Коль скоро ретро-рок как стиль обратился в небольшую, но вполне заметную коммерческую силу во всемирном (за исключением, увы, России) масштабе, а настоящих ветеранов рок-музыки по естественным причинам становится все меньше и меньше, то далеко не каждый альбом такого ветерана не то что встречает восторженный прием, но и просто оказывается заметным. Особенно, если мы говорим о неамериканском музыкальном рынке и неамериканских артистах… Однако новейшему сольному альбому Сэра Пола Маккартни «McCartney III» забвение точно не грозит – и не только потому, что его автор некогда был одним из четверки The Beatles. Нет, эта новинка – мастер-класс по сочинению и аранжировке такого музыкального материала, который при всей его блистательности моментом переносит слушателя примерно на 45 лет назад и не отпускает его оттуда.
Название обязывает: выходу «McCartney III» предшествовал естественный в такой ситуации рекламный слоган – прямо из уст Маккартни – что «этот альбом наследует моим сольным работам "McCartney" и "McCartney II" не только своим названием». Но подобные высказывания были явно рассчитаны на тех, кто от музыки и уж тем более осознанной меломании стоит далековато, а про Пола Маккартни знает только то, что он – чрезвычайно известный и уважаемый человек, а вся музыка, выходящая из-под его пальцев, обладает по умолчанию запредельным качеством. Нет, не вся: именно те самые сольные альбомы «McCartney» (1970) и «McCartney II» (1980), записанные музыкантом фактически в одиночестве, отнюдь не собрали мешков восторженных рецензий. Первому из них было трудно тягаться с творческим наследием The Beatles, находившимся тогда на расстоянии вытянутой руки, а второму – с не менее значимым на самом деле песенным бэк-каталогом группы Маккартни Wings, оказавшейся в 70-е даже более коммерчески успешным предприятием, чем один ливерпульский квартет за десятилетие до того. Понятно, что такой успех к Wings не пришел бы за счет исключительно известности будущего Сэра Пола – хорошие песни надо писать в любую эпоху.
А ведь 70-е были не самыми простыми временами для музыкантов с именами, обретенными в 60-е. Превращение рок-музыки из «песен бунта» в совершеннейший мейнстрим требовало выхода и новых, и старых (но в новых аранжировках) песен на многотысячные арены стадионов. Маккартни по собственному не очень удачному опыту в рядах The Beatles знал, что простой звук для огромных арен не годится – желающие узнать о выводах и решениях могут обратиться к блистательному тройному концертному альбому Wings «Wings Over America» (1976). Да и отдельные студийные номера этой группы даже на студийных работах (в частности, на LP «Wings At The Speed Of Sound», также 1976) вплотную граничат с хард-роком.
Все это длинное вступление понадобилось для того, чтобы раскрыть очевидную для меломана тайну: пусть «McCartney III» является сольной работой Пола Маккартни, но по духу он стоит куда ближе именно к классике Wings, нежели к его сольным работам. И пусть его уже предпоследний на сегодня сольник «Egypt Station» (2018) был расхвален экспертами как «коллекция крайне страстных песен», на новом альбоме артист вернул в свой материал насыщенность и известную мощь звучания, которую он не культивировал в студии если не с 1979 года, то уж точно с второй трети 80-х. Но есть и один досадный минус – «McCartney III» открывается очень непоказательным номером, способным испортить чье угодно мнение о работе уважаемого человека. Пьеса «Long Tailed Winter Bird» являет собой не очень внятный электроакустический альтернативный рок, написанный то ли в порядке издевательства над нескромно разрекламированными The Foo Fighters, то ли еще над кем. Настоящий праздник начинается лишь со второй пьесы, слушающейся прямым трибьютом The Beatles – это «Find My Way» с простой и сразу узнаваемой мелодикой, лучащейся фирменной простотой и завлекательностью, столь характерной для Маккартни, и не самой сложной аранжировкой. Понятно и естественно, что хотя бы в силу возраста главного героя от «McCartney III» нельзя ждать рок-н-ролльной лихости – да, упор сделан на баллады. Но, как говорится, есть баллады и баллады – номер «Pretty Boys» и финальный «Winter Bird/ When Winter Comes» напрямую наследуют такой великой тихой пьесе, как «Blackbird» The Beatles (1968). Абсолютно совершенна в своем фолковом звучании «деревенская» баллада «The Kiss Of Venus» – пожалуй, единственное связующее звено с альбомами Маккартни с очень похожими названиями. А вот жалостливая оркестровая баллада эпической длины «Deep Deep Feeling» – это отсылка к более экспериментальным работам уже зрелого музыканта с широким кругом композиторских интересов.
Баллады радуют, но погоду на альбоме делают все же не они. Похоже, у музыканта велика ностальгия именно по временам стадионного успеха Wings, и последствия этого прекрасны. Все начинается с фортепианной баллады «Women And Wives» и продолжается поп-хардовыми номерами «Lavatory Lil» и «Slidin’», при прослушивании которых даже не думаешь о том, что со всеми инструментами Маккартни справился в одиночку – исполнительский напор впечатляет, и невозможно поверить, что артисту уже исполнилось 78 лет! Пьеса «Seize The Day» придерживается такой же групповой стилистики, и производит небезосновательное впечатление того, что мы слышим один из лучших поп-роковых номеров на современной сцене бог весть за сколько лет. Венчает же этот, как принято выражаться, «фейерверк музыкальности», соуловый номер «Deep Down», напоминающая и о нью-орлеанском поп-фанке The Meters, да и о аналогичных экспериментах The Beatles.
Невероятно, но факт: Пол Маккартни записал альбом, который сможет угодить абсолютно всем поклонникам его творчества, и даже слегка экспериментальной его стороны. Но для слушателя, который неравнодушен к наследию Маккартни именно в рядах Wings, «McCartney III» станет источником понятного эмоционального возгласа: «Верните мне мой 1976-й!» И что ж – гений в очередной раз создает в пространстве звукового носителя безотказно работающую машину времени. Остается только пожелать Сэру Полу долгих лет жизни и желания и возможностей записать еще хотя бы с десяток песен аналогичного качества и эмоциональности.