4 января состоялась премьера сериала «Стража» (The Watch), вдохновленного одноименной серией книг сэра Терри Пратчетта о Плоском мире. Результат уже успели разругать не только фанаты книг, но и дочь писателя Рианна и его коллега и соавтор Нил Гейман. Однако похоже, что несоответствие книгам – не главная и не единственная из проблем сериала.
По большому счету хорошая экранизация вовсе не обязана строго следовать первоисточнику, и примеров тому немало – от нашумевшего BBC-шного «Шерлока» до «Автостопом по Галактике», ставшего культовым невзирая на скромные кассовые сборы. Можно вспомнить и относительно недавнее «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли», в котором от оригинала остались только идея необычного агентства да имя главного героя, что опять же не помешало сериалу обрести поклонников. Одним словом, отступления от «канона» вполне допустимы. Авторы сценария могут позволить себе новую историю с теми же героями, либо историю, в которой изначальные характеры не имеют большого значения.
Что же предлагает нам «Стража»? На первых минутах кажется, что авторы пошли по первому из путей, о чем говорит вполне узнаваемый облик СМЕРТИ Плоского мира и образ не просыхающего главы Стражи Сэма Ваймса, которого играет Ричард Дормер. Ироничные титры в начале живо напоминают безвременно закрывшийся сериал «Хэппи», а ретивый констебль Моркоу и быстрое «введение в предмет» в духе Гая Ричи настраивают зрителя на хоть и не каноничное, но по-своему интересное и веселое зрелище.
Увы, это впечатление оказывается ошибочным, и не только потому, что изначально средневековый Анк-Морпорк на экране больше похож на нечто в стиле киберпанка, а остальные герои имеют мало схожего с собой в книгах. Так, авторы отходят от законов ими же созданного мира, убивая тролля (каменное существо!) из обычного арбалета и вкладывая в уста героев странные фразы. «Мы не должны гибнуть на посту», – комментирует гибель товарища констебль Ангва, и это в мире, где на законных основаниях существует Гильдия Убийц. Такая фраза естественно звучала бы в устах новобранца Моркоу, явившегося в большой город из глубинки, но не в устах «старослужащего». Похожую реплику, касающуюся положения вещей в городе и в самой Гильдии, впоследствии произносит будущая супруга Ваймса Сибилла Овнец. Остается только догадываться, в какой башне из слоновой кости она жила до этого.
Вообще, возникает ощущение, что авторы сценария не очень понимали, какой именно мир они конструируют. Сериал словно мотает между киберпанком, фэнтези и процедуралом в неравных пропорциях. Интерьер здания Стражи напоминает обычный полицейский участок, и, словно подчеркивая это, в одном из эпизодов Моркоу одет во что-то вроде бронежилета. Кстати, в Плоском мире нет огнестрельного оружия, и Стража пользуется арбалетами и другим средневековым оружием. Но почему при расследовании им требуется столько времени, чтобы узнать на рисунке обыкновенный меч?
Более того, порой сериал позволяет себе быть скучным, отличаясь этим и от книг, на которых он основан, и от хорошего процедурала как такового. Одна из серий вообще представляет собой блуждание в прямом смысле слова и ничего не добавляет к сюжету. Так, рассказанная в ней предыстория Ангвы ярко демонстрирует, почему не было особой нужды рассказывать ее и в оригинале. Она словно взята напрокат из любого другого фэнтези-сериала и рассказана с характерным для этого подхода каменным лицом. Саму же Ангву из эффектной блондинки превратили в стереотипную девочку-панка. Вроде бы это и ничего, но вставьте ее в какой-нибудь «Видоизмененный углерод», и не почувствуете никакой разницы. Да и командор Ваймс при всей его харизматичности на протяжении большей части повествования щеголяет с одним и тем же выражением лица, что тоже снижает впечатление от в целом удачного выбора на эту роль.
При этом там, где авторы не боятся следовать за первоисточником, у них получается очень даже неплохо. Достаточно вспомнить антураж Гильдии Убийц или разговор Сибиллы Овнец со СМЕРТЬЮ. «Я ОДНА ИЗ ДВУХ НЕИЗБЕЖНОСТЕЙ В МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ. – А какая вторая? – НАЛОГИ». Да и в целом сериал не лишен юмора, без которого и Пратчетт не Пратчетт: танец-заклятье под «Wake me Up Before You Go-Go» в четвертой серии или прослушивание стражников под видом рок-группы стоят того, чтобы это увидеть. Однако для убедительной победы над скептиками этого маловато. Почему Витинари в женском облике упорно называют лордом, а сама его/ее функция состоит исключительно в выслушивании рапортов Ваймса и раздаче ценных указаний? От хитроумия первоисточника не осталось и следа, а ведь характер в духе кардинала Ришелье, просчитывающего все на три шага вперед, только добавил бы плюсов герою, какого бы пола он не был. Остается только надеяться, что этот промах будет исправлен в дальнейшем.
В целом же рассказанную в сериале историю губит не столько несоответствие пратчеттовскому канону, сколько оплошности сценаристов и попытка усидеть на двух стульях, смешивая каноничные образы с не каноничными. Оставив некоторые из характеров в неприкосновенности, авторы почему-то в корне изменили других героев, хотя сам Пратчетт выписал характеры достаточно яркими, чтобы хотелось увидеть именно их, а не блеклые копии. Так, капрал Моркоу мало чем отличается от условного полицейского-новобранца в духе фильма «Тренировочный день», тогда как в оригинале его «лихой и придурковатый» образ действий забавно контрастирует с порядком вещей в Анк-Морпорке и приводит к результатам вполне неожиданным. А проблескивающий в сериале юмор (трансгендер-эксперт Шельма Задранец при всей неоднозначности такого решения смотрится достаточно эффектно) чередуется со сценами, словно вырванными из того же скучноватого процедурала.
Такой подход явно не удовлетворит ни потенциальных неофитов, ни поклонников Плоского мира – даже если забыть о негативных откликах и смотреть эту историю как самостоятельную работу, к чему призывают и авторы сериала. С другой стороны, так ли нужна вариация на тему, если сама тема отнюдь не избалована каноничными экранизациями, как в случае с тем же Шерлоком Холмсом? Однозначно ответить «да» пока что не получается.