Хоррор, казалось бы, мелкий, но не бедный, потому что о свободе и выборе. Первый фильм, поставленный ныне известным режиссером Джеймсом Ваном, превратился в культовую классику. Но каждый следующий фильм – а сегодня их аж восемь, один из которых в 3D – стал более запутанным и жестоким, чем предыдущий. Остается вопрос: помнит ли кто-то, что вообще происходит в этих картинах или мы любим наблюдать, как люди страдают? Кино, однако, как порезы, глубокое, и в отличие от других сумасшедших, злодей в «Пиле» – герой трагический, потому что он не совсем убийца. Его экстравагантные ловушки отражают мучительную жизнь, как путь тернистый, который важно преодолеть.
Незнакомцы просыпаются в грязном подвале с мертвым телом в луже крови, в руках которого револьвер и диктофон. Подобная завязка, похожая на платоновскую пещеру, есть в каждой части этой многоходовки. Жертвы фанатика по прозвищу Jigsaw, он же тяжело больной Джон Крамер, оказываются в ловушке, которая становится их могилой, если они сами себя не освободят. Похититель подбрасывает им подсказки и пилы, которые явно намекают – пилите не цепи, а ноги. В мире Jigsaw умираешь, если сдаешься. Он – философ-экзистенциалист, который, чуть не сыграв в ящик, вернулся в «пещеру», чтобы освободить других узников. Человек у него – марионетка, каждое действие которой определяется и контролируется силой по ту сторону добра и зла, то есть серийным убийцей, диктующим правила игры.
Узники ловушек – грешники, которые должны быть наказаны, потому что не ценят жизнь ни свою, ни чужую. Заложникам необходимо принести себя в жертву, если они хотят остаться в живых. Замысел маньяка, возможно, благородный, потому что он предлагает надежду отчаявшимся, но его методы абсурдно жестокие. Хотя злодей убежден, что никого не убивает. Человек, живой снаружи, но мертвый внутри, должен заслужить свободу, заглянув в глаза смерти. Будь готов признаться, чтобы умереть и возродиться, то есть преодолеть себя.
Главный конфликт фильма: быть или не быть? Заложников – а значит, и зрителей – спрашивают: что вы сделаете, чтобы спастись? Пожертвуете ли собственной жизнью ради спасения чужой? Отпустить грехи или казнить, нельзя помиловать? Сколько крови вы готовы пролить? И последний вопрос оказался важнейшим в этом хорроре, где серийный убийца испытывает волю человека. Кусочек пазла, вырезанный на мертвом теле, символизирует тягу к выживанию, что стало недостающей деталью в жизни современного человека, слабого духом, лишенного самостоятельности, неспособного отказаться от прежнего образа, не осознающего страх и отчаяние, поэтому разлагающегося заживо.
Маньяк, бросающий вызов человечеству, верит, что общество больно, потому что нет справедливости, порядка и правил, а значит, выбраться из гениально придуманных капканов можно только страдая. Знаток человеческих пороков изучает природу человека, переживающего духовный и интеллектуальный кризисы. Смотреть трудно, но оторваться невозможно, потому что это вам не Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз или Майкл Майерс, а злодей из финчеровского триллера «Семь», который карает тех, кто поддается смертным грехам. Даже оказавшись в морге, радикал одерживает победу, ведь дело его живет: «апостолы» серийного убийцы продолжают похищать и пытать грешников.
Помните тот ржавый инструмент, похожий на капкан, только наоборот? А жуткую куклу с красными глазами и спиралями на щеках, которая призывает сделать выбор? Каждый раз игра только начинается, а мрачный детектив превращается в кровавый аттракцион, который заканчивается поворотом в духе «Бойцовского клуба». Дело серийного убийцы обретает промышленный размах, потому что народ требует свежей крови. Правда, новые части большой игры похожи на лишние, коряво вырезанные пазлы, а машины боли теперь сделаны для зверской мести, потому что там выхода нет – узники torture porn обречены на смерть. Правильно заметили критики: навязчивые моральные дилеммы штампуются чисто механически.
«Пила» преподает зрителю урок: цените жизнь. Дикие ужасы вскрывают слабость человека, оказавшегося один на один с миром, о котором он ничего не знает. В этом смысле убийца с комплексом бога заставляет жуликов, насильников, проституток, наркоманов, стукачей и падальщиков очистить душу от пороков. Правда сбрасывает цепи, и человек не просто освобождается, а перерождается, обретает новое «я». Если присмотреться, то мы увидим, что фильм даже больше о жизни, чем о смерти. «Пила» призывает к познанию себя перед лицом смерти, ибо все, что не убивает, делает сильнее, а ты есть твоя жизнь и ничего больше.
Когда человек за маской куклы в экране лампового телевизора рассказывает о жизни и смерти, в его обращении улавливается идея, что нет ни судьбы, ни бога. Бог умер. Ушло понимание бытия, а значит, жить или умереть решает сам человек, который предался отрицанию. Человек есть мера всех вещей. Индивидуализм подвергается испытанию маньяком, который предугадывает ход мыслей жертвы, и именно поэтому случайностей в фильмах нет. Пока не поставят перед выбором «Live or die. Make your choice!», невозможно сказать, что вы сделаете ради жизни, и в этом заключается главная философия «Пилы», которая вписывается в мировоззрение таких гигантов мысли как Ницше, Сартр и Кьеркегор.
Заложники хитрых ловушек не знают его, но он знает их и заставляет сознаться в грехах, чтобы обрести смысл бытия. Выбор есть всегда, и в этом видится свобода человека, поэтому он обречен страдать. А может, убийца – самый обычный тиран-волюнтарист, который начинает за здравие, а заканчивает смертью. Люди не меняются – они лишь пешки в игре фанатика. Капканы манипулятора вскрывают стыд, страх и чувство вины, призывая признать свои слабости. И только через мучительный выбор человек способен обрести себя, обнажив уродство своей души. Истинную свободу познают в боли. Кстати говоря, сколько еще крови вы готовы увидеть, чтобы наконец познать ценность жизни?