Для быстрого поиска начните вводить запрос

​За барабанами – Фил Коллинз! 10 примеров мастерства барабанщика, ставшего вокалистом

Собрали самые «ударные» треки.
30 января 2021 0
Фил Коллинз
Фил Коллинз

30 января исполняется 70 лет Филу Коллинзу, которого одни считают хорошим певцом и прекрасным мелодистом, а другие – человеком, превратившим великую арт-роковую группу в попсовый коллектив. Как бы там ни было, очевидно, что со временем его ипостась певца и автора песен в немалой степени затмила славу барабанщика, которым восхищались многие гранды рока и сопредельных стилей. Представляем некоторые из примеров его «ударного» мастерства.

Фил Коллинз и Flaming Youth

«Требуется ударник, чувствующий акустическую музыку и исполнение на 12-струнной гитаре». Именно так звучало объявление участников Genesis, на которое откликнулся 19-летний Фил Коллинз. До этого он успел отметиться в группе Flaming Youth, чей единственный альбом «Ark 2» был назван в прессе лучшим альбомом 1969 года. Учитывая уровень конкуренции в том году, это был весьма впечатляющий аванс, и что еще важнее, музыка Flaming Youth местами очень напоминала будущий стиль Главной Команды Фила Коллинза. А одна из композиций альбома демонстрирует стиль ударника во всей красе.

Фил Коллинз и Genesis

«С Филом мы еще больше сплотились и по-настоящему почувствовали себя группой», – говорил Питер Гэбриэл о приходе Коллинза в Genesis. Впечатляюще дебютировав на альбоме «Nursery Cryme» и развернувшись на диске «Foxtrot» с его оригинальной сюитой «Supper’s Ready», классический состав Genesis выдал превосходный и очень мелодичный диск «Selling England By The Pound». Сыгранные на нем партии приводили в восхищение таких барабанных грандов, как Майк Портной и Нил Пирт, и весьма эффектно звучали вживую. Только оцените барабанный дуэт Фила Коллинза и его коллеги, ветерана Yes и King Crimson Билла Бруфорда!

Фил Коллинз и Brand X

«Роман» Коллинза с группой Brand X начался в 1974 году, когда ему позвонил приятель, занимавшийся поиском талантов для фирмы Island Records. «Он сказал, что у него есть свежий контракт с очень интересной джемующей группой, и они ищут ударника. Я пришел к ним на репетицию, и мы славно повеселились», – вспоминает Фил Коллинз в своих мемуарах. Судя по всему, ему понравилась возможность импровизации и эксперимента, которую могли предложить изначально джазовые Brand X, к тому же для их музыки не требовалось никакого вокала. Увы, сочетать работу в двух группах было непросто, и Коллинз ушел после записи двух альбомов, которые открыли его с совершенно неожиданной стороны. Музыка Brand X живо напоминает известный фьюжн-коллектив Mahavishnu Orchestra, так что это неплохая возможность услышать, как Коллинз примеряет маску Билли Кобэма на пике своих барабанных возможностей.

Фил Коллинз и Джон Бонэм

«Фил Коллинз для меня – то же самое, что Джон Бонэм. В его игре чувствуется индивидуальность и глубина, а его звук и подход к сочинению партий невероятны», – говорил в интервью ударник Марко Миннеманн, сотрудничавший с такими ветеранами сложносочиненной музыки, как Джо Сатриани и Стивен Уилсон. Интересно, что сам ударник Led Zeppelin также успел оценить талант коллеги. Как свидетельствует Джейсон Бонэм, отец на досуге очень любил играть партии Коллинза в песне Genesis «Turn It On Again». И можно только догадываться, что было бы, выйди однажды эти два мэтра на одну сцену.

Фил Коллинз и Питер Гэбриэл

Уход Питера Гэбриела из Genesis не повлиял на его отношения с Филом Коллинзом. В 1980 году Гэбриел позвал его на запись своего третьего альбома и предложил поэкспериментировать с игрой на ударных без какого-либо участия тарелок и хай-хэта. «Просто бей по барабанам там, где напрашиваются тарелки», – уточнил Гэбриел, считавший, что «железо» отвлекает слушателя от чистого ритма. Коллинз поначалу был настроен весьма скептически, однако получившаяся композиция «Intruder» повлияла и на его собственную манеру игры. Так, аранжировка знаменитой «In The Air Tonight» была во многом вдохновлена концепцией Гэбриела и настроением его песни. Хотя Коллинз принимал непосредственное участие в создании фирменного гулкого звучания, некоторые фанаты даже обвинили его в плагиате.

Фил Коллинз и «In The Air Tonight»

В 2020 году по Сети разошлось видео (поставили его ниже), в котором два черных подростка весьма забавно реагируют на впервые услышанный ими хит Фила Коллинза. Именно здесь барабанщик задал правила, которых будет придерживаться в дальнейшем: безукоризненный мелодизм в сочетании с музыкальными сюрпризами, одним из которых стал барабанный брейк, буквально взорвавший песню с середины. Тот же Марко Миннеманн называет этот брейк «десять нот, которые знают все», и неудивительно, что она стала и одним из самых козырных «живых» номеров Фила. Кстати, это еще и одна из песен, в которой он сочетает пение с игрой на ударных. Задача, надо сказать, не очень-то простая!

Фил Коллинз и Анни-Фрид Лингстад

Сквозной темой первого сольника Фила Коллинза стала тема развода, который он переживал в тот период, и именно это побудило бывшую участницу ABBA Анни-Фрид Лингстад предложить ему роль продюсера ее сольника «Something's Going On». «Она сказала: "Мне нравится ваша музыка, и, надеюсь, вы с пониманием отнесетесь к моим планам, поскольку я сейчас развожусь"», – вспоминал Коллинз. Работа шла довольно тяжело: Лингстад слишком привыкла полагаться на продюсера, однако в итоге сингл «I Know There's Something Going On» попал в топ-15 США, а альбом поднялся до первой позиции в Швеции и вошел в топ-20 в Великобритании. Немалую роль в этом сыграла и эстетика Коллинза, чья игра на ударных буквально стала движущей силой песни.

Фил Коллинз и Роберт Плант

Стиль Коллинза по достоинству оценил и другой участник Led Zeppelin: после работы над двумя сольниками Роберт Плант пригласил его выступить в составе возрожденной группы на легендарном фестивале Live Aid в 1985 году. Фил Коллинз, кстати, оказался единственным участником концерта, выступившим на обоих его площадках, а вот выступление с Led Zeppelin вышло далеко не идеальным, и в дальнейшем его место за установкой занял все тот же Джейсон Бонэм. Впрочем, игра Коллинза на сольниках Планта не стала от этого хуже.

Фил Коллинз и Ховард Джонс

И еще один пример того, как игра Коллинза способна преобразить песню. Первая версия композиции «No One Is To Blame» Ховарда Джонса вышла на его втором альбоме и благополучно затерялась среди аналогичных синти-поповых баллад, на которые так щедры были 80-е. Чтобы протолкнуть ее на радио, требовалась более эффектная аранжировка. И после того, как Коллинз и его продюсер Хью Пэдхам добавили фирменных игр с перкуссией и уверенный бит электронных барабанов, сингл с этой песней дошел до четвертого места в американских чартах, став крупнейшим успехом Джонса. Интересно, помнит ли кто-нибудь еще хоть одну его песню?

Фил Коллинз и The Funk Brothers

В 90-е и нулевые годы Коллинз уже не баловал поклонников виртуозной игрой, а перенесенная операция на позвонках шеи и частичная потеря слуха, казалось, поставили крест на его карьере ударника. Однако в 2010-м в свет вышел альбом, ставший свидетельством того, что барабаны – это не инструмент, а судьба. На пластинке «Going Back» Фил Коллинз перепевает хиты студии Motown в компании легендарных сессионщиков The Funk Brothers. И если вокал на этой записи, увы, оказался далек от совершенства, то с барабанами все обстоит несколько по-другому. Чтобы сыграть все необходимые партии, Коллинзу пришлось буквально приматывать палочки к рукам. Стоил ли того результат? Решайте сами.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями