​«Чудо-женщина: 1984»: Жила-была одна баба и нефилософский камень

Блокбастер, который Голливуду нужен, но которого мы не заслуживаем. Сиквел «Чудо-женщины» получился наивным, пафосным и невыносимо затянутым.

«Чудо-женщина: 1984» уходит в прошлое. Режиссер Пэтти Дженкинс отправляет нас в затерянный мир, где живут амазонки, которые ловко прыгают, бегают, ныряют и метко стреляют. Там юная Диана участвует в турнире, который напоминает гаррипоттеровский квиддич, где узнает о банальных истинах: настоящие герои не лгут, обманщики никогда не побеждают и важно иметь мужество смотреть правде в глаза. Помните, как однажды на остров, где торжествует фашизм женского разлива, упал самолет с британским разведчиком, и как Диана отправилась с ним в жестокий мир простых смертных, где вела себя, как ребенок, и остановила мировую войну? В сиквеле плавного перехода нет. Продолжение вообще страдает дисгармонией, эпоха никак не обыгрывается, ибо это вам не «Назад в будущее», а длительность картины – внимание! – целых два с половиной часа. Чтобы вы понимали, такой хронометраж у шедевров Кубрика. Дженкинс до Кубрика, как нам до того райского острова.

После зрителя кидают в рейгановскую эру, где таинственная женщина спасает детей и стариков от разных бандитов, размахивая волшебным лассо. Нестареющая Диана не скрывается, а геройствует у всех на виду, но никто ее все равно не знает, и в этом, видимо, чудо женщины. Сцены на острове и в универмаге декоративны и, скажем честно, нужны только тем, кто прогулял первый фильм. Важное – впереди. Героиня знакомится с застенчивой неудачницей-археологом, которая мечтает стать самой сексуальной, обаятельной и привлекательной, и с нефтяным спекулянтом, который ищет магический камень, исполняющий желания. Разумеется, чтобы сказка была актуальной, напрашивается политика, а не только древние мифы, поэтому авторы делают замах на «умный» блокбастер в духе «Робокопа», но получается мелко и неуклюже.

Кадр из фильма «Чудо-женщина: 1984» (2020)

Основное предупреждение – бойтесь своих желаний, но еще страшнее – аферисты, стремящиеся к власти и богатству. Одно звучит скучно, другое выглядит зацикленностью Голливуда на Трампе. Оставьте уже деда в покое! И в общем-то, это вся глубина сюжета. Подлый капиталист с золотыми часами, который к тому же плохой отец, получает божественную силу и погружает мир в хаос, а невзрачная растяпа в очках становится женщиной-победителем, чтобы сразиться с чудо-женщиной. Blonde vs. Brunette, злые мысли и много денег. Исход такой дуэли вы и сами знаете. Человечество на грани уничтожения, а полуголая Диана, которая выступает против мятежа и рабства, призывает жить по правде, потому что истина прекрасна. Что бы ты не загадал, злой капитализм заберет все, а если народу дать власть, мир погрузится во тьму, поэтому правом должны обладать избранные.

Приключение с Первой мировой войной, ядовитыми газами, богом войны, стравливающим людей, было увлекательнее, потому что мрачнее, хотя тоже удовольствие не ахти какое. «Для деток и девочек» – слабый аргумент, особенно когда пытаются показать закулисье мировых войн. Такой же слабый, как злодеи этого голливудского аттракциона. Англичанин из штаба и американец из корпорации, провоцирующие войны, – правильный ход, но обыгран заговор плоско, бесхитростно и наивно. Авторы умудрились пихнуть и советскую угрозу, потому что на дворе холодная война, паранойя и все такое, а величайшая воительница всех времен меняет ход истории.

Кадр из фильма «Чудо-женщина: 1984» (2020)

Всемогущая брюнетка, которая не только ненавидит оружие и пули отбивает, но теперь еще летает, идет на подвиги во благо отравленных алчностью и злобой людей, отказываясь от собственного счастья. Погибший пилот в исполнении Криса Пайна восстает из мертвых, но секса нет, потому что это не модно. Секс не обуревает ни храбрую героиню, ни пугливого героя, ни современную публику. Благородная красотка – не мать, а солдат, и вместо страстной эротики – холодные доспехи. Кино не возбуждает. Но если мужика из сексистского прошлого воскрешают, значит, без мужика в будущем женщине никак, даже такой богине в короткой юбке, чтобы радовать публику с хорошим вкусом и старомодными взглядами. В одиночку ей не справиться, а Голливуд принадлежит мужикам. Правда, воскрешение любимого сомнительно, почти необъяснимо – чистое волшебство, зато самолет летит сквозь салют, и это красиво.

Продолжение стильного, любимого народом и критиками фильма, который якобы восстановил гендерное равенство, показывает, что предложить новой «Чудо-женщине» нечего, кроме сильной телом и духом амазонки, нефтяного мужика из телевизора, веры в любовь и неожиданного камео после титров. Блокбастер, напоминающий «Человека-паука», «Индиану Джонса» и «Форсаж», суетится и пестрит плохими эффектами (еще хуже они наверняка выглядят в IMAX), а саму героиню превратили в Супермена. И вот смотришь эту попсу о женщине, сделанную женщиной, и ищешь смыслы, чтобы хоть как-то себя развлечь. «Это все искусство», – объясняет Галь Гадот восставшему из мертвых Крису Пайну. «А это мусорный бак», – уточняет она, когда тот заглядывается на мусорку. Так искусство или мусорник? Вряд ли большой шедевр. Публика достойна большего. И вообще, поднадоело. Даже феминистки, кайфующие от собственных критических размышлений, вынуждены признать, что плакатное «We Can Do It!» на экране стухло.



Читайте также