Втянутыми в мистическую заварушку в адаптации одноименного романа Элизабет Брандейдж оказываются супруги Кэтрин и Джордж Клэры (Сайфред и Нортон). Кэтрин работает художницей-реставратором, а Джеймс когда-то рисовал, а теперь преподает историю искусств. Супруги вместе с дочерью переезжают из шумного Манхэттена в тихую деревушку в долине Гудзона, поскольку Джорджу предложили преподавать в местном колледже. Кэтрин приходится бросить работу, но она успокаивает себя тем, что однажды и Джордж чем-то пожертвовал ради нее…
Семья обустраивается в новом доме, у которого есть мрачная предыстория. Джордж всячески огораживает жену от подробностей об этом месте, но она очень скоро сама узнает об ужасах, что когда-то здесь произошли. Знакомство с мертвыми «соседями» проходит у нее плавно. Кэтрин находит зловещую книгу и кольцо, принадлежавшие прежним владельцам, а затем замечает таинственные огоньки. Пока героиня пытается разобраться в истории призраков дома, ее с Джорджем брак трещит по швам. А его измены и двуличность тем временем стремительно ведут семью к катастрофе.
История для хорроров довольно проста, никаких неожиданностей и новых решений. Мы с легкостью предугадываем большую часть действий героев и почти не удивляемся твистам – тому, что затаилось «за углом». Загадки банальны и неинтересны, как и «хоррорная» составляющая сюжета в целом: она настолько посредственная, что даже не на чем особо заострить внимание при пересказе. Герои следуют по истоптанной дорожке. Очень скучно.
Отношения Клэров нам раскрывают через их взаимодействия с второстепенными героями. Коллеги, соседи и потенциальные любовники лишь выполняют свои функции, строго следуя клишированным сюжетным линиям. Никаких откровений, глубокого погружения в историю и великих тайн от «Увиденного и услышанного» ждать не стоит. Это не какой-нибудь запутанный хоррор или мистический триллер, а только простая и лишенная хоть каких-то классных фишек семейная драма – правда, с кровью и призраками.
Но не спешите ставить крест на фильме. У «Увиденного и услышанного» большие проблемы с сюжетом и «таинственной» составляющей, однако кое-что за просмотром отвлекает от этих огрех. Хоррору очень повезло с Амандой Сайфред и Джеймсом Нортоном. Актеры по-настоящему выкладываются. Невероятные Сайфред и Нортон абсолютно точно передают чувства героев друг к другу на каждом этапе отношений.
Мы вместе с Кэтрин и Джорджем поначалу испытываем романтический трепет, затем тревожимся, когда чувствуем, что что-то идет не так. В какой-то момент зрителя раздражает, а потом и вовсе пугает то, что творит эта парочка. Мы будто сами вмешиваемся в их ссоры, чтобы ближе к развязке подняться как бы «над» всей драматической историей и с замиранием сердца наблюдать, к чему приведет конфликт.
Актеры прекрасно гармонируют друг с другом и вызывают только самые искренние эмоции. Во время просмотра забываешь, что это, вообще-то, не просто актерский перфоманс, а загадочная история с большими тайнами, которыми зрители в теории должны были загореться. То, что как фильм ужасов «Увиденное и услышанное» оставляет после себя впечатление «ненужной сюжетной мишуры», конечно, плохо – в бешенство придет любой поклонник жанра. Однако драматический талант Сайфред и Нортона добавляет картине большой «плюс к карме».
В визуальном плане «Увиденное и услышанное» приятно удивляет. Если не считать сомнительную сцену с потерей сознания, то в целом в фильме есть на что посмотреть и чем «зацепиться глазом». Создатели не стремились поразить внимание зрителей, но любоваться природой и следовать за плавной камерой по мрачному дому во время просмотра только в радость.
Есть у фильма еще одна приятная особенность. Призраки и тайны раскрывают тему пороков человека. Мистика помогает лучше понять терзания персонажей, их боль и проблемы. Этакий символизм отражается не только в «призрачной тематике» – также и в картинке, и даже музыке. «Увиденное и услышанное», конечно, не тянет на звание «великой аллегории грешной сути человека», но как любопытное легкое иносказание он попадает в точку.
Так, все проступки Джорджа так или иначе связаны с морской тематикой. В ключевой сцене, когда ему рассказывают о происшествии с коллегой, можно заметить важнейший символ пороков героя – коллекцию морских пейзажей. Кэтрин весь фильм страдает от пищевого расстройства. Нечто вроде булимии отлично иллюстрирует ее внутреннее опустошение и отторжение брака. Главная музыкальная тема ленты, «Lacrimosa» Вольфганга Амадея Моцарта, тонко передает нарастающую тревогу в доме, предвещает раскрытие тайны и напоминает о неминуемой смерти.
Финал «Увиденного и услышанного» оказывается расплывчатым и каким-то слишком быстрым – при том, что темп повествования на протяжении всего фильма был по-хорошему неторопливым. История завершается логично, имеется даже визуальная отсылка к важной для сюжета картине, что как бы метафорично завершает цикл. Однако развязке не хватает более четкого, многоуровневого раскрытия, и это напоминает нам о проблеме слабого сценарного материала. «Увиденное и услышанное» нулевой как хоррор, несмотря на кровищу и призраков, и только как драма – в первую очередь благодаря актерам – еще может претендовать на сдержанную похвалу.