The Soul Stirrers
Первую свою группу, состоявшую из членов семьи, Сэм Кук «собрал» еще в 6 лет, а в 14 стал известен как участник госпел-группы The Highway Q.C.'s, появившейся на свет еще в 1945 году – среди ее «питомцев» были такие исполнители соула, как Лу Роулз и Джонни Тейлор. Увы, с этой группой Сэм Кук проработал всего около года, а затем ушел в не менее именитый госпел-коллектив – The Soul Stirrers. Первая же песня, записанная с его участием, стала хитом: значительно ускорив темп записи, Сэм Кук сотоварищи придали сумрачной «Jesus Gave Me Water» оптимистичное звучание, которое будет характерно и для более поздних записей исполнителя. Тогда же Кук стал писать и собственные песни, предвосхитив 1960-е, когда музыканты перестали зависеть от возможностей приглашенных авторов. Кроме того, считается, что именно Сэм Кук привлек внимание юной аудитории к госпелу: на концертах The Soul Stirrers юные фанатки рвались к сцене, только чтобы взглянуть на Кука.
Госпел- и поп-музыка: трудный путь первопроходца
Успех молодого вокалиста у светской аудитории не мог не привлечь внимания ушлых продюсеров.
«Раз Кук возымел такое воздействие на любителей госпела, то каковы же были перспективы завоевать светскую аудиторию, сексуально более эмансипированную и "грешную", более восприимчивую к внешним и вокальным данным Сэма!» – пишет биограф Джо МакЭвен.
Однако этот путь таил в себе другую опасность: внести в поп-музыку элементы госпела для многих значило предать «духовную» составляющую. С одной стороны, Рэй Чарльз в своих текстах легко заменил слово «Бог» на слово «женщина» – но он никогда и не был «чистым» исполнителем госпела. И когда Кука, уже ставшего поп-звездой, пригласили исполнить несколько песен на юбилейном концерте The Soul Stirrers в Чикаго, вместо аплодисментов он услышал шиканье и требования «убрать этого блюзовика с христианского концерта». Это положило конец его репутации исполнителя духовной музыки, однако именно Сэм Кук заложил основу того скрещения госпела и поп-музыки, из которой впоследствии вырос стиль соул и вся продукция знаменитых студий Motown и Stax. «Духовная» же составляющая из его песен никуда не уходила: одним из первых его хитов стала написанная им «Touch The Hem of His Garment» о женщине, исцелившейся от прикосновения к одежде Христа. А мгновенно ставшая соул-стандартом «You Send Me» оказалась еще и великолепной иллюстрацией слов, приписываемых Джорджу Харрисону: «Когда любишь женщину – видишь в ней Бога».
Джазовый исполнитель
Те, кто знает Сэма Кука исключительно по сборникам лучших вещей, наверняка приятно удивятся, обнаружив среди его записей альбом номеров из репертуара первой леди джаза. Эта запись, где играют звезды би-бопа и участники оркестров Флетчера Хендерсона и самой Билли Холидей, стала для него попыткой прорваться в ночные клубы, заявив о себе как о серьезном исполнителе.
«Даже когда я пел только в церкви, я слушал всех поп-исполнителей подряд, и больше всех меня трогала именно Билли Холидей», – говорил Сэм Кук.
В дальнейшем такие трибьюты станут обыденностью и даже признаком творческого кризиса, однако пока что слушателям подобные вещи в новинку. К тому же на этой пластинке Сэм Кук в очередной раз демонстрирует правильную всеядность и тягу к экспериментам.
Исполнитель твиста
Еще одна грань Сэма Кука была представлена на пластинке, задуманной как дань тогдашней моде – увлечению твистом. Одной из песен, попавших туда, стала кавер-версия хита Хэнка Балларда «The Twist», однако то, что могло бы стать очередной конъюнктурно-танцевальной записью, оказалось одним из бестселлеров Кука. Его беззаботное пение и аранжировки воскрешают в памяти творческий подход фирмы Motown, и нет ничего удивительного в том, что этот альбом не только попал в чарты, но и стал «первой ласточкой» успехов Кука. А песня, открывшая альбом и давшая ему название, впоследствии вошла в репертуар Рода Стюарта, который всегда называл Сэма одним из своих кумиров.
Продюсер и автор песен
Как мы уже говорили, Сэм Кук резко выделялся среди других черных исполнителей прежде всего тем, что был либо автором, либо соавтором большинства своих композиций. Однако это было еще не все: решив обеспечить себе более надежную финансовую базу, Кук основал собственную издательскую компанию и сразу два звукозаписывающих лейбла – SAR и Derby, тем самым проложив дорогу черным звездам, решившим контролировать собственное творчество, от Стиви Уандера до Фаррелла Уильямса. Кук же стал и одним из первых черных продюсеров, записывая на собственном лейбле бывших коллег по The Soul Stirrers и предлагая свои песни другим исполнителям. И если бы не странная гибель Сэма Кука в декабре 1964 года (ему тогда было 33 года), у Берри Горди мог бы появиться достойный конкурент, а более ярко выраженные госпел-корни артистов Кука только обогатили бы тогдашнюю музыку.
Кук же первым вышел и из «резервации», в которой черным исполнителям дозволялось петь исключительно блюзы, баллады и комические номера – его мягкая манера в равной мере наследовала и церковному пению, и более светской музыке, а тексты значительно отличались, скажем, от песен Нэта Кинга Коула.
Свидетельством тому стала его последняя композиция «Перед лицом перемен» («А Change is gonna come»), которую многие считают своего рода ответом на знаменитую «Blowing In The Wind» Боба Дилана. В ней нет крика и боли, с которыми обычно ассоциируются песни протеста – и все же «А Change is gonna come» давно уже считается классикой такого рода музыки. И, вероятно, именно эта песня-размышление вдохновила Марвина Гэя на создание собственного задумчивого шедевра – альбома «What’s Going On».