«Властелин колец» – глубоко идеологическое произведение. Сказка одного из родоначальников фэнтези, воспитанного католиками и лицезревшего ужасы прошлого века, является мощной метафорой борьбы за власть, причем в метафизическом смысле. История эта о движимых гордыней̆, упрямством и жадностью, об извращенных пороками, которых вгоняют в отчаяние. «Властелин колец» – о вечном дуализме Тьмы и Света снаружи и внутри.
Экранизация трудов Джона Рональда Руэла Толкина стала рискованным шагом для студии New Line Cinema, которая отдала трилогию в руки Питера Джексона, мастера трэша, работавшего с мистикой и хоррором, и никак не связанного с фэнтези. И если бы картины не имели успеха, вероятно, студия разорилась бы. Однако сага стала хитом, что привело к «Хоббиту», прелюдии к «Властелину колец», получившему охапку «Оскаров» не только за грим и эффекты. Именно «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» прославили бородатого новозеландца, который узаконил жанр, выдав сказку за подлинное средневековье. Правда, никакая это не трилогия, а цельное полотно, в котором выражена важная мысль о бытие. Хотя, давайте честно, сюжет «Властелина колец» – это походы, переговоры и война.
Три кольца – эльфам, семь – гномам, девять – людям... Но одно кольцо покорит их, одно кольцо правит всеми, ибо в нем вся злоба, жестокость и жажда власти. Могущественный Саурон, правитель Мордора, раздает кольца эльфам, гномам и нам, обреченным на смерть, обещая власть, а главное кольцо оставляет себе. Главное из колец должно быть уничтожено, но похоронить его можно только там, где оно было создано – в пламени Роковой Горы. Беда в том, что это место находится в сердце Мордора, где властвует Саурон, абсолютный монарх в образе всевидящего ока, и его слуги, мерзкие твари: орки, гоблины, драконы, демоны, колдуны, великаны, пауки и всадники Апокалипсиса.
Проклятое кольцо соблазняет и губит тех, кто его хранит. Однажды его находит Голлум, он же Смеагол, а точнее – друг Смеагола, которого он убивает, чтобы завладеть «прелестью». Потом Гэндальф Серый – бродячий маг с бородой по колено, который прокричит знаменитое «Ты не пройдешь!» и станет Гэндальфом Белым – находит кольцо у хоббита и призывает бросить его в пекло Мордора. Короче говоря – и кто смотрел трилогию, понимают, что такое надо еще высидеть – хоббиты, чародей, король, эльф, гном и человек, отправляются в долгий путь к Мордору, чтобы победить всевидящее око. Герои оставляют дом позади, а впереди открывается страшный мир, разоренный огнем и покрытый пеплом.
«Властелин колец» – миф о воскрешении, перерождении и спасении отравленной души. Герой у Толкина – маленький и слабый хоббит Фродо, который ничего не знает о Владыке Мордора, но именно ему суждено пройти опасный путь, полный мучений и трагедий, чтобы одолеть кольцо всевластия, жертвуя своей жизнью. Фродо окунается в пучину чудес и ужаса, где становится добычей древнего Зла. Удивительно, как Джексон, который не просто экранизировал неподъемное произведение Толкина, а усилил его, придал украшению устрашающее величие. Это ли не победа?
«В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено», – объясняет напуганному Фродо мудрец Гэндальф, его духовный наставник, и в этом мне видится главная мысль истории о грешниках, которые пытаются стать святыми, и грешниках, которые погибают грешниками. Трилогия говорит о том, что властью не насытишься; храбр тот, кто не отнимает, а дарит жизнь; с большой властью приходит большая ответственность; и что нельзя поддаваться страху, иначе смерть.
Эпохальная одиссея братства – о силе воли. «Сердце подсказывает мне, что Голлум еще сыграет свою роль, плохую или хорошую, прежде чем все кончится», – пророчески обращается волшебник к хоббиту, который не понимает, что милосердие изменит его судьбу, а «в мире действуют иные силы, кроме воли Зла». Именно обезумевший Голлум уничтожает кольцо, а не поддавшийся страху и сомнению полурослик, который становится рабом проклятого кольца, этого исчадия мрака и пустоты, дитя Повелителя Тьмы, то есть Сатаны. Фродо бесповоротно подчиняется кольцу, но в итоге Зло губит себя же.
Возможно, главный герой легендарной войны – не Фродо, а его верный друг Сэм. Если кольцо соблазняет Фродо, который предает своего друга, то оруженосец Сэм никогда не покоряется Злу. Великодушный хоббит не стремится к богатству и переживает боль и страх Фродо, отказавшегося бросить кольцо в раскаленную бездну. Фродо – не ницшеанский Übermensch. Он одурачен силой Зла, наивно поверив, что имеет власть над кольцом, а Сэм не поддается «голлумизации» и несет Фродо, как тяжкое бремя, как Фродо несет кольцо, к которому ревнует даже близких. Сэм возвращается в родную деревню, доказав, что он не просто хоббит, который любит сады, табачок и пиво, а коротыш Фродо, попрощавшись с братством, покидает отчий край и плывет в закат, видимо, отправляясь по ту сторону смерти, как бы в Вальгаллу, – ведь, как сказал Гэндальф: «Наш путь не кончается смертью. Смерть – лишь продолжение пути».
Приключение Фродо и Сэма – это судьбоносный поход сквозь тьму опасностей и искушений к единственному истинному дому – к божественному. Свет у католика Толкина оказывается символом перста провидения, то есть образом самого Творца, а кольцо – метафорой первородного греха, который подчиняет живых, погружая во мрак. Человек, одержимый грехом, превращается в слепца и раба. Посмотрите на трусливого уродца Голлума, самого сложного и трагического персонажа трилогии, в котором проявляется смысл всей картины.
Надев золотое кольцо, которое самовольно предает и покидает своего хранителя, герой становится невидимым: грешник исчезает из мира Господа, выходит за грань зримого, превращаясь в тень, в мертвеца, который заметен только оку разгневанного Сатаны. Но не Бог заставляет действовать Фродо, завладевшего кольцом, и Сэма, призывающего не отступать и бороться. Пророчество гласит, что герой найдет кольцо, но что с ним делать – это решает сам носитель. Именно конфликт судьбы и выбора, то есть свободы воли становится ключевым в трилогии, где верят, что надежда жива, пока мы не предаемся страху и отчаянию.
Впрочем, «Властелин колец» не только о поиске жизни в мире смерти. Что, если англичанин сочинил империалистическую пропаганду, написанную победителями, где по одну сторону – дикие орки, а по другую – благородные воины, потомки величайших Сверхлюдей? Автор продвигает легенду о консервативной цивилизации, обители божеств, архангелов-демиургов, творцов мира сего, ведомых чувством долга.
Дьявольский Мордор и свирепый Саурон – не что иное, как метафора силы, которая претендует на глобальное господство. А если вспомнить, что мрачное апокалиптическое фэнтези писалось под влиянием мировых войн, то вряд ли автор избегает намеков на реальную историю. Возможно, не случайно, что Толкин сочинял свой шедевр, когда Джордж Оруэлл писал антиутопию «1984»: Большой Брат и Саурон стали символами, иконами поп-культуры. «Сегодня мы сразимся за все, что вы любите на этой славной земле! Зову вас на бой, люди Запада!» – кричат перед решающей баталией с грязными орками.
Монументальная эпопея о подвиге лишь кажется детской фантазией, дескать, там дуэли на посохах, рыцари и эльфы сражаются с тварями, штурмующими крепость, деревья разговаривают, и орлы спешат на помощь. Однако толкиновский опус – это ностальгическая мечта консерватора, который мифологизирует историю человечества, забывая о страданиях, которые несли белые, благословленные церковью феодалы, лицо нации.
«Властелин колец», который корнями уходит к «Кольцу нибелунга» Рихарда Вагнера, изображает романтический миф об идеальном мире, который потерян, но который важно вернуть, иначе придет власть порочная, подлая и порабощающая, мечтающая заковать в кандалы свободные народы, и тогда наступит царство варваров, извергающее огонь и дым из кузниц и котлов. Мрак накроет – но не отчаивайтесь, потому что это лишь сказка. Мы, как говорит Сэм, очутились в легенде, «в одной из тех, что берет за душу. В ней столько тьмы и опасности, порой даже не хочется узнавать конец. Но в конце все проходит. Даже самый непроглядный мрак рассеивается. Грядет новый день!»