стиллером фильм без него в главной роли.
«Не будите спящую собаку» (1996)
«Знакомство с родителями» можно назвать главным в творчестве Стиллера, но на заре карьеры он пережил другое знакомство с родителями – только своими. «Не будите спящую собаку» – комедийный роуд-муви под крылом Miramax в духе Вуди Аллена, где Стиллер выступает в роли приемного сына, который ищет своих настоящих родителей, чтобы обрести уверенность. С историей о поиске корней, как правило, обращаются серьезно, но главный герой оказывается в совершенно дурацком положении, когда знакомится с родней, а потом выясняется, что отец с матерью ненастоящие, и он смущенный и растерянный чувствует себя дураком. Робкий, рассеянный и нерешительный невротик с оттенком идеалиста – вот тот самый Стиллер, которого мы любим. «Не будите спящую собаку» называют его самым смешным и умным фильмом. В конце концов, где еще вы увидите, как Джош Бролин с проколотым соском лижет подмышку Патриции Аркетт?
«Старски и Хатч» (2004)
Пока актер не застрял в «Мадагаскаре» и «Ночи в музее», он сыграл в пародийном боевике, где полицейские накрывают грандиозную сделку – на носу крупная партия кокаина. Бен Стиллер – Старски, Оуэн Уилсон – Хатч. Один играет жестко, строго по правилам, а другой заигрывает с девушками. И если Уилсон есть Уилсон – улыбчивый блондин на расслабоне, то Стиллер – упрямый и храбрый коп с дерзким нравом, для которого закон – религия. Темные кудри, узкие джинсы, красный Ford Gran Torino и парик с усами для большего эффекта. Он накачивается кокаином, думая, что это сахар, пляшет диско сексуально и зажигательно, аж дым валит из всех стволов. В комедии, основанной на древнем сериале, дуэт Уилсона и Стиллера прекрасен. Еще тут Винс Вон изображает торговца наркотиками, а Уилл Феррелл появляется в забавной роли заключенного, у которого фетиш на драконов.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013)
Образ наивного простака, который попадает в неловкие ситуации, стал визитной карточкой Стиллера. Однако актер воплощал и влюбленных романтиков, будь то прославившая его летняя классика «Все без ума от Мэри», где он бегает за Кэмерон Диаз, или «А вот и Полли», где Стиллер ухлестывает за Дженнифер Энистон, хотя там его переигрывает Филип Сеймур Хоффман в роли самовлюбленного театрала. Но самый романтический герой получился у Стиллера в лирической и духоподъемной «Невероятной жизни Уолтера Митти», где он снова играет одинокого зануду с чувствительной натурой, который бросается в сумасшедшее приключение, чтобы найти фотографию для обложки последнего журнала LIFE. Главный герой – отважный мечтатель, традиционный стиллеровский скучный человек «на распутье», а его эпичное, похожее на фантазию путешествие – праздник, хотя кино – не шедевр.
«Статус Брэда» (2017)
Поздний Бен Стиллер – образ унылого мужчины в кризисе. Герой молча ноет, ощущая себя проигравшим и чувствуя, что жизнь прошла мимо. Неуверенный в себе герой завидует богатым до неприличия одноклассникам. Он сразу и уважает, и ненавидит себя, боготворит деньги, в то же время критикуя их влияние. И хотя режиссура здесь ленивая (размышления героя озвучены закадровым голосом Стиллера), задумчивый актер показывает, что умеет играть глазами, выражая страх, печаль, искреннюю радость и столь же искреннее разочарование, соблазняясь юностью и понимая, что порой жизнь – это посидеть и послушать, без ностальгии, не говоря ни слова. Тихие фильмы, как «Статус Брэда» (и скромные картины Ноа Баумбаха), демонстрируют, что Стиллер – носитель вечной экзистенциальной печали, который чувствует себя сразу и в тюрьме, и на воле.