Не рискнем сосчитать, сколько снято хорроров о проклятых домах. Однако в этих камерных, атмосферных, таинственных историях – если они качественно сделаны – есть свой шарм, и фанаты хоррора их обожают. 29 апреля в прокат вышел очередной фильм про поместье с привидениями «Проклятие. Призраки дома Борли» (в оригинале «The Banishing», «Изгнание»). Если вы тоже, как и мы, соскучились по камерным «призрачным» хоррорам – то можете смело пропускать «Борли», чтобы не портить себе настроение. Рассказываем, чем разочаровывает этот недоделанный ужастик.
На этот раз с призраками мы сталкиваемся в Англии образца 1930-х. В центре внимания оказываются супруги Марианна и Линус Форстеры, которых сыграли Джессика Браун-Финдли и Джон Хеффернан. Герои вместе с дочерью переезжают в большое поместье. Линус – священник, и дом ему передала церковь после его назначения на новое место службы. В Великобритании тем временем происходят волнения из-за надвигающейся угрозы в лице Адольфа Гитлера. Солдатам и мирным жителям не хватает ресурсов. Форстерам, на первый взгляд, очень повезло оказаться в огромном доме, где есть все для комфортной жизни. Однако вскоре выясняется, что радоваться причин нет.
Не так давно в этом доме произошло нечто ужасное с другой семьей, о чем Форстерам, конечно же, не рассказывают. Здесь поселилось некое зло, которое сводит людей с ума. Почти сразу после переезда герои начинают замечать паранормальные явления. Возникают и тут же исчезают таинственные люди в капюшонах, отражения в зеркалах ведут себя как им вздумается, а еще двигаются предметы. Очень скоро Марианна понимает, что если не разобраться с этой чертовщиной, то зло, обитающее в доме, поглотит и ее семью.
На старте фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» в нас загорается надежда, что сейчас покажут старый добрый ужас, но с сюрпризами, намекающими на тайну других измерений – зеркала как «проход» между мирами и тому подобное. Поначалу «Борли» оправдывает ожидания. Никаких глупых скримеров: нам раскрывают историю через мистическую атмосферу, и это захватывает. Фильм раскачивается, заставляет нас думать, что вот сейчас что-то будет… Но ничего не происходит. Интерес достигает пика в первой трети сюжета, а потом стремительно угасает с каждой сценой. Авторы не смогли как следует развернуться и дать интригующей идее достойное воплощение.
Из-за невнятной постановки вместо страха испытываешь неприятную тревожность, поскольку история неполная и обрывистая. Пугать-то нас пытаются, но хороший хоррор – это не нарезка страшных кадров, зрителям еще связный сюжет и драму подавай. События, происходящие в проклятом доме, сняты настолько криво, что после всего этого беспорядка совсем неважно, чем закончится фильм. Безжизненный и бестолковый финал оправдывает отсутствие интереса. Более того, концовка выглядит натянутой попыткой объяснить втиснутую в сюжет арку о фашизме.
С повествованием все категорически плохо. Фильм напоминает разорванное лоскутное одеяло, в нем нет ни цельности, ни размеренности. А вот по поводу ведущих актеров впечатления положительные. Удивительно, но в этой каше только Джессике Браун-Финдли и Джону Хеффернану удалось передать зрителю хоть какие-то переживания. Дуэт более-менее вытаскивает проект из болота безысходности и вдыхает в него немного жизни.
Взаимоотношения Марианны и Линуса – главная фишка «Борли». За их «перепалками» интереснее наблюдать, чем за раскрытием главной «призрачной» тайны. В предыстории супругов всплывают несколько проблем, которые делают их совсем нетипичными героями ужастиков. Интересно узнавать о переживаниях Марианны и Линуса, их внутренних конфликтах.
Марианна подавляет воспоминания об ошибках прошлого, критикует церковь и злится, что они с мужем бездействуют и никак не влияют на ситуацию в мире. А Линус мучается из-за накопленных эмоций – он не дает им выхода, пытается найти успокоение в религии, однако глубоко внутри его раздирают страсть и ярость. Звучит любопытно, но эти темы остались нераскрытыми: сценаристы выдали актерам посредственный материал, так что никаких разборок героев с личными призраками прошлого тут нет.
Персонажи осознают сложные для них проблемы без должных метаний и страданий. Долго тянувшийся, «выстраданный» конфликт супругов разрешается быстро и легко, будто по щелчку пальцев – хорошо хоть логично. Ждешь сложнейшие преграды на пути героев к истине – а получаешь какие-то наспех шитые белыми нитками ответы. История призраков оказывается банальной. Смысл присутствия «зеркальных» переходов вообще не получает должного объяснения.
Что касается «реальных событии»: в Сети, особенно на англоязычных порталах, полно жутких историй о доме священника в Борли. Например, о призраке монахини (к слову, его до сих пор якобы можно встретить), о появлявшемся рядом с домом экипаже, который ведут обезглавленные кучеры, о явлениях полтергейста, в том числе при попытке «очистить» дом, когда в нем в начале 20 века жили настоящие Лайонел и Марианна Форстеры с дочерью. Однако на поверку заявка хоррора «основан» тянет скорее на «вдохновлен» или «по мотивам»: кое-что совпадает, но многое переиначено конкретно под историю экранных Форстеров. Переиначено, но зачем – непонятно, если героям так и не устроили противостояние со своими «темными сторонами».
Пустили в «Борли» и экранную версию знаменитого исследователя паранормальных явлений Гарри Прайса – тут он превратился в Гарри Рида. Настоящий Прайс достаточно долго изучал призраков Борли и даже написал про поместье две книги (а еще его обвиняли в шарлатанстве, потому что необъяснимым образом полтергейст начинал проявлять себя активнее, едва Прайс переступал через порог). Оккультист Гарри Рид в «Борли» пытается помочь Форстерам, но в основном советами, вкратце: убирайтесь отсюда. Герой кажется лишним в истории, хотя по идее, как своего рода «проводник» в мир духов, он должен быть очень важен. Исполнитель роли Рида Шон Харрис раздражает своей наигранной игрой.
Казалось бы, «Проклятие. Призраки дома Борли» должен цеплять хотя бы отдельными деталями в визуале и общим настроением. Несколько удачных кадров тут действительно есть, особенно неплохо создатели поработали с крупными планами, теплая цветовая палитра выглядит симпатично. Обставлен дом в плане хоррор-атрибутов неплохо – оскверненная Библия и страшные куклы добавляют жути. Однако это лишь крохотные положительные моменты посреди всего остального «невпечатляющего». Грим и наряды «гвоздей программы» – призраков – выглядят дешево. То ли это был намек создателей на «театральность», то ли они просто не заморачивались с этим.
Паранормальные явления и иллюзии не удивляют, поскольку «элементы сюрреализма» никак не выделяются – ни интересными ракурсами, ни визуальными эффектами. К тому же переходы между сценами слишком резкие, а монтаж создает ощущение «грязно» склеенной картинки. Последний гвоздь в крышку гроба «Борли» – отсутствие саспенса. Никакого напряжения, никакой «разрядки». Просто полтора часа убитого времени.