С «Грэмми» связано множество скандалов – иногда натянутых, но часто справедливых. Есть целые жанры и даже «типы музыкантов», которых на премии как будто не любят и которых награды буквально «обходят стороной», даже если по раскладу кажется, что конкурентов у них нет. За примером далеко ходить не надо – в этом году комитет «Грэмми» не стал включать в номинанты The Weeknd, несмотря на всемирное признание его хита «Blinding Lights» и альбома «After Hours». На фоне приближающейся 63-й церемонии вручения премии мы составили обзор тех самых «типов артистов» и жанров, которых на «Грэмми» подозрительно часто игнорируют, не награждают или отмечают только «специализированными», а не главными призами.
Хип-хоп
Мало кто поспорит с тем, что хип-хоп – главный жанр в современной музыке, или как минимум один из самых важных. И стал он главным далеко не вчера. А теперь попробуйте угадать, сколько раз хип-хоп-композиция выигрывала в двух главных «песенных» номинациях – «Запись года» и «Песня года»? Правильный ответ – один. И случилось это только в 2019 (!) году, когда награды ушли к Childish Gambino и его широко обсуждаемому хиту «This Is America».
Хип-хоп-альбомам везло чуть больше, но тоже не слишком. «The Miseducation Of Lauryn Hill» Лорин Хилл стал «Альбомом года» в 1999-м, а «Speakerboxxx/ The Love Below» OutKast – в 2004-м. Такие выдающиеся рэперы, как Эминем, Канье Уэст, Дрейк, Кендрик Ламар и Jay-Z, не побеждали ни разу. При этом отдельные рэп-номинации «Грэмми» ввели еще в 1980-х.
Рок
Что общего между такими известными группами, как Metallica, Nirvana, Guns N’ Roses и Linkin Park? Ни одна из этих групп ни разу (!) даже не была номинирована на «Альбом года», «Песню года» и «Запись года». У Metallica целых восемь наград, вот только они все «жанровые» («Лучшее метал-исполнение», «Лучшее хард-рок-исполнение»). У Nirvana – одна «Грэмми» («Лучшее альтернативное исполнение»), которую им вручили через два года после смерти Курта Кобейна.
Остается утешаться тем, что альбом «Master Of Puppets» внесен в Библиотеку Конгресса США как национальное достояние, а на «Nevermind» и «Hybrid Theory» выросли целые поколения. При этом к более «легкому» року на «Грэмми» относятся гораздо лояльнее: Эрик Клэптон, Аланис Мориссетт и U2 свои «Альбомы года» получили, причем U2 это удалось даже два раза.
Легкая поп-музыка
Поп-музыку на «Грэмми» любят больше, чем рок и хип-хоп, но тоже с оговорками. В последнее время негативных стереотипов о поп-музыке поубавилось, но окончательно они не исчезли.
С номинациями поп-исполнителям везет, а вот с победами в «большой четверке» – «Запись года», «Песня года», «Альбом года», «Лучший новый артист» – не очень. Если артист зарекомендовал себя как «серьезный» (сам пишет музыку и играет на инструментах), у него есть шансы. Особенно приветствуется связь с другими жанрами – как, например, у Бруно Марса (фанк, R&B) или Тейлор Свифт (кантри). Однако «чистую» поп-музыку, особенно если исполнитель поет и танцует, но не играет на инструментах, на «Грэмми» не очень жалуют. Этим можно объяснить отсутствие наград у Кэти Перри и всего лишь одну победу Бритни Спирс и Арианы Гранде – обе выиграли не в главных номинациях: «Toxic» стала «Лучшей танцевальной записью», а «Sweetener» – «Лучшим вокальным поп-альбомом». А Селена Гомес за долгую карьеру не получила ни одной номинации, хотя пластинки «Revival» (2015) и «Rare» (2020) этого определенно заслужили.
Удивительная история случилась с альбомом Эда Ширана «Divide»: несмотря на бешеную популярность, он получил всего две (!) номинации и обе вне «большой четверки»: «Лучшее сольное поп-исполнение» («Shape Of You») и «Лучший вокальный поп-альбом» – правда, в обеих выиграл. Хотя Ширан активно выступает с гитарой и сам пишет все свои песни, его музыка могла показаться «Грэмми» уж слишком попсовой и легкомысленной. Зато «Shape Of You» – самая прослушиваемая песня за всю историю Spotify.
Электроника
Казалось бы, без электронной музыки, продюсеров и диджеев в современном мире никуда. Для «электронщиков» выделено ровно две номинации – «Лучшая танцевальная запись» и «Лучший электронный/ танцевальный альбом» (есть еще «Лучший неклассический ремикс», но, согласитесь, это из немного другой сферы и выглядит еще более незначительным). Награда за лучшую танцевальную запись считается настолько второстепенной, что ее даже вручают не во время основной церемонии. Имена «электронных» кандидатов практически никогда не пересекаются с номинантами в главных категориях.
Первый и единственный электронный альбом, победивший в «Альбоме года», – «Random Access Memories» Daft Punk. Это произошло относительно недавно – в 2014 году. Легенды электроники Kraftwerk получили первую «Грэмми» в 2018-м, после (!) того, как их наградили почетной премией за жизненные достижения.
Трип-хоп, по версии «Грэмми», вообще не заслуживает внимания: ни Massive Attack, ни Portishead, ни Трики не номинировались ни разу. Будь вы хоть уважаемыми The Chemical Brothers, хоть «попсовым» Дэвидом Геттой – главных наград можно не ждать. Только «жанровые», и то если повезет.
«Странные непонятные жанры»
У «Грэмми» существует удивительная номинация – «Лучший альтернативный альбом». В нее попадают, кажется, все артисты, чье творчество недостаточно «мейнстримное» для поп-музыки и недостаточно «тяжелое» или «гитарное» для рока. При этом рок-исполнителей в этой номинации тоже часто выдвигают, из-за чего у остальных музыкантов шансы на победу – и без того невысокие – снижаются
Чемпионом «альтернативы» по версии «Грэмми» является Бек, который побеждал в этой категории целых три раза, а однажды даже взял «Альбом года». Но обычно набор кандидатов получается, мягко говоря, странным. The National, Gorillaz и LCD Soundsystem в 2018-м? Бьорк, Лили Аллен и The White Stripes в 2007-м? По сути, для огромного количества талантливых музыкантов выделена всего лишь одна (!) номинация, и они не получают того внимания, которого достойны. Суфьяна Стивенса музыкальные критики и меломаны носили на руках десятилетиями, но даже на «Оскаре» его заметили раньше, чем на «Грэмми», номинировав с песней «Mystery of Love» из картины «Зови меня своим именем», причем в данном случае «Грэмми», по сути, просто скопировали «Оскар» и выдвинули Стивенса в категории «Лучшая песня, написанная для визуальных медиа».
Эксцентричные артисты
Консервативность «Грэмми» уже давно известна всем, и это относится не только к жанрам, но и к имиджу артистов. Дэвид Боуи – один из величайших музыкантов в истории. И «Грэмми» у него вроде бы есть, целых пять. Только вот четыре из них – посмертные. А единственную прижизненную награду он получил в 1985 году за короткометражный фильм «Jazzin' for Blue Jean». Его единственная номинация из «большой четверки» была в 1984 году, когда «Let’s Dance» выдвинули на «Альбом года». Правда, на тот раз победителя выбрали абсолютно заслуженно – им стал «Thriller» Майкла Джексона.
Мадонна получила свою первую «Грэмми» только в 1992 году – за концертный видеоальбом «Blonde Ambition World Tour Live». Затем певица получила еще шесть наград, но ни одной «главной». Как и Боуи, на «Альбом года» ее номинировали лишь однажды – за «Ray Of Light» в 1999-м. Казалось бы, такие легендарные исполнители должны быть осыпаны наградами, но эксцентриков на «Грэмми» не любят.
В 1985 году легендарная пластинка Принса «Purple Rain» была номинирована на «Альбом года», но победителем стал Лайонел Ричи с «Can’t Slow Down». Ричи – талантливый и заслуженный музыкант, а в тот альбом вошли такие хиты, как «Hello» и «All Night Long». Однако, при всем уважении, «Purple Rain» – совсем другой уровень. Некоторые считают, что Ричи победил из-за связей продюсера, но, возможно, все намного проще – неоднозначный и скандальный образ Принса не понравился членам комитета «Грэмми».
У Queen нет ни одной «Грэмми», если не считать почетной награды за жизненные достижения. Совпадение или нет, но эксцентричность Фредди Меркьюри определенно могла на это повлиять.
Современные и прогрессивные артисты
И снова о консерватизме. Если на одну награду претендует современный артист и «заслуженный», велика вероятность, что победит «заслуженный». Можно вспомнить, как в 2008-м Херби Хэнкок обошел Эми Уайнхаус, а в 2001-м Steely Dan оставили позади Radiohead и Эминема. Иногда бывает, что оба артиста достаточно современные, но один звучит более «традиционно» и «привычно» – и награда уходит к нему. Похоже, именно поэтому «Записью года» в 2015-м стала «Stay With Me» Сэма Смита, а не «Chandelier» Сии.
Это касается не только «большой четверки». В 1999 году хит Aerosmith «I Don’t Want To Miss A Thing» выдвинули в номинации «Лучшее вокальное исполнение дуэтом или группой». Однако приз отправился к The Brian Setzer Orchestra и их песне «Jump, Jive an' Wail». Приятный ретро-трек, но не более того – к тому же это еще и кавер-версия песни 1956 года. Скорее всего, он победил именно из-за ретро-составляющей.
Артисты не из Северной Америки
Мировая культура очень американоцентрична, и на «Грэмми» не так-то просто прорваться даже британским исполнителям. Но если вы родились в стране, где не говорят по-английски, это еще сложнее. ABBA, одна из самых легендарных поп-групп в истории, не имеет ни одной (!) номинации на «Грэмми» и даже до сих пор не удостоилась почетной награды за вклад в музыку.
«Random Access Memories» французского дуэта Daft Punk – не только единственная электронная пластинка, ставшая «Альбомом года». Это чуть ли не единственная работа музыкантов из неанглоязычной страны, победившая в этой номинации. Хотя и не первая – еще в 1965 году бразилец Жуан Жилберту получил «Грэмми» за совместный альбом с американцем Стэном Гетцем «Getz/ Gilberto».
Невероятная популярность k-pop долгое время на «Грэмми» вообще игнорировалась: даже BTS получили первую номинацию только недавно. И только одну. И, само собой, не из главных, а всего лишь «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой». Зато американский национальный жанр кантри «Грэмми» очень любят – буквально пару лет назад «Альбом года» отдали Кейси Масгрейвс.
А как хорошо все когда-то начиналось: в 1959 году на первой церемонии «Грэмми» итальянская песня «Volare» была признана «Записью года» и «Песней года». И до сих пор остается единственной неанглоязычной композицией, победившей в этих номинациях.
Те, кто критикует «Грэмми»
Хотя по премии не проехался только ленивый, некоторым все-таки стоит быть осмотрительнее. Halsey – одна из самых успешных современных молодых певиц, ее прошлогодний альбом «Manic» получил хорошие отзывы многих музыкальных критиков, включая Rolling Stone и NME, а Forbes включил 26-летнюю артистку в список самых влиятельных людей в мире.
Однако номинации на «Грэмми» у Холзи нет до сих пор. В 2019 году певице не понравилось, что премия проигнорировала BTS, с которыми она активно сотрудничает и дружит. Многие уверены, что именно поэтому ее проигнорировали и в 2020 году. Исполнительница, кажется, не особо расстроилась и недвусмысленно намекнула, что премию получают благодаря «правильным» знакомствам и хорошим связям. Кажется, теперь ей «Грэмми» не светит совсем. Или все-таки светит?
Те, кто не подает заявку
Каким бы талантливым и заслуженным ни был музыкант, «Грэмми» не обратит на него внимание, если он не подаст заявку. Она, кстати, платная – $120 – тут, опять же, повезло музыкантам, «привязанным» к крупным лейблам с хорошими бюджетами.
Некоторые музыканты, к слову, идут на такой шаг сознательно. В 2016 году Фрэнк Оушен попросту не стал выдвигать свои альбомы «Endless» и «Blonde». По его мнению, премия ему не нужна, да и вручают ее часто совсем не тем, кто этого заслуживает.
И все-таки, как бы жестко «Грэмми» ни критиковали, ее продолжают обсуждать и смотреть, а отказываться от наград никто не спешит. Надежда на лучшее есть: в последние годы в «главных» категориях стали выдвигать по восемь номинантов вместо прежних пяти, так что состав стал более разнообразным. Хотя без скандалов, вроде игнорирования The Weeknd, все равно не обходится. Что будет с «Грэмми» на этот раз и удастся ли премии нас удивить – узнаем в ночь на 15 марта.
14 Марта 2021, 17:23