​«Игры шпионов»: Баллада о невозможной дружбе

Бенедикт Камбербэтч в британском шпионском триллере о том, как два разных человека хотели сделать мир лучше. С «клюквой».

Режиссер Доминик Кук известен по сериалу «Пустая корона» и драме «На берегу», так что с историческими костюмированными историями он знаком. Конечно, сложновато работать над «шпионской» темой, когда до сих пор квинтэссенцией шпионского британского триллера остается «Шпион, выйди вон!» по одноименному роману Джона Ле Карре, однако это еще никого не останавливало. Кук вместе со сценаристом Томом О’Коннором, для которого «Игры шпионов» стали первым «историческим» проектом, решили в фильме уделять больше внимания не деятельности спецслужб, а их взаимодействию друг с другом. Без «клюквы» создателям обойтись не удалось, хотя справились с изображением Советского Союза Кук и О’Коннор лучше, чем их другие коллеги-кинематографисты.

Водка, балет, иностранцы, прогуливающиеся по московским улицам и желающие послушать симфонию, отель «Виталий» – это маленькие символы СССР, придуманного создателями фильма. Конечно, в дополнение крупным планом предстает опасный, настоящий злодей Никита Хрущев, агенты КГБ и вообще все советские граждане, каждый из которых точно знает, куда и как писать донос, если уличил товарища в измене. Громоздкая архитектура опасной столицы, ковры красного цвета и классические интерьеры «оттепелевского» времени немного сглаживают экранное и такое стереотипное представление западных кинематографистов об СССР. Мизансцена в картине не играет значительной роли и несет в себе лишь внешний характер. Декорации остаются бездушным элементом истории, где за тональность отвечают отношения главных протагонистов – бизнесмена Гревилла Винна и полковника Олега Пеньковского.

«– Олег. Можно я буду звать вас Олег?

– Мое имя не так хорошо звучит на английском. Зовите меня Алекс».

Такими фразами обмениваются главные герои, прохаживаясь по тихой улице, где их точно никто не сможет подслушать. Внезапное доверие, уважение и последующая дружба распознаются вот в таких маленьких разговорах. Они видятся то в Лондоне, то в Москве, просто общаются, выпивают, ходят на семейные обеды и знакомятся с женами друг друга.

Герой Бенедикта Камбербэтча предстает наивным типичным английским капиталистом среднего класса, который легкомысленно верит в людей – несмотря на то, что его явно используют МИ-6 и их американские коллеги. Гревилл Винн оказывается вполне себе эмоциональным и чувствительным по сравнению с другими британцами, поэтому к Пеньковскому он испытывает искренние дружеские чувства, которых, по условиям операции, вообще не должно было быть. Кульминационным моментом для него становится посещение балета, где Винн пускает слезу в самом последнем акте. Тут сразу становится понятно, насколько герой изменился с первого своего появления в Москве. Если в начале картины его лицо не выражало никаких эмоций, когда он наблюдал за танцами в пуантах, то теперь он видит мир в совсем других красках, и ему от этого больно.

Изначально фильм планировали назвать «Ironbark», то есть «Железная кора», и это относилось бы непосредственно к Олегу Пеньковскому – такое кодовое имя он использовал в шпионских кругах. Однако затем создатели переименовали картину в «The Courier», потому что Гревилл Винн во всей этой операции выполнял именно «курьерскую» работу. Таким образом, фильм Доминика Кука больше все-таки о Винне – поэтому русские на экране едят с иностранцами черную икру и обсуждают комические вопросы об алкоголе. Однако, как образец чего-то среднего между бондианой и «Шпион, выйди вон!», «Игры шпионов» имеют право на существование. Все-таки триллер в этом фильме более настоящий, нежели весь его антураж.



Читайте также