​«Грэмми»-2021: Итоги и главные моменты

Тейлор Свифт взяла свою третью «Грэмми» за «Альбом года», Бейонсе побила женский рекорд по наградам, Иманбек выиграл в номинации «Лучший ремикс», а Элтону Джону, похоже, придется «кого-нибудь ударить».

Сложная предыстория

Пандемия и скандал c The Weeknd

«Грэмми»-2021 рисковала стать одной из самых неинтересных. Во-первых, церемонию пришлось перенести с 31 января на 14 марта, так как в США пандемия коронавируса достигла пика. Во-вторых, скандал с The Weeknd сильно подпортил репутацию «Грэмми», и без того неоднозначную. Напомним: в этом году певец не получил ни одной номинации – даже несмотря на то, что песня «Blinding Lights», без всяких преувеличений, стала главным хитом 2020 года, о чем говорят, например, цифры на Spotify и позиции в Billboard Hot 100. Сразу после объявления номинаций в ноябре The Weeknd обвинил «Грэмми» в коррупции, выпустил клип «Save Your Tears», в котором демонстративно выкинул «какой-то там» призовой кубок, а 12 марта заявил, что теперь его лейбл будет «бойкотировать» премию.

Игнорирование The Weeknd действительно выглядело очень странно. Слухов о причинах было много: самое правдоподобное предположение – возможный конфликт из-за «Супербоула». Поговаривают, музыканту поставили ультиматум – либо выступление на «Грэмми», либо на «Супербоуле», и он выбрал второе, что очень не понравилось членам жюри. Так как первоначально премия должна была состояться 31 января, в «Грэмми», возможно, побоялись, что «Супербоул» перетянет внимание на себя (он прошел 6 февраля). Так или иначе, «Грэмми» в итоге все равно перенесли. The Weeknd блестяще выступил на «Супербоуле», но «осадочек», что называется, остался.

«Грэмми» в новых реалиях

«Домашняя» церемония вручения из-за коронавируса

Многие гадали, каким же будет вручение «Грэмми» во время коронавируса, когда действуют ограничения и «социальная дистанция». И если предыдущие «Грэмми» выглядели масштабно, то в 2021 году церемония носила «домашний» характер. Да, была красная дорожка, да, были знаменитости, но зал, в котором проходило мероприятие, больше напоминал уютное кафе, чем площадку для главной музыкальной премии мира. Никакого зрительного зала, никаких толп – лишь несколько столиков, а на артистах надеты маски, хоть и дизайнерские.

К слову, главную награду «Альбом года» вручала не звезда, как это обычно бывает, а бармен Кэндис Фокс, сотрудница лос-анджелесского The Hotel Cafe. Это легендарное место, где на сцену выходили Адель, Эд Ширан, Сия, Бруно Марс, Аланис Мориссетт, вокалист Coldplay Крис Мартин и многие другие. Но даже такие культовые заведения очень сильно пострадали от пандемии. Концертная индустрия потерпела сокрушительный удар из-за коронавируса, однако тяжелее всего пришлось клубам и барам. Многим из них пришлось приостановить работу, а некоторые и вовсе закрылись навсегда. Хорошо, что «Грэмми» напомнили об этой важной проблеме.

Триумфаторы, герои и победители «Грэмми»-2021

Тейлор Свифт, Бейонсе, Билли Айлиш

Главную награду «Альбом года» снова взяла Тейлор Свифт – на этот раз с пластинкой «Folklore». Она стала первой женщиной в истории, выигравшей главную награду «Грэмми» трижды: «Fearless» победил в 2010 году, а «1989» – в 2016-м. Но и среди исполнителей-мужчин «Альбом года» три раза брали лишь три человека: Фрэнк Синатра, Стиви Уандер и Пол Саймон.

За сутки до начала 63-й церемонии вручения «Грэмми» появилась новость, что Бейонсе не появится на церемонии, несмотря на лидирующее количество номинаций (девять). Однако это оказалось неправдой: певица не только пришла, но и забрала четыре награды. Таким образом, Бейонсе может похвастаться целыми 28 «Грэмми» за свою карьеру. Она побила «женский» рекорд по количеству статуэток, ранее принадлежавший Элисон Краусс с 27 наградами. Но одно отличие все-таки есть: Краусс удалось выиграть «Альбом года», а Бейонсе – до сих пор нет. В 2021 году Бейонсе наградили в категориях «Лучшее рэп-исполнение» («Savage», дуэт с Megan Thee Stallion), «Лучшая рэп-песня» (за ту же «Savage»), «Лучшее R&B-исполнение» («Black Parade») и «Лучшее музыкальное видео» («Brown Skin Girl»).

Прошлогодняя героиня «Грэмми» Билли Айлиш тоже не ушла с пустыми руками. «Everything I Wanted» признали «Записью года», а «No Time To Die» – «Лучшей песней, написанной для визуальных медиа». Таким образом, Айлиш выиграла «Запись года» второй год подряд – последний раз такое было в 1974 году с Робертой Флэк.

Из всей большой четверки – «Запись года», «Песня года», «Альбом года», «Лучший новый артист» – последняя номинация считается самой неоднозначной и чуть ли не «проклятой». Ее много раз отдавали неоднозначным и странным кандидатам, а у некоторых – например, Меган Трейнор или Evanescence – после получения награды карьера и вовсе начинала угасать. Однако в последние три года с выбором победителей не поспоришь: в 2019-м выиграла Дуа Липа, в 2020-м – Билли Айлиш, а в 2021-м – Megan Thee Stallion, пожалуй, самая яркая молодая рэп-исполнительница на сегодняшний день. Еще две «Грэмми» Megan Thee Stallion получила за вышеупомянутый дуэт с Бейонсе «Savage» – «Лучшее рэп-исполнение» и «Лучшая рэп-песня».

В номинации «Лучший рэп-альбом» победил легендарный Nas, до этого не выигрывавший ни разу. По мнению многих фанатов артиста, прошлогодняя пластинка «King’s Disease» – явно не лучшая его работа, и по факту в этом году его наградили за былые заслуги, которые раньше на «Грэмми» игнорировались.

Неожиданные победители, проигравшие и не совсем проигравшие

H.E.R., Гарри Стайлс, The Strokes, BTS, Фиби Бриджерс

«Folklore» Тейлор Свифт – прекрасный альбом, определенно заслуживающий всех существующих премий. И все-таки выбор «Грэмми» был предсказуемым: они снова подтвердили предвзятость к «развлекательной» поп-музыке, наградив Дуа Липу в номинации «Лучший вокальный поп-альбом», но не в главной (за «Future Nostalgia»). Обе работы очень хороши, и выбрать между ними нелегко, однако, когда одного артиста награждают за «Лучший поп-альбом», а другого – за «Лучший альбом», предвзятость очевидна. Особенно если вспомнить, что рекорд-академия очень любит Свифт.

Однако в «Песне года» «Грэмми» удалось удивить зрителей: неожиданным победителем стала талантливейшая R&B-певица H.E.R. с композицией «I Can’t Breathe». Если крупные артисты могут обойтись без «Грэмми», то для менее известных музыкантов премии очень важны – это дополнительная реклама и новые фанаты. Еще одну статуэтку певица получила в номинации «Лучшая R&B-песня» за трек «Better Than I Imagine», записанный с Робертом Гласпером и Meshell Ndegeocello.

Группа One Direction, несмотря на головокружительный успех, не получила ни одной номинации на «Грэмми» за всю карьеру. Бывший участник One Direction Гарри Стайлс лишний раз доказал, что он не просто экс-солист популярного бойзбэнда, но самостоятельный интересный артист. Его хит «Watermelon Sugar» признали «Лучшим сольным поп-исполнением».

Главному бойзбэнду нашего времени, группе BTS, повезло меньше, чем Стайлсу: премию за «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой» отдали Леди Гаге и Ариане Гранде за «Rain On Me».

Перед началом церемонии вручения «Грэмми»-2021 Элтон Джон пригрозил «кого-нибудь ударить», если Фиби Бриджерс не получит премию. Похоже, ему придется привести грозный план в действие – Бриджерс осталась без наград. «Лучшим альтернативным альбомом» назвали «Fetch The Bolt Cutters» Фионы Эппл, «Лучшей рок-песней» стала «Stay High» Бриттани Ховард, «Лучшим рок-исполнением» – «Shameika» все той же Эппл, а «Лучшим новым артистом» – вышеназванная Megan Thee Stallion.

Еще удивительно, но приятно: в 2021 году The Strokes получили свою первую «Грэмми» – «The New Abnormal» признали «Лучшим рок-альбомом».

Канадскому диджею Kaytranada тоже не удалось стать «Лучшим новым артистом», но он выиграл в двух «электронных» номинациях – «Лучшая танцевальная запись» («10%») и «Лучший электронный альбом» («Bubba»).

Да, совсем забыли сказать: Канье Уэст тоже выиграл «Грэмми». В номинации «Лучший альбом современной христианской музыки» («Jesus Is King»). Вот уж неожиданность так неожиданность.

Очень крутые выступления!!

Ни одна из последних «Грэмми» не радовала яркими выступлениями так же сильно, как эта. Видно, что артисты очень соскучились по сцене: гастроли отменились, а онлайн-трансляции – все-таки не то. Декорации были невероятные: деревья и лесной домик у Тейлор Свифт, сияющая диско-вечеринка у Дуа Липы, концерт на машине от Билли Айлиш, «роботическая» версия «Say So» от Doja Cat и практически «молитвенное» исполнение «Hollywood’s Bleeding» от Post Malone.

Номера артистов были больше похожи на клипы или отрывки из музыкальных фильмов, чем на типичные концерты. Казалось, будто бы они вложили максимум сил в подготовку и решили выложиться по полной, зная, что у них еще долго не появится возможности выступить на настоящей сцене. А тут еще и главное музыкальное событие года с миллионами зрителей – такой шанс упускать нельзя.

«Наши» на «Грэмми»

Победа ремикса «Roses» Иманбека Зейкенова

Номинация «Лучший ремикс», обычно не привлекающая особого внимания, в этом году стала одной из самых обсуждаемых в России и на всем постсоветском пространстве. Дело в том, что в число номинантов вошел 20-летний житель Казахстана Иманбек Зейкенов, чей ремикс песни Saint JHN «Roses» неожиданно стал мировым хитом. Именно «Roses» и был выдвинут в номинации – и в итоге победил. Иманбек стал первым уроженцем Казахстана, номинированным на «Грэмми» и выигравшим «Грэмми». А еще до «Грэмми» он успел поработать с Marshmello, Don Diablo, Ритой Орой и Дэвидом Геттой.

Из россиян в этом году были номинированы двое представителей классической музыки – пианист Даниил Трифонов и дирижер Максим Емельянычев. Трифонова выдвинули в категории «Лучшее классическое инструментальное соло» (в 2018 году он уже побеждал в этой номинации), а Емельянычева – в «Лучшей оперной записи». К сожалению, на этот раз россиянам не повезло, а вот американцы оказались удачливее: за «Лучшее соло» наградили Ричарда О’Нилла, а за «Лучшую оперную запись» – Дэвида Робертсона.

Итоги и немного лирики

Премию «Грэмми» очень любят критиковать, и чаще всего, чего уж там, заслуженно. За многолетнюю историю неоднозначных решений и скандальных награждений накопилось очень много. Но, при всей спорности «Грэмми», похожие претензии можно предъявить практически к любой премии или конкурсу, включая даже совсем уж «локальные». Даже в спортивных соревнованиях, где, казалось бы, все однозначно, постоянно спорят о честности и справедливости. Культура и творчество – более тонкая субстанция, и элемент субъективности здесь будет всегда.

Стопроцентно честное соревнование – мечта многих, но, к сожалению, пока редко встречающаяся. Коррупция, блат и предвзятость присутствуют практически на любых конкурсах и искоренить их очень непросто. «Грэмми», кстати, к критике периодически прислушивается: после обвинений в сексизме и однообразии в 2018-м комитет расширил число номинантов в «большой четверке» с пяти до восьми и действительно стал обращать больше внимания на женщин-музыкантов.

Какой бы «спорной» «Грэмми» ни была, альтернативы ей пока нет. Отменить награды совсем тоже не получится: соревновательная природа человека никуда не денется. Опять же, стоит еще раз напомнить, что музыкальный мир состоит не только из больших звезд, а для малоизвестных исполнителей «Грэмми» может стать началом нового этапа в карьере.



Читайте также