Расширенную вселенную DC бросает из огня да в полымя уже много лет. Откровенные провалы сменяют в лучшем случае добротные, но не выдающиеся жанровые фильмы, а о стабильно высоком (за редким исключением) уровне проектов Киновселенной Marvel продюсерам этой франшизы остается только мечтать. Спасителями серии могли стать в том числе ленты Пэтти Дженкинс о Чудо-женщине в исполнении Галь Гадот. И если первая сольная картина об амазонке Диане Принс за пределами спорных финального твиста и битвы с антагонистом получилась вполне удачной, то сиквел «Чудо-женщина: 1984» разбивает надежду на будущее Расширенной вселенной DC как цельного киномира, состоящего из множества произведений.
Сюжет «Чудо-женщины: 1984» развивается спустя несколько десятилетий после основных событий первой части. Диана обосновалась в Вашингтоне, работает в Смитсоновском институте антропологом, а в «свободное время» в образе Чудо-женщины борется с преступностью. В институте она знакомится с новой неудачливой и неприметной сотрудницей Барбарой Минервой, которая мечтает быть такой же, как Диана, о чем в шутку просит у таинственного артефакта. Диана тоже загадывает желание о возвращении своего возлюбленного Стива Трэвора. В итоге оба желания исполняются, а могущественный камень попадает в руки эгоистичного и падкого на махинации бизнесмена Максвелла Лорда, жаждущего достичь величия. Пробиваясь к власти, Лорд обостряет общественную и политическую ситуацию в мире, которая накаляется до критической отметки…
Как и почти любой супергеройский сиквел, «Чудо-женщина: 1984» пытается быть масштабнее, амбициознее и сложнее первой части. Но делает это так сумбурно и неловко, что в попытках создателей теряется целостность, которой по большей части обладал предыдущий сольный фильм о Диане. Авторы пытаются размышлять на довольно непростую тему: достижение желаний и реализация амбиции любой ценой – на одной чаше весов, и гармония с миром и естественный ход вещей – на другой. Сама по себе тема и идея могли бы «выстрелить», но их реализация в сценарии откровенно подкачала.
Противостояние желаний и далеко не всегда приятной реальности внутри персонажей раскрывается довольно поверхностно и вяло. Так, сыгранная Кристен Уиг Барбара Минерва чуть ли не по щелчку пальца превращается в жестокую злодейку, в финале предстающую перед нами в криповатом образе Гепарды. Внятного переломного момента и достойной мотивации для этого преображения авторы фильма придумать не смогли, так что все упирается в банальную мечту Барбары быть заметной, сильной и ходить на каблуках. Стремление обратить на себя внимание всего мира множество раз встречалось в супергеройском кино, и пример Минервы из «Чудо-женщины: 1984» можно легко причислить к одним из наиболее заурядных. Виноваты в этом все причастные к этому персонажу создатели проекта, кроме самой актрисы.
Не намного лучше дела обстоят с раскрытием темы стремлений и реальности у других персонажей фильма – Чудо-женщины и Максвелла Лорда. Заветная мечта Дианы проста – возвращение Стива Трэвора, которого вновь сыграл Крис Пайн. Линия взаимоотношений этих персонажей в некотором роде напоминает перевертыш линии из первой части. Если в первом сольнике Диана прибыла в обычный мир со своего скрытого от остальных острова и открывала его для себя с помощью Стива, то тут наоборот – уже пилот (правда, не в своем теле, что крайне странно и вызывает множество вопросов), попав в другую эпоху, знакомится с ней «через» Диану. Во второй раз эта придумка работает заметно менее эффективно. Романтические взаимоотношения двух этих персонажей с трудом пытаются держаться «на багаже» первой части и в своей развязке если и вызовут у зрителя хоть какие-то эмоции, то опять же в первую очередь благодаря предыдущему сольному фильму. В целом линия Дианы и Стива теперь не представляет ничего действительно интересного. На них разве что приятно смотреть, но ни сценарий, ни режиссура не дают персонажам другого повода для гордости.
Что касается Максвелла Лорда Педро Паскаля – сам по себе он предстает не самым обычным для супергероики антагонистом. Не всегда отдающий отчет своим действиям авантюрист, поймавший удачу за хвост и решивший воспользоваться этим по полной, мог бы стать по-хорошему непредсказуемым и любопытным персонажем. Однако магический артефакт камень грез, которым он пользуется в собственных интересах, превращает повествование в месиво событий, которые не контролирует не то что персонаж – даже авторы сценария. Его мотивация прославиться и наконец стать успешным проста и в такой реализации банальна, как и желание вызвать гордость у сына, который здесь словно выступает не полноценным персонажем, а именно таким «мини-дополнением», чуть насыщающим образ Лорда. Если бы отношениям Макса и его сына сценаристы уделили больше времени, заставили зрителей глубже погрузиться в их переживания, то все это ощущалось бы более личной и живой историей человеческого падения. Однако на деле, да еще и со скверным использованием камня грез, выходит банальная и нескладная карикатура, несмотря на старания Педро Паскаля.
Неудачные линии персонажей, нагромождаясь друг на друга, неловко соединяются в общий сюжет, который полон плохо реализованных клише и лишен по-настоящему душевных, забавных и захватывающих моментов. Негативный эффект весьма болезненного сценария преумножают проблемы с повествованием. Режиссура сама по себе кажется крайне неровной. Начинаются эти проблемы в одной из открывающих сцен, в которой Диана в торговом центре разбирается с преступниками. Этот эпизод поставлен и прописан так, будто его вмонтировали в фильм прямиком из второсортного комедийного боевика 1984 года. Такая стилизованная подача, скорее, ощущается неумелой отсылкой к жанровым фильмам тех лет, а странным шагом назад, сознательной деградацией качества проекта в наивных попытках развеселить зрителей.
Далее ситуация с подачей материала немного нормализуется, но лишь за пределами немногочисленных для произведения подобного жанра сцен экшена, так как с ними все обстоит крайне печально. Внезапно на смену довольно бодрой подаче экшен-сцен из первой части в «Чудо-женщине: 1984» приходит местами посредственная, а иногда даже явно дрянная и нелепая постановка под не самую впечатляющую музыку Ханса Циммера (хотя, пожалуй, его работа все равно качественнее любого другого элемента этой ленты). В какой-то момент происходящее на экране напоминает те самые индийские боевики, над абсурдностью которых многие зрители привыкли смеяться. Здесь же это вызывает, скорее, чувство стыда за работу создателей. Не в последнюю очередь на это влияет и в среднем заурядный уровень визуальных эффектов, который никак не тянет на стандарты по-настоящему качественных и дорогих голливудских блокбастеров. Так, за весь фильм не наберется и пары действительно стильно поставленных и воплощенных с помощью графики моментов, которые могли бы встать в один ряд хотя бы с лучшими сценами из предыдущего сольника про Чудо-женщину. Финальный бой с отвратно реализованной Гепардой и вовсе напоминает недоразумение, ряд откровенно ужасных сторон которого создатели пытаются скрыть с помощью недостатка освещения.
«Чудо-женщина: 1984» – пример полностью провального сиквела приключенческого экшена, который становится очередным гвоздем в крышку гроба, где лежат амбиций Расширенной вселенной DC как своеобразного аналога более успешного побратима от Marvel. Возможно, время от времени мы и будем получать отдельные удачные проекты, но почти по всем статьям скверное жанровое кино, каким получился новый фильм Пэтти Дженкинс, заставляет относиться к этой серии предельно несерьезно. Супергеройское кино возвращается на большие экраны, но в таком посредственном виде, что возвращение это никак нельзя назвать ожидаемым.