21 января в кинотеатрах России стартует прокат нового мультфильма Pixar «Душа». Почему ценителям анимации и творчески изобретательных произведений обязательно стоит увидеть эту картину, читайте в нашей рецензии.
Pixar – единственная студия в мире западной анимации, которой уже не одно десятилетие удается снова и снова покорять аудиторию необычными историями с изобретательными идеями, захватывающими внимание зрителей самых разных возрастов. В своей новой ленте «Душа» от сорежиссера и соавтора «Головоломки» и «Вверх» Пита Доктера и дебютанта в большой анимации Кемпа Пауэрса творцы из легендарной студии погружаются еще глубже в природу человека.
Сюжет мультфильма «Душа» рассказывает об учителе школьного оркестра Джо, который мечтает о джазовой карьере. Однажды он получает шанс выступить на концерте известной саксофонистки Доротеи Уильямс. На радостях Джо не замечает открытого канализационного люка на своем пути и проваливается в него. Спустя мгновения его душа оказывается на пути в мир иной, но музыкант решает сбежать от печальной участи и ненароком попадает в реальность, где создаются человеческие личности перед отправлением в земное тело. В попытках вернуться к жизни и осуществить свою мечту Джо случайно становится наставником непокорной Души 22, которая не может и не хочет обрести свою личность, чтобы отправиться на Землю. Джо решает воспользоваться ситуацией и с помощью новой знакомой вернуться к воплощению своей заветной цели…
Уже по одному описанию завязки сюжета ясно, что новая анимационная картина Pixar – крайне нестандартное кино, своего рода «духовный наследник» «Головоломки». Сценаристы мультфильма «Душа» исследуют человеческие амбиции, отчаянное стремление к мечтам и заветной цели, а также значение поддержки близких людей, в том числе наставников и родителей, в их достижении. Авторы размышляют о смысле жизни, который часть людей ошибочно ограничивают рамками одной навязчивой идеи, забывая о других окружающих нас чудесных вещах и явлениях. Создатели находчиво фантазируют на тему формирования личности, поисков себя и пристрастий на примере Души 22, с которой в свое время в качестве наставников не совладали Махатма Ганди, Авраам Линкольн, мать Тереза, Николай Коперник и Мухаммед Али. Встретившись с душой обычного человека в лице Джо, который, как он сам считает, еще не достиг в жизни желаемой вершины, Душа 22 проходит свой экзистенциальный путь, позволяющий и ее «ментору» по-другому взглянуть на собственную жизнь.
Серьезные темы в классическом стиле Pixar подаются в мультфильме «Душа» так тонко, живо и творчески выразительно, что каждый зритель, независимо от возраста, найдет в этой анимационной картине что-то свое. Лента полна как легких забавных сцен, так и глубоких смысловых деталей. Чего стоит хотя бы задумка об измерении, где души людей, которые находятся в волшебном моменте вдохновения, пребывают в непосредственной близости с душами тех, чье сознание напрочь погрязло в навязчивых идеях. Между двумя этими, казалось бы, совершенно противоположными состояниями проходит тонкая грань, которую иногда так легко перейти.
История, полная важных, сложных и вечно актуальных смыслов, рассказана авторами «Души» с великолепным соблюдением гармонии между драмой и комедией. Сценаристы своевременно задают серьезный тон истории, обращаются к мыслям и эмоциям, в нужные моменты вплетают чудесно прописанные комедийные эпизоды, разные по своему характеру и содержанию. Слаженное сочетание серьезного и смешного позволяет воспринимать мультфильм «Душа» как забавное и необычное анимационное приключение и в то же самое время как трогательное и зрелое высказывание на волнующие многие поколения темы.
Изобретательный сюжет с серьезным посылом душевно и ярко рассказан с помощью выверенной постановки и первоклассной анимации, преимущественно разделенной на два стиля. Показывая мир живых, авторы используют близкую к реалистичной рисовку, полную внимания к деталям и чуть ли не фотореалистичного окружения. Воплощая на экране измерение, где формируются личности и пристрастия душ, авторы выбрали более мультяшную и иногда даже абстрактную анимацию. Как по отдельности, так и вместе каждый из стилей работает крайне эффективно, под внимательным контролем режиссеров позволяя истории ожить в своем самобытном облике.
Музыке и всему, что с ней связано, в мультфильме «Душа» отводится особая роль. Композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс, взявшие «Оскар» за работу над фильмом «Социальная сеть», вновь объединились и совместно с талантливым джазовым музыкантом Джоном Батистом создали мастерский саундтрек, наделяющий «Душу» особенным звучанием, сердце которого – джаз. К слову, для воплощения сцен, где Джо играет на пианино, были использованы именно записи перформансов Джона Батиста.
Творческий коллектив, работавший над мультфильмом «Душа», создал удивительное анимационное произведение, одновременно веселое и серьезное, трогательное, вдумчивое и эффектное. Новая работа студии Pixar, без сомнения, заслуживает места в списке самых выразительных и находчивых семейных мультфильмов в истории западной анимации.