​10 фильмов ужасов, которые заслуживали «Оскара»

«Психо», «Нечто», «Реинкарнация» и другие хорроры, которые «пролетели» мимо Американской киноакадемии.

«Сияние» (1980)

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

У культового фильма ужасов Стэнли Кубрика по мотивам романа Стивена Кинга не самая простая судьба. Поначалу он был неоднозначно встречен зрителями (не говоря уже о конфликте, который случился у Кубрика из-за «Сияния» с его автором), и даже получил две «Золотые малины». Но так или иначе, время идет, а «Сияние» Кубрика по-прежнему прочно занимает свое место в массовом сознании и в поп-культуре, пусть даже и совершенно отдельно от одноименного романа. Все это на первый взгляд совсем не история фильма-претендента на «Оскар», и все же своего рода «"Оскар" зрительских симпатий» за роль в «Сиянии» в итоге отошел к Джеку Николсону. Он создал один из самых пугающих, эксцентричных, эффектных, а главное – узнаваемых образов не только в истории фильмов ужасов, но и кино вообще.

Еще интересно: 10 «тайных теорий» о популярных голливудских фильмах


«Психо» (1960)

Кадр из фильма «Психо» (1960)

«Психо» называют одним из величайших, или основополагающих фильмов в жанре хоррора. Сколько же «Оскаров» досталось шедевру Альфреда Хичкока? Правильный ответ – ноль. При этом номинации на «Оскар» у «Психо» были: за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль второго плана, лучшую работу художника-постановщика и лучшую операторскую работу. Казалось бы, у фильма имелись все шансы получить награды, но его обошли другие хиты того года: «Квартира» Билли Уайлдера, «Элмер Гантри» Ричарда Брукса и «Сыновья и любовники» Джека Кардиффа. «Оскар» за лучшую музыку – при том, что саундтрек Бернарда Херрмана к «Психо» стал знаменитым – и тот достался конкуренту, а ленту Хичкока в этой категории даже не выдвигали.


«Нечто» (1982)

Кадр из фильма «Нечто» (1982)

Фильм ужасов «Нечто» Джона Карпентера стал событием для хоррор-жанра уже хотя бы своими спецэффектами. «Нечто» и сегодня впечатляет и пугает не меньше, чем в начале 1980-х годов. Над всеми практическими эффектами буквально на износ вручную (!) работал Роб Боттин – в «Нечто» нет ни одного компьютерного кадра. Настоящий мастер своего дела, Боттин «уработался» над «Нечто» так, что из-за переутомления попал в больницу, а дело его рук поражает зрителей до сих пор. Номинацию «Лучший грим» ввели за год до выхода фильма, «Оскары» за лучшие визуальные эффекты вручали еще с момента основания премии, и «Нечто», казалось, был верным кандидатом по обеим категориям, но – что поразительно – «пролетел». Отчасти это случилось из-за того, что на момент выхода «Нечто» был для критиков просто еще одним фильмом из «несолидного» жанра ужасов. Хотя теперь он и сделался культовой классикой, в свое время его просто не приняли всерьез.

О «Нечто» мы также рассказывали здесь: 9 крутых фильмов ужасов без компьютерных спецэффектов


«Кэрри» (1976)

Кадр из фильма «Кэрри» (1976)

«Кэрри» Брайана Де Пальмы – первая из экранизаций романов Стивена Кинга. С этого момента в жанре ужасов началась эпоха «кинговщины», а попытка Де Пальмы оказалась весьма удачной. «Кэрри» – один из довольно-таки редких (тем более для 1970-х годов) фильмов ужасов, благосклонно воспринятых не только критиками, но и Киноакадемией. Роль Кэрри исполнила тогда еще начинающая Сисси Спейсек, роль ее матери Маргарет Уайт – известная актриса Пайпер Лори. Их дуэт и получил заслуженные номинации на «Оскар»: за лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана соответственно. Хотя благодаря «Кэрри» и Спейсек, и Лори навсегда вписали себя в историю фильмов ужасов, в этой жесткой конкуренции тогда победили Фэй Дэнауэй и Беатрис Стрейт. Соперник у «Кэрри» был действительно сильный – драма «Телесеть» Сидни Люмета, одного из выдающихся американских режиссеров.


«Чужой» (1979)

Кадр из фильма «Чужой» (1979)

Один из многих занимательных фактов о «Чужом» Ридли Скотта, первом фильме франшизы, – то, что на месте Рипли, героини Сигурни Уивер, по изначальной задумке должен был быть мужской персонаж. Сейчас трудно себе представить «Чужого» без Сигурни Уивер, но история фильма сложилась совсем по-другому, если бы продюсеры не решили «соригинальничать» и пойти неожиданным для того времени путем – возложить ключевую роль не на актера, а на актрису, чтобы фильм выделялся среди конкурентов. С ролью Уивер, как известно, справилась блестяще и после возвращалась к ней еще четыре раза. Такое событие вполне могло бы заслужить внимание и со стороны Киноакадемии – но этого не произошло. С другой стороны, Киноакадемия по достоинству отметила «Оскаром» титаническую работу Ганса Гигера и всей команды создателей визуальных эффектов «Чужого». Так что тут нельзя сказать, что творение Ридли Скотта совсем обделили.


«Полтергейст» (1982)

Кадр из фильма «Полтергейст» (1982)

1982 год выдался на редкость удачным для Стивена Спилберга. Его картина «Инопланетянин» побила рекорд самих «Звездных войн» по популярности и, кроме зрительской любви, набрала четыре «Оскара». Другим хитом от Спилберга того же года стал фильм ужасов «Полтергейст». Спилберг был автором идеи и написал к фильму сценарий, а на должность режиссера позвал Тоуба Хупера. Номинации на «Оскар» не замедлили последовать: «Полтергейст» претендовал на награды за визуальные эффекты, звуковой монтаж и лучшую оригинальную музыку. По иронии судьбы, конкурировал «Полтергейст» с собственным творением Спилберга – все тем же «Инопланетянином»... которому, в итоге, и достались все награды. Хотя сам Спилберг вряд ли сильно расстроился из-за этого «противостояния с самим собой», любители хорроров по сей день считают, что «Оскары» между «Полтергейстом» и «Инопланетянином» можно было распределить и посправедливее.


«Бабадук» (2014)

Кадр из фильма «Бабадук» (2014)

«Бабадук», режиссером и автором сценария которого выступила Дженнифер Кент, с ходу стал любимцем и у поклонников жанра, и у критиков, и вообще явным кандидатом на попадание в классику жанра. Сам Уильям Фридкин, режиссер фильма «Изгоняющий дьявола», поставил «Бабадука» в один ряд с «Чужим» и «Психо». И Кент, и сыгравшая главную роль Эсси Дэвис родом из Австралии, а впервые фильм был показан на американском фестивале «Сандэнс». Увы, хотя и в Америке, и во всем мире признание картина получила в полной мере, вниманием Киноакадемии она все же оказалась обделена – несмотря на то, что (хотя бы) игра Эсси Дэвис вполне заслуживала заветной номинации.

В тему: 10 самых нестандартных фильмов ужасов XXI века


«Ведьма» (2015)

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

События «Ведьмы» Роберта Эггерса разворачиваются в 1630-х годах в Новой Англии: семья колонистов-пуритан покидает общину и поселяется на собственной уединенной ферме рядом с дремучим лесом. Конечно же, такое соседство не предвещает ничего хорошего. Оригинальный фильм ужасов – кстати, режиссерский дебют Эггерса – выделяли и за актерскую игру, и за сценарий, и за режиссуру, и за историческую достоверность (а она заметна даже в шрифте, которым написано название фильма, стилизованном под ту эпоху). Награды были многочисленны: премия Брэма Стокера за лучший сценарий, премия «Империя» за лучший женский дебют (Аня Тейлор-Джой), премия «Независимый дух» за лучший дебютный сценарий, премия фестиваля «Сандэнс» за лучшую режиссуру... И ни одной номинации на «Оскар».

Читайте также: 10 хорроров, основанных на реальных событиях


«Маяк» (2019)

Кадр из фильма «Маяк» (2019)

«Маяк» – артхаусный триллер с элементами символизма и мистики от режиссера «Ведьмы» Роберта Эггерса. В этот раз Эггерс, со свойственным ему изобретательным подходом, обратился к морским и античным мифам и мифологической тематике, еще он вдохновлялся творениями Говарда Лавкрафта и Эдгара Алана По. Многослойный и жуткий «Маяк» хорош во многом, однако Американская киноакадемия включила его только в список номинантов за лучшую операторскую работу (премия в итоге досталась «1917»). Актерские работы Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо должны были сулить им если не «Оскары», то хотя бы номинации. Но нет. Даже Дефо получил премию «Спутник» и «Независимый дух», а на «Оскар» выдвинут так и не был.

О смысле фильма «Маяк» в нашей рецензии


«Реинкарнация» (2018)

Кадр из фильма «Реинкарнация» (2018)

Леденящее кровь творение Ари Астера – один из главных фильмов ужасов нашего времени. Хотя «Реинкарнация» и недвусмысленно шокирует, сам режиссер определял жанр как «не совсем фильм ужасов»: «Я не хотел снять "просто еще один ужастик", из тех, которые студии выпускают пачками в расчете на преданных фанатов. Мне хотелось снять что-то похожее на то, что пугало меня самого в детстве. Я бы сказал, это трагедия, которая постепенно оборачивается ночным кошмаром». Замысел Астера великолепно воплотила актриса Тони Коллетт – «Реинкарнацию» можно поставить в один ряд по духу с «Ведьмой» и «Бабадуком», и заодно по стилю и режиссерскому подходу – с «Изгоняющим дьявола» и «Сиянием». Единственным, чего «Реинкарнации» не хватило в наборе наград – где были премия «Независимый дух» за лучшую женскую роль у Коллетт и премия «Независимый дух» за лучший дебютный фильм у Астера – оказались разве что «Оскары»: хоррор не получил ни одной номинации.



Читайте также