25 марта в кинотеатрах вышел фильм «Поступь хаоса», основанный на первой книге одноименной фантастической трилогии Патрика Несса. Проект Дага Лаймана – режиссера, который поставил «Идентификацию Борна» и «Грань будущего» – провел в «производственном аду» более пяти лет. И похоже, что этот фильм с Томом Холландом, Дейзи Ридли и Мадсом Миккельсеном запомнится только «долгими ожиданиями», которые, увы, не оправдались.
Действие «Поступи хаоса» развивается в далеком будущем. Юноша по имени Тодд Хьюитт (Холланд) живет в городке Прентисстаун. Поселение находится на загадочной планете Новый Свет, на которую несколько лет назад прибыли переселенцы с Земли. Тодд не помнит те времена – он вырос уже на этой планете. У Нового Света есть одна особенность: здесь мысли мужчин слышны окружающим, а образы из их воспоминаний или фантазий может увидеть каждый. Это явление называют Шумом, и на женщин оно не действует. Однако женщин в Прентисстауне и нет: они погибли в войне со спэками, коренными жителями Нового Света. Тодд учится сдерживать свой Шум, скрывая мысли за фразой «Я Тодд Хьюитт». Эти слова еще долго будут крутиться у вас в голове после просмотра.
Тем временем на планете терпит крушение корабль. Выжить удается только рожденной в космосе девушке по имени Виола (Ридли). По счастливой случайности героиня пересекается именно с Тоддом, который помогает ей сбежать от людей Прентисстауна. Мэр города Прентис (Миккельсен), которого всегда так уважал Тодд, жаждет поймать девушку и разузнать о подробностях прибытия следующего корабля с переселенцами. Тодд помогает Виоле добраться до одного загадочного поселения, чтобы героиня передала сообщение своим людям. В ходе их приключений парень узнает страшную тайну о жителях Прентисстауна...
«Поступь хаоса» погружает зрителей в невероятно оригинальный мир Патрика Несса. Во время просмотра действительно интересно наблюдать, как визуализируется Шум в тот или иной момент – особенно эффектными были сцены с воображаемой змеей и иллюзорным поцелуем. Однако фильм серьезно упрощает историю из книги и «ускоряет» погружение в удивительную вселенную. Тодд не находит загадочный участок тишины – а этот любопытный момент был в романе. Еще авторы решили проигнорировать потенциально забавный ход с говорящим псом Манчи, который пусть и сыграл важную роль в фильме, но все равно «проскользнул» мимо нашего внимания. Неблагодарное дело – сравнивать книги с экранизациями, разные форматы, однако мимо подобных упущений пройти никак нельзя.
Зато «Поступь хаоса» отлично справляется с задачей «взбесить» зрителя. Мешанина из мыслей вечно недовольных, злых и недоверчивых мужчин в какой-то момент начинает раздражать и давить на зрителя. Кто-то может посчитать такой ход минусом, но это не так. В этом и состоит цель «Поступи хаоса» – показать, что будет, если мысли большой группы людей не пропускать через «фильтр», о котором говорят в самом начале фильма. Будет хаос – а хаос он такой, может и с ума свести.
Ожидаемое плавное погружение в совершенно новую для зрителя вселенную превратили в заурядное приключенческое кинцо – даже с юмористическими «вкраплениями». Герои носятся, суетятся, а под финал прибегают к яркой и замахивающейся на продолжение открытой концовке. Хотя последние сцены и вышли насыщенными, но развязка противостояния с невероятно крутым в своем «тихом» и неприступно-холодном злодействе Мадсом Миккельсеном вышла слишком нелепой, проще говоря – ее слили. Пусть и с некоторыми интригующими приманками для зрителя, вроде «дубликатов» Миккельсена. А что, чем его больше, тем лучше!
Смотришь «Поступь хаоса» – и удивляешься, как создатели умудрились так «обыденно», скучно подать зрителю эту самобытную, необыкновенную фантастику. На экране ВСЕ ВРЕМЯ что-то происходит. Погоня, перестрелки, дразнилки приближающегося поцелуя Тодда и Виолы, драка в бушующих водах реки… Однако дух не захватывает, никаких волнений и переживаний за героев, все воспринимается очень «ровненько». Причин этому несколько. Действие слишком торопится, суетится, как и герои «Поступи хаоса». История проносится так шустро, что даже самые эмоциональные моменты – а они есть – протекают сквозь пальцы. В то же время визуальные эффекты и экшен не дают нам рассмотреть себя в деталях. Хочется пережить те или иные захватывающие моменты вместе с героями, «потрогать» чешуйки иллюзорной змеи и хорошенько рассмотреть спэка, в конце концов, – а создатели толком такой возможности не дают. Съемка местами выглядит некачественной и лишенной какого-либо креатива, сцена с крушением корабля и вовсе плоха – страха и напряжения не было, просто хотелось, чтобы эта тряска поскорее прекратилась. И хотя Миккельсен прекрасен, остальные актеры просто блекнут на его фоне, не выдавая почти ничего интересного. Простите, фанаты Человека-паука киновселенной Marvel и Рей из «Звездных войн», но Холланд и Ридли в «Поступи хаоса» не блистают.
В сухом итоге «Поступь хаоса» Дага Лаймана – миленькая и ни к чему не обязывающая сказка. История слишком приземленная и непринужденная. И все-таки откровенно провальным фильм не назовешь – под занятные зрелища и незатейливый юмор в меру поучительной «Поступи хаоса» можно расслабиться. Энергетика «первого свидания» трогает, некоторые сцены заставляют задуматься о проблеме токсичной маскулинности, раскрытой, правда, «в лоб». Но! Задел на возможную франшизу вышел несерьезным. Нерешительность и неловкость Тодда будто «передались» фильму, превратив его в невзрачное недоразумение. А ведь «Поступь хаоса» и так отправляли на пересъемки из-за плохих отзывов на тестовых показах, так что невольно задумываешься, неужели могло быть еще хуже. Зато зрители точно захотят почитать книги Патрика Несса. Задумка классная, и это уже хорошо.