22 апреля в российский прокат вышел научно-фантастический фильм «Поколение Вояджер» – очередная попытка кинематографистов предсказать будущее. Фантазия на тему того, что будет, если человечество столкнется с угрозой вымирания. На этот раз в «хрустальный шар» заглянул режиссер «Дивергента», «Областей тьмы» и «Иллюзиониста» Нил Бергер. Космическая прогулка получилась у него не то чтобы категорически провальная, но как-то совсем уж «так себе». Привлекательный трейлер пообещал много, а фильм реализовал лишь малую часть.
По сюжету Земля будущего с каждым годом становится все менее пригодной для жизни, из-за чего под угрозой оказывается судьба всего человечества. Главные умы планеты переходят к решительным действиям. Они собирают команду для отправки на таинственную планету, на которой люди могут обосноваться и продолжить род. И тут сразу поправочка – даже не собрать, а буквально создать с помощью генетических материалов, взятых у «лучших представителей Земли». Ученые вырастили детей в лабораторных условиях, обучили их и отправили в космос с задачей родить новое поколение людей, чьи потомки и доберутся до новой планеты.
Полет продлится более 80 лет, так что всю сознательную жизнь герои будут в космосе. Возглавляет экспедицию «в один конец» отважный Ричард в исполнении Колина Фаррелла. Он привязался к детям и чувствует ответственность за них. Несколько лет все идет по плану, но один ужасный инцидент превращает размеренную жизнь молодых людей в хаос. Их природные инстинкты пробуждаются и вырываются наружу. Центральные герои Кристофер (Тай Шеридан), Села (Лили-Роуз Депп) и Зак (Финн Уайтхед) разбивают группу на две враждующие мини-общины. Начинается космический беспредел – с кровью и непристойностями.
Происходящее в «Поколении Вояджер» выглядит до боли знакомым, хотя не сказать, что подобные фильмы выходят каждый месяц. История настолько неудивительная и лишенная каких-либо сюрпризов, что складывается впечатление, будто все это мы уже видели много раз. Сюжет развивается вяло, неинтересно, все твисты, которые нам подкидывают, – откровенно банальны. Но ладно с ним, с сюжетом: нет очередных войнушек с пришельцами – уже хорошо. Может быть, все держится на героях и их взаимоотношениях? Тут тоже мимо – химии между ними нет, среди персонажей просто не за кого зацепиться, все скучные. Столь яркий актерский состав не выдает ничего незабываемого и экстраординарного – ну да, неплохо играют, но не более. Даже Колин Фаррелл (!) выглядит блекло.
Сбивает с толку (в плохом смысле) нелогичное, а порой и вовсе глупое поведение персонажей. Когда дети самых мозговитых гениев человечества, воспитанные умнейшими учеными, ведут себя как стадо баранов, задумываешься – а не за потасовкой ли обычных подростков на школьной переменке мы наблюдаем? Лишенные смысла фразы и действия, бестолковые персонажи – вот это и есть «Поколение Вояджер». Ну да, суть заключается в тайне некоего синего вещества: по сюжету у ребят из-за него были притуплены чувства, но затем они отказались его принимать и от нахлынувших эмоций резко поглупели. Однако если зритель во время просмотра не растворяется в этом безумии, а сомневается в логичности происходящего, – Хьюстон, у нас проблемы.
Раз логика не его конек, фильм «Поколение Вояджер» должен был сработать благодаря пылким чувствам. Но со страстью тоже беда: ее преступно мало. Она есть только в неожиданно возникающих хаотичных сценах с дикой природой. Взаимодействия безликих и бесхарактерных персонажей лишены искорок и жизни, никакого тебе неземного напряжения и «жарких» сцен. Гораздо интереснее с задачей передать идею любви и ненависти в открытом космосе справляется «Высшее общество». При сравнении фильмов сразу становится понятно, каким чувственным мог бы оказаться этот полет в небеса.
Зато картинка не раздражает. Смотрибельно, хотя и опять же без восторга – все воспринимается довольно «ровно». Вид новой планеты, сцена с отдаляющейся Землей и просто космические просторы не завораживают, но разжигают любопытство. Выделяются в плане визуальной части пугающий грим, изображающий электроожог, и постановка финальной битвы – она прошла быстро, но хотя бы эффектно. «Поколение Вояджер» могло быть чуть более захватывающим фильмом, если бы композитор Тревор Гурекис написал действительно пробирающую до мурашек музыку. А ведь он умеет тонко передавать настроение – посмотрите (и послушайте) «Дом с прислугой».
Похвалить можно выбор авторами главной темы сюжета. Нам рассказывают о проблемах, возникающих из-за подавления эмоций – арка с синим веществом как раз об этом. Фильм «Поколение Вояджер» отлично демонстрирует, что чувства, которые «копятся» и не находят «выход», приводят только к разрушительным для человека последствиям. При этом подача идеи лишена красочных моментов и интересных философских размышлений героев. Занятного исследования человеческой природы не случилось. Вместо этого пустой треп – обо всем и ни о чем.
Чтобы такая простая задумка с четкой направленностью изучить суть человеческой натуры вызвала живой интерес и отклик, Нилу Бергеру следовало смелее подходить к теме. Жестокость должна была выглядеть суровее и безрассуднее, веселье – безудержным, а похоть – страстной и максимально чувственной. Вместо этого зрелище выдалось «половинчатым», по-подростковому нерешительным. Бергер попробовал поиграть в общество, показать зрителям, что предпримут люди с разными характерами и мотивами в кризисных и конфликтных ситуациях. Попытка получилась осторожной, поверхностной. Надо было не играть, а действовать – как можно решительнее и с большей дерзостью.