В начале 2021 года стало известно, что HBO Max начал разрабатывать сериал по вселенной «Гарри Поттера». Каких-либо подробностей сюжета пока еще нет, однако внимательные читатели саги отметили, что Роулинг оставила немало вопросов, каждый из которых может послужить полноценным материалом для спин-оффа. Разбираем некоторые из них.
«Мародеры» и семья Гарри Поттера
Явным фаворитом в перечне спин-оффов, которые хотели бы увидеть фанаты, считается история «Мародеров» – компании друзей, возглавляемой юным Джеймсом Поттером и трагически распавшейся в ходе первой войны с Волан-де-Мортом. Многие хотели бы узнать, как познакомились и подружились Джеймс Поттер, Сириус Блэк, Римус Люпин и Питер Петтигрю, как к этой компании присоединилась будущая миссис Поттер и как Петтигрю решился предать друзей. Однако не менее интересно было бы узнать побольше о родителях Джеймса Поттера.
Судя по словам Сириуса Блэка в «Ордене Феникса», дедушка и бабушка Гарри со стороны отца были такими же гостеприимными и добросердечными людьми, как их сын и внук. Но тогда почему мы не знаем о них почти ничего, как и о родителях Лили Эванс? И хотя сама Роулинг впоследствии прояснила кое-что по поводу родителей Джеймса, происхождения их богатства и трагической смерти от так называемой драконьей оспы, фанатам этого явно мало. Как бы там ни было, очевидно, что история Флимонта и Юфимии Поттер, не говоря уже о родителях Лили, могла бы стать хорошей параллельной «аркой» в рассказе о «Мародерах».
Как складывалась первая война с Волан-де-Мортом?
На протяжении всей саги мы узнаем, что первая война с Томом Реддлом и его приспешниками была долгой и потребовала много жертв. Но как именно она началась и в чем состояла, кроме охоты за членами Ордена Феникса – об этом решительно ничего не известно. Вероятно, она заслуживает большего внимания если не в формате книги, то на кино- и телеэкране, как это произошло с Войной Клонов во вселенной «Звездных войн». Помимо прочего, это отличный повод отдать должное не только Дамблдору или Поттерам, но и Фрэнку и Алисе Долгопупсам, или упоминавшимся в «Ордене Феникса» Фабиану и Гидеону Пруэттам. К слову, эти отважные бойцы были родными братьями Молли Уизли.
Каким на самом деле был Аластор Грюм?
Четвертый по счету преподаватель защиты от Темных Искусств вправе претендовать на роль одного из самых ярких персонажей Роулинг – искусный мракоборец, засадивший в Азкабан половину Пожирателей Смерти, вполне «тянет» на полноценного антигероя. Увы, в финале «Кубка Огня» мы узнаем, что под личиной грозы темных сил все это время скрывался приспешник Волан-де-Морта, а в дальнейшем Аластор Грюм играет роль второстепенную и гибнет в начале последней книги, спасая Гарри. «Ты никогда не знал Аластора Грюма», – говорит в конце «Кубка Огня» Дамблдор, и невольно задаешься вопросом, каким же на самом деле был легендарный мракоборец. Судя по тому, что Барти Краучу удавалось дурачить всю школу почти год, поведение лже-Грюма не слишком отличалось от Грюма настоящего – и его характер светлого волшебника, не гнушающегося «темными» методами, явно требует большего раскрытия. Почему он стал именно таким? Каким он был воином и как потерял свой настоящий глаз? Не было ли у него искушения присоединиться к Пожирателям Смерти? Одним словом, Аластор Грюм заслуживает своего спин-оффа.
Читайте также: Как сложилась карьера у молодых актеров из «Гарри Поттера»
Как Гермиона попала в Хогвартс?
Гермиона Грейнджер – один из главных и заслуженно любимых героев саги, однако многих наверняка смущает тот факт, что о ее жизни Хогвартса почти ничего не известно. Мы знаем, что родители Гермионы – простые британские стоматологи, судя по всему, ничего не знавшие о мире волшебников, пока в дверь не постучался один из них. Или знавшие? Во всяком случае, в отличие от семьи Рона, Грейнджеры-старшие все время существуют где-то за кадром, что порождает немало вопросов. К примеру, откуда у них деньги на обучение дочки в волшебной школе? Только ли наследство от родственников, или же в числе их клиентов есть не только маглы, но и волшебники? Как они восприняли саму весть о том, что их дочь волшебница, и кто сообщил им об этом? Каков их статус в волшебном мире и вообще статус маглов с детьми-волшебниками? А откуда у Гермионы настолько обостренное чувство социальной справедливости, заставившее ее создать движение в защиту домовых эльфов? Уж не из печального ли личного опыта? На наш взгляд, все эти «белые пятна» – досадное упущение и одновременно отличный повод для истории типа «Гермиона. Начало».
Чем занимались волшебники других стран, пока Британия боролась с Темным Лордом?
Многие фанаты также задались вопросом, почему на помощь магической Британии не пришел никто из представителей 10 других существующих школ чародейства и волшебства по всему миру, если не считать удачно вышедшую замуж Флер Делакур. Волан-де-Морт несет угрозу всему магическому миру – но почему британские маги вынуждены сражаться с Пожирателями Смерти в одиночку? Только ли это аллюзия на самый сложный для Британии период Второй мировой войны, или же разобщенность среди магов всего мира достигла такого уровня, что они не только исповедуют политику невмешательства в чужие дела, но и запрещают такое вмешательство даже частным лицам? Или же война Волан-де-Морта была не единственным восстанием темного мага, и волшебникам в других странах пришлось столкнуться с чем-то аналогичным? Вопрос, требующий особого исследования.
Когтевран и Пуффендуй – статисты или невоспетые герои?
Как известно, в Хогвартсе существует четыре факультета, на которые происходит отбор по духовным качествам. Однако, по большому счету, основной конфликт книги связан лишь с двумя из них – Гриффиндором и Слизерином, и большинство сколько-нибудь заметных персонажей саги принадлежат либо к одному, либо к другому факультету. Студенты же двух других отделений представляют собой, по большей части, массовку, и если бы не пуффендуец Седрик Диггори, с тем же успехом студентов могло быть и вдвое меньше. Само собой, если бы Роулинг решила подробно остановиться и на других факультетах, сага разрослась бы как минимум вдвое, однако очевидно, что Пуффендуй и Когтевран требуют куда больше внимания, нежели досталось на их долю. Как насчет истории основания самой школы и ее факультетов, хоть на экране, хоть в виде книги? Звучит неплохо.
Как Гарри стал мракоборцем?
В финале саги нет точных указаний на то, чем Гарри Поттер занимался после Битвы при Хогвартсе, однако из предыдущих книг мы знаем, что он подумывал о том, чтобы пойти в мракоборцы – видимо, пример Аластора Грюма оказался-таки заразительным. Это впоследствии подтвердила и сама Роулинг. Однако о том, как именно Гарри пришел в «магический спецназ» и чем занимался на протяжении 19 лет до эпилога, история умалчивает, равно как и о том, завершил ли он свое обучение, прерванное на последнем году. С одной стороны, ключевое участие в Битве при Хогвартсе подтверждает квалификацию лучше всяких экзаменов, с другой – не забудем о зельеварении, которое всегда было ахиллесовой пятой Гарри и одновременно одной из основных дисциплин хорошего мракоборца. И если в школе еще можно списать у Гермионы или Принца-полукровки, то в боевых условиях сделать это уже не получится. «Гарри Поттер и повышение квалификации// битва с Оставшимися// какие-то еще приключения»? Почему бы и нет.
Читайте также: Почему интересно перечитывать книги о Гарри Поттере
Что собой представляет полноценный курс защиты от темных искусств?
Даже самые ярые апологеты Альбуса Дамблдора вынуждены признать, что защита от темных искусств преподавалась в Хогвартсе не слишком хорошо, и проблема тут вовсе не в проклятии Волан-де-Морта. Примерно половина профессоров либо знали свой предмет весьма приблизительно, либо откровенно ставили ученикам палки в колеса – так что если бы не дополнительные занятия в Выручай-комнате, большинство студентов запросто стали бы легкой добычей Темного Лорда. Едва ли семилетний курс обучения включает в себя десяток вытверженных заклинаний и знакомство с пятком неведомых зверушек, вроде пикси или боггартов, да и экзамены определенно предусматривают полноценный набор обязательных знаний и навыков. Не следует ли рассказать, в чем именно он заключается?
Насколько строго соблюдаются «правила конспирации» среди волшебников?
Как известно, с 1689 года в волшебном мире действует Статут о секретности, предписывающий волшебникам скрывать свое присутствие и свои действия от обычных людей. На этом фоне довольно странным выглядит обычное для магов пренебрежение миром магглов и их достижениями. Ладно бы обычные для фанатов шутки на тему эффективности пистолетов и автоматов против волшебных палочек, но, скажем, связанный по работе с магловскими вещами мистер Уизли никогда не ездил в метро и не привык иметь дела с неволшебными деньгами. Интересно, как это стыкуется с требованиями конспирации? Это же касается и использования трансгрессии: формально волшебникам запрещено колдовать в присутствии «непосвященных», но внезапное появление кого-либо перед входом в министерство магии, пусть и замаскированным, тоже способно породить ненужные вопросы? Или легкие нарушения Статута такая же обычная вещь, как и нарушение школьных правил самим Гарри и его друзьями? Внятного ответа на эти вопросы, кажется, нет.
Портреты в кабинете Дамблдора – на самом деле крестражи?
Одной из загадок волшебного мира Роулинг была и остается технология создания портретов, висящих в домах волшебников и в самом Хогвартсе. Еще более интересны свойства этих портретов. Как мы знаем из книг, они способны на самостоятельные действия и могут выступать помощниками героев совершенно так, как делали бы это обычные маги – что позволяет заподозрить присутствие в них души. Так, Дамблдор посылает предыдущих директоров Хогвартса на выручку Артуру Уизли («Орден Феникса»), а в последней книге руководит действиями Северуса Снейпа и общается с Гарри после победы. Возникает вопрос – не являются ли волшебные портреты чем-то вроде «светлых крестражей»? Само собой, свобода их действий, в отличие от реальных крестражей, ограничена рамками в самом прямом смысле слова, но не пролегает ли именно здесь граница между крестражем темным и светлым? И если бы Том Реддл обратился к светлой стороне, то вполне мог бы стать одним из директоров Хогвартса и заслужить тот самый шанс на бессмертие, за которым охотился всю свою жизнь.