24 января 2021 года альбом Адель «21» отмечает свое десятилетие. Да и когда говорить об пластинке с названием «21», если не в 2021 году? И еще одно интересное совпадение: «21» – самый продаваемый альбом XXI века. К тому же четвертая студийная работа Адель – самый ожидаемый релиз года и, возможно, она увидит свет уже скоро: один из друзей певицы намекнул, что новые песни могут выйти в феврале. А пока вспомним альбом «21», благодаря которому Адель полюбили десятки миллионов людей во всем мире.
Начало карьеры и альбом «19»
Хотя весь мир заговорил об Адель именно в 2011 году, после выхода «21», он не был ее дебютным альбомом. Первый сингл певицы «Hometown Glory» вышел в 2007-м, а первый альбом «19» – в 2008-м. Во второй половине 2000-х все сходили с ума по Эми Уайнхаус и, конечно, стали появляться подражатели и просто артисты, вдохновленные ее творчеством.
Наибольший успех – в то время – пришел, впрочем, не к Адель, а к Даффи. Ее «Mercy» гремела повсюду, а альбом «Rockferry» бил рекорды. Впрочем, довольно многим слушателям Даффи показалась фальшивой – уж слишком улыбчиво-жизнерадостным был ее имидж (и, судя по рассказам певицы о пережитом насилии, оптимизм и вправду был ненастоящим).
Нельзя сказать, что эра «19» не была успешной для Адель. «Chasing Pavements», «Make You Feel My Love», «Cold Shoulder» и «Hometown Glory» стали вполне себе хитами (особенно две первые песни) – хотя и не такими громкими, как синглы с «21». Адель получила две «Грэмми» («Лучший новый артист» и «Лучшее женское вокальное поп-исполнение» за «Hometown Glory») и удостоилась номинации на одну из самых престижных музыкальных премий Великобритании – Mercury Prize.
Если сравнивать «19» и «21», то «19» – более легкий и позитивный альбом. Здесь Адель – не всемирно известная соул-дива, а юная смешная девчонка, будто бы живущая в соседнем доме и еще не испытавшая глубоких потрясений. Надо отметить, что во всем этом было определенное «юное» очарование, которое на «21» исчезло почти полностью.
Источники вдохновения
Как уже было отмечено, только ленивый не сравнивал Адель с Эми Уайнхаус. Джек Уайт даже как-то съязвил, что Адель не стала бы настолько популярной, если бы Уайнхаус была жива. Однако это очень странная претензия – хотя бы потому, что Адель никогда не скрывала свою любовь к Эми Уайнхаус.
«Если бы не Эми, я никогда бы не взяла в руки гитару. Я никогда бы не написала "Daydreamer" или "Hometown Glory". Да и "Someone Like You" я тоже написала на гитаре», – признавалась певица.
По мнению Адель, Уайнхаус «установила определенную планку для всех артистов и певцов в целом». На одном из своих концертов она даже сказала: «90% моей карьеры принадлежит Эми Уайнхаус».
Еще один важный кумир Адель – Бейонсе. В 2017 году певица получила «Грэмми» в номинации «Альбом года» за «25», но сразу отметила, что, по ее мнению, награда должна была достаться Бейонсе. Адель назвала ее «артистом своей жизни» и даже попросила певицу «стать моей мамой».
При этом, по признанию Адель, ее семья не была особо музыкальной и она долго не знала никакой другой музыки, кроме хитов из чартов. Поворотным моментом стало знакомство с творчеством Эллы Фицджеральд и Этты Джеймс: 15-летняя Адель наткнулась на их пластинки в ближайшем музыкальном магазине и была просто потрясена. Также на нее очень повлияла Лорин Хилл: она назвала «The Miseducation Of Lauryn Hill» своим самым любимым альбомом и призналась, что еще в 10-летнем возрасте побывала на ее концерте. 20 лет спустя Адель снова посетила выступление Хилл, подпевала каждой песне и поблагодарила Лорин «за альбом на века, за мудрость и за существование».
Но голосистыми вокалистками из мира соула, блюза, джаза и R&B музыкальные вкусы Адель не ограничиваются. На дебютном альбоме «19» можно услышать кавер-версию «Make You Feel My Love» Боба Дилана, а в «21» вошел кавер знаменитой песни The Cure «Lovesong». Также Адель очень любит Queen и, что несколько неожиданно, Spice Girls. Певица даже сходила на их концерт в 2019 году и пообщалась с «перчинками» за кулисами.
Релиз «21», коммерческий успех и отзывы критиков
Десять лет – особенный временной отрезок. Это одновременно давно и недавно. Еще не ретро и не совсем ностальгия, но уже точно не современность. Взять хотя бы дату релиза альбома: чаще всего называют 24 января 2011 года (именно эта дата указана в «Википедии», NME и на BBC), но встречаются и другие варианты – 19 января (на некоторых сайтах) и 21 января (на Apple Music). А американский релиз состоялся через месяц после европейского – 22 февраля 2011 года. В наше время такое представить невозможно: весь мир слушает популярные альбомы одновременно, разве что с поправкой на часовые пояса.
21, the new album by Adele, is OUT NOW in the UK, Europe, Japan and Australasia: http://bit.ly/adeleoutnow #adele21
— Adele (@Adele) January 24, 2011
Точное количество продаж «21» определить сложно: одни называют 31 млн, другие – 45 млн, третьи указывают «скромную» цифру в 14 млн. Системы подсчета разные, к тому же цифровая эра и пришедшая ей на смену эра стриминга только все дополнительно усложнили с эквивалентными пересчетами. Но одно известно точно: только в конце 2012 года и только в США было продано 10 млн копий «21». Более того, это самый коммерчески успешный альбом, выпущенный в XXI веке. В любом рейтинге самых продаваемых записей всех времен «21» будет наиболее «свежим».
Отзывы музыкальных критиков были в основном положительными, но однозначного восторга не случилось. Средняя оценка альбома «21» составила 76 баллов из 100 – неплохо, но как-то маловато для столь успешной и масштабной работы. Особо ругательных рецензий тоже не было, но смешанные и сдержанные встречались:
«Здесь нет убойного хита в духе "Chasing Pavements", но она выпустила убойную версию "Lovesong" The Cure, используя в качестве оружия легкий джаз с соответствующих радиостанций» (The Independent on Sunday)
«Адель постоянно играет роль девушки с разбитым сердцем, пережившей разрыв. Поэтому ее могучий выразительный вокал выходит на первый план, но также уходит в чрезмерную демонстративность, присущую поколению The X Factor» (Uncut)
«Благодаря хриплому и сильному голосу Адель вы продолжаете это слушать. Но есть надежда, что она испытает и другие чувства, кроме предательства, прежде чем приступит к записи следующего альбома» (NOW Magazine)
Позитивных рецензий, правда, все равно было больше:
«"21" просто великолепен. После нескольких прослушиваний кажется, что ты знал его всегда» (BBC)
«Материал Эдкинс [фамилия Адель] звучит искренне, потому что он идеально ей подходит. Ее предыдущие легкие и наблюдательные песни не могли в полной мере раскрыть силу ее голоса. А эмоциональный и музыкальный вес этого стиля позволил ей по-настоящему распахнуть свои вокальные крылья» (The Telegraph)
«Талант Адель развит не по годам, из-за чего материал кажется слишком взрослым. И здесь почти нет легкомысленных моментов. Но в свои лучшие моменты "21" обладает редчайшим для поп-музыки качеством – он вне времени» (Entertainment Weekly)
О наградах и говорить нечего: семь «Грэмми» (включая «Альбом года», «Запись года» и «Песню года»), две премии Ivor Novello (включая «Автора песен года»)... А еще певица попала в Книгу рекордов Гиннесса, и поводов для этого оказалось много. Первая британская исполнительница, у которой сразу два сингла и два альбома вошли в топ-5 национального чарта. Первый альбом в истории британского чарта, разошедшийся 3-миллионным тиражом за календарный год (имеется в виду внутри страны). Самый продаваемый альбом на цифровых площадках в Великобритании. Самый продаваемый «цифровой» альбом в США. Самый популярный «цифровой» трек за календарный год в США («Rolling In The Deep»). И это даже не полный список!
Конечно, были и недоброжелатели. Казалось бы, что можно вменить Адель – практически безупречной со всех сторон артистке. «Скучная», «Музыка для домохозяек», «Музыка для чертовых бабулек» (последнее высказывание принадлежит Ноэлу Галлахеру). Как будто быть домохозяйкой или женщиной в возрасте – это что-то плохое. «Снисходительное» отношение к женщинам в музыке – как исполнительницам, так и слушательницам, – к сожалению, не исчезло до сих пор. Однако успех Адель все же существенно его изменил: оказалось, что певицам совершенно необязательно делать ставку на сексуальную привлекательность или прибегать к хитрым трюкам, чтобы пользоваться популярностью.
Хиты
Даже у очень успешных альбомов главный хит, как правило, все же один. У «Hybrid Theory» это «In The End», у «(What’s The Story) Morning Glory» – «Wonderwall». Но в случае «21» их два: «Rolling In The Deep» и «Someone Like You». Какой из них «главнее» – тема для бесконечных споров. На Spotify «Someone...» опережает «Rolling…», а на YouTube у «Rolling…» больше просмотров. На стороне «Rolling In The Deep» – престижные награды и каверы от Linkin Park и Ареты Франклин. Зато отголоски «Someone Like You» слышны в одном из главных хитов последних лет – «Someone You Loved» Льюиса Капальди. А еще это одна из самых исполняемых песен в караоке-барах – настолько, что в некоторых местах ее петь даже попросту запрещено.
Наверное, «Rolling In The Deep» все же чуточку «выигрывает»: он был выпущен за два месяца до релиза «21», и именно его потрясающий успех привлек немало внимания к альбому. У него 20 млн проданных копий, а у «Someone Like You» – 17 млн.
Масштаб этих двух песен оказался настолько внушительным, что на их фоне потерялся «Set Fire To The Rain». А ведь песня возглавила Billboard Hot 100, причем даже без клипа – Адель не могла участвовать съемках из-за операции на голосовых связках. Его фактически заменил концертный ролик из Royal Albert Hall с феноменальными для лайв-видео 613 млн просмотров. Два других сингла – «Rumour Has It» и «Turning Tables» – показали более скромные результаты в чартах, но все равно стали достаточно успешными по числу продаж – «Rumour Has It» и вовсе разошелся 2-миллионным тиражом в США.
Адель называли «певицей разбитых сердец» не только из-за грустного звучания, но и из-за текстов песен. Хотя, в отличие от вокала, тексты – не самая сильная сторона ее творчества, однако и «плохими» их назвать нельзя: они искренние, простые и понятные, а для популярной музыки именно такие и нужны. Все же большинство великих исполнителей осталось в веках вовсе не из-за поэтических способностей. Также из текстов песен об Адель складывается впечатление как о сильной и приятной личности – в них нет ни грубых слов, ни неоднозначных суждений, ни попыток самоутвердиться. Слушая ее, ей веришь и сочувствуешь.
Вокал
В современном мире говорить о вокальных данных артистов считается чуть ли не дурным тоном. Чартами правят вовсе не обладатели лучших голосов, а те, кто сумел создать свой стиль и/или написать запоминающийся хук. Немалую роль в этом сыграли шоу талантов типа «Голоса» или The X Factor (которые в 2021 году уже смотрятся как артефакты из прошлого). Они четко показали, что вокальные данные – далеко не главное и никак не гарантируют хорошей карьеры.
И все-таки нельзя сказать, что вокал совсем ничего не значит. Проблема в том, что наличие голосовых данных совершенно не означает, что обладатель умеет ими грамотно пользоваться, имеет хороший вкус, трудолюбие и интересный репертуар. Но когда все это есть, выдающийся вокал становится неплохим козырем. А в некоторых жанрах – соул, R&B, тяжелый рок – без него вообще никак.
Ценители хороших голосов делятся на две части: обычные слушатели (большинство) и профессионалы (меньшинство). Если рассуждать с точки зрения техники, то Адель, по мнению многих, – не лучшая вокалистка, да и диапазон голоса у нее не самый широкий. Простыми ее песни не назовешь, но таких сложных чисто «вокальных» треков, как, скажем, «Love On Top» той же Бейонсе, в ее репертуаре нет.
Однако слушателей по большей части подобные моменты не слишком волнуют – если вообще волнуют. Тут важнее артистическая эмоциональная подача и, желательно, красивый узнаваемый тембр – а у Адель полный порядок и с тем, и с другим. Талант состоит из двух половин: технической и творческой. И первая не имеет смысла без второй, а вторая крайне неустойчива без первой. Но если они обе находятся на высоком уровне, итоговый результат превосходит все ожидания – это как раз про Адель. К тому же она обладает достаточно редким типом голоса: низких женских голосов не так много, а сильных, эмоциональных и с хорошим тембром – тем более.
Имидж и образ
Успех Адель часто приводят в пример как доказательство, что певице необязательно иметь конвенционально привлекательную внешность, чтобы стать звездой. Но на самом деле все, скорее, было наоборот. Достаточно сравнить внешний вид Адель во времена эры «19» (успешной, но относительно) и во времена «21» (одной из самых успешных в истории музыки). Певица сбросила (да, именно сбросила) килограммы, сменила прическу и начала носить элегантные платья. Она приблизилась к стандартам. Не топ-модель, но модель плюс-сайз. Ближе к большинству обычных людей, но все же не рядовая девушка.
Полным женщинам в шоу-бизнесе отведено не так много типичных образов, но Адель умело обыграла сразу два из них: мудрой грустной скромницы и веселой остроумной хохотушки. Первая – это Адель на своих альбомах, вторая – Адель в реальной жизни, а контраст между ними только добавлял исполнительнице очарования. О ее чувстве юмора давно хорошо известно, и ее недавнее участие в Saturday Night Live лишний раз это доказала (правда, к 2020 году певица уже заметно постройнела).
Также немалую роль в ее имидже сыграло происхождение: Адель выросла в небогатой семье, ее воспитанием занималась исключительно мать – отец оставил их, когда девочке было всего два года. Адель увлекалась музыкой с раннего детства, а в 13 лет поступила в знаменитую школу искусств BRIT School, где также учились Джесси Джей, Леона Льюис и все та же Эми Уайнхаус. Успех Адель – заслуга исключительно ее таланта и трудолюбия, а не богатых родителей или связей в шоу-бизнесе. Более того, за всю свою карьеру исполнительница смогла ни разу не вляпаться в серьезный скандал.
Влияние
В конце 2013 года Адель получила Орден Британской империи – на тот момент артистке было всего 25 лет и фактически она была награждена за успех одного альбома и за «оскароносный» хит «Skyfall». До релиза «25» оставалось еще два года, а «19» такого успеха не имел, большая часть его многомиллионных продаж – ретроспективные, так как эра «21» привлекла внимание слушателей к предыдущему альбому.
То, что интерес к Адель и не думал падать, совершенно очевидно. Пик ее популярности пришелся до расцвета стриминга, однако у ее хитов 2011 года потрясающее количество прослушиваний на Spotify: «Someone Like You» – 937 млн, «Rolling In The Deep» – 774 млн, «Set Fire To The Rain» – 520 млн. Одного лишь участия в Saturday Night Live было достаточно, чтобы рейтинги канала NBC взлетели чуть ли не до небес, а все три ее альбома вернулись в чарт iTunes. Она даже не пела и не давала интервью, а всего лишь стала героиней комедийных скетчей.
Успех Адель установил новую планку для британских музыкантов: даже Эд Ширан признавался, что хочет выйти на ее уровень.
То же самое говорила Дуа Липа: «Я бы хотела повторить ее успех».
А вот слова Сэма Смита:
«Я смотрю на нее, на то, как она справляется со славой и всем остальным. Я действительно ею восхищаюсь. Она по-прежнему производит впечатление нормального человека, и мне бы тоже хотелось производить такое впечатление. Она сохранила свою честность в музыке на втором альбоме. И мне бы очень хотелось ее сохранить».
Смита настолько часто сравнивали с Адель, что в 2018 году в Сети появился забавный «слух» о том, что оба артиста на самом деле являются одним человеком.
Элли Голдинг считает, что Адель помогла британской музыке:
«Я всегда говорила, что Адель привлекла очень много внимания к британским артистам – как к поющим женщинам, так и к британской музыке в целом. Она это начала».
В число поклонников Адель входит даже Ариана Гранде. Сейчас она главная поп-звезда в мире, а в 2011 году она была всего лишь актрисой из детского сериала. Но она выкладывала на YouTube свои каверы на разных исполнителей, включая «Rolling In The Deep» Адель и даже призналась, что ей очень нравится клип «Someone Like You». YouTube-каверы помогли Гранде получить контракт с лейблом Republic.
Вместо послесловия
Карьеру Адель иначе как феноменальной не назовешь. Она стала – и до сих пор остается – одной из главных персон в популярной музыке, выпустив всего лишь три альбома с перерывом в несколько лет. А в последние годы от нее вообще не слышно новой музыки. Она не так уж часто дает интервью, о ее личной жизни известно немного, а ее соцсети обновляются намного реже, чем у других исполнителей.
При этом Адель не производит впечатления скрытного человека. Она просто высказывается исключительно по делу. Она лучше выпустит один грандиозный альбом, чем несколько посредственных – в стриминговую эпоху, когда музыканты буквально вынуждены выпускать новые треки, это выглядит почти бунтарством. Их можно понять – конкуренция сейчас высока как никогда. Но Адель не боится никакой конкуренции: даже если она больше ничего не запишет, ее не забудут. Даже если бы она ушла сразу после «21», о ней бы не забыли. К счастью, она этого не сделала.
Нет никаких сомнений, что новый альбом Адель снова будет слушать весь мир. Еще, по слухам, певица хочет попробовать себя в кино – судя по скетчам из Saturday Night Live, у нее должно получиться хорошо.