Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Проклятие. Призраки дома Борли»: Мистическое недоразумение

Ждали старый добрый хоррор, а получили нестрашное и бестолковое зрелище. Даром, что фильм основан на реальных событиях.
30 апреля 2021 0
Кадр из фильма ​«Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)
Кадр из фильма ​«Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)

Не рискнем сосчитать, сколько снято хорроров о проклятых домах. Однако в этих камерных, атмосферных, таинственных историях – если они качественно сделаны – есть свой шарм, и фанаты хоррора их обожают. 29 апреля в прокат вышел очередной фильм про поместье с привидениями «Проклятие. Призраки дома Борли» (в оригинале «The Banishing», «Изгнание»). Если вы тоже, как и мы, соскучились по камерным «призрачным» хоррорам – то можете смело пропускать «Борли», чтобы не портить себе настроение. Рассказываем, чем разочаровывает этот недоделанный ужастик.

На этот раз с призраками мы сталкиваемся в Англии образца 1930-х. В центре внимания оказываются супруги Марианна и Линус Форстеры, которых сыграли Джессика Браун-Финдли и Джон Хеффернан. Герои вместе с дочерью переезжают в большое поместье. Линус – священник, и дом ему передала церковь после его назначения на новое место службы. В Великобритании тем временем происходят волнения из-за надвигающейся угрозы в лице Адольфа Гитлера. Солдатам и мирным жителям не хватает ресурсов. Форстерам, на первый взгляд, очень повезло оказаться в огромном доме, где есть все для комфортной жизни. Однако вскоре выясняется, что радоваться причин нет.

Не так давно в этом доме произошло нечто ужасное с другой семьей, о чем Форстерам, конечно же, не рассказывают. Здесь поселилось некое зло, которое сводит людей с ума. Почти сразу после переезда герои начинают замечать паранормальные явления. Возникают и тут же исчезают таинственные люди в капюшонах, отражения в зеркалах ведут себя как им вздумается, а еще двигаются предметы. Очень скоро Марианна понимает, что если не разобраться с этой чертовщиной, то зло, обитающее в доме, поглотит и ее семью.

На старте фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» в нас загорается надежда, что сейчас покажут старый добрый ужас, но с сюрпризами, намекающими на тайну других измерений – зеркала как «проход» между мирами и тому подобное. Поначалу «Борли» оправдывает ожидания. Никаких глупых скримеров: нам раскрывают историю через мистическую атмосферу, и это захватывает. Фильм раскачивается, заставляет нас думать, что вот сейчас что-то будет… Но ничего не происходит. Интерес достигает пика в первой трети сюжета, а потом стремительно угасает с каждой сценой. Авторы не смогли как следует развернуться и дать интригующей идее достойное воплощение.

Кадр из фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)

Кадр из фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)

Из-за невнятной постановки вместо страха испытываешь неприятную тревожность, поскольку история неполная и обрывистая. Пугать-то нас пытаются, но хороший хоррор – это не нарезка страшных кадров, зрителям еще связный сюжет и драму подавай. События, происходящие в проклятом доме, сняты настолько криво, что после всего этого беспорядка совсем неважно, чем закончится фильм. Безжизненный и бестолковый финал оправдывает отсутствие интереса. Более того, концовка выглядит натянутой попыткой объяснить втиснутую в сюжет арку о фашизме.

С повествованием все категорически плохо. Фильм напоминает разорванное лоскутное одеяло, в нем нет ни цельности, ни размеренности. А вот по поводу ведущих актеров впечатления положительные. Удивительно, но в этой каше только Джессике Браун-Финдли и Джону Хеффернану удалось передать зрителю хоть какие-то переживания. Дуэт более-менее вытаскивает проект из болота безысходности и вдыхает в него немного жизни.

Взаимоотношения Марианны и Линуса – главная фишка «Борли». За их «перепалками» интереснее наблюдать, чем за раскрытием главной «призрачной» тайны. В предыстории супругов всплывают несколько проблем, которые делают их совсем нетипичными героями ужастиков. Интересно узнавать о переживаниях Марианны и Линуса, их внутренних конфликтах.

Марианна подавляет воспоминания об ошибках прошлого, критикует церковь и злится, что они с мужем бездействуют и никак не влияют на ситуацию в мире. А Линус мучается из-за накопленных эмоций – он не дает им выхода, пытается найти успокоение в религии, однако глубоко внутри его раздирают страсть и ярость. Звучит любопытно, но эти темы остались нераскрытыми: сценаристы выдали актерам посредственный материал, так что никаких разборок героев с личными призраками прошлого тут нет.

Персонажи осознают сложные для них проблемы без должных метаний и страданий. Долго тянувшийся, «выстраданный» конфликт супругов разрешается быстро и легко, будто по щелчку пальцев – хорошо хоть логично. Ждешь сложнейшие преграды на пути героев к истине – а получаешь какие-то наспех шитые белыми нитками ответы. История призраков оказывается банальной. Смысл присутствия «зеркальных» переходов вообще не получает должного объяснения.

Кадр из фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)

Кадр из фильма «Проклятие. Призраки дома Борли» (2020)

Что касается «реальных событии»: в Сети, особенно на англоязычных порталах, полно жутких историй о доме священника в Борли. Например, о призраке монахини (к слову, его до сих пор якобы можно встретить), о появлявшемся рядом с домом экипаже, который ведут обезглавленные кучеры, о явлениях полтергейста, в том числе при попытке «очистить» дом, когда в нем в начале 20 века жили настоящие Лайонел и Марианна Форстеры с дочерью. Однако на поверку заявка хоррора «основан» тянет скорее на «вдохновлен» или «по мотивам»: кое-что совпадает, но многое переиначено конкретно под историю экранных Форстеров. Переиначено, но зачем – непонятно, если героям так и не устроили противостояние со своими «темными сторонами».

Пустили в «Борли» и экранную версию знаменитого исследователя паранормальных явлений Гарри Прайса – тут он превратился в Гарри Рида. Настоящий Прайс достаточно долго изучал призраков Борли и даже написал про поместье две книги (а еще его обвиняли в шарлатанстве, потому что необъяснимым образом полтергейст начинал проявлять себя активнее, едва Прайс переступал через порог). Оккультист Гарри Рид в «Борли» пытается помочь Форстерам, но в основном советами, вкратце: убирайтесь отсюда. Герой кажется лишним в истории, хотя по идее, как своего рода «проводник» в мир духов, он должен быть очень важен. Исполнитель роли Рида Шон Харрис раздражает своей наигранной игрой.

Казалось бы, «Проклятие. Призраки дома Борли» должен цеплять хотя бы отдельными деталями в визуале и общим настроением. Несколько удачных кадров тут действительно есть, особенно неплохо создатели поработали с крупными планами, теплая цветовая палитра выглядит симпатично. Обставлен дом в плане хоррор-атрибутов неплохо – оскверненная Библия и страшные куклы добавляют жути. Однако это лишь крохотные положительные моменты посреди всего остального «невпечатляющего». Грим и наряды «гвоздей программы» – призраков – выглядят дешево. То ли это был намек создателей на «театральность», то ли они просто не заморачивались с этим.

Паранормальные явления и иллюзии не удивляют, поскольку «элементы сюрреализма» никак не выделяются – ни интересными ракурсами, ни визуальными эффектами. К тому же переходы между сценами слишком резкие, а монтаж создает ощущение «грязно» склеенной картинки. Последний гвоздь в крышку гроба «Борли» – отсутствие саспенса. Никакого напряжения, никакой «разрядки». Просто полтора часа убитого времени.





В центре внимания

Поделитесь с друзьями