Действие «Пилы: Спираль» разворачивается во вселенной «Пилы», так что перед нами одновременно как бы сиквел и спин-офф. В центре внимания коп-одиночка Зик Бэнкс (Рок). Он совсем не ладит с коллегами и переживает из-за того, что его постоянно сравнивают с отцом – успешным полицейским Маркусом Бэнксом (Сэмюэл Л. Джексон). Капитан полиции Анги Гарза (Марисоль Николс) отчитывает Зика за его отказ работать в команде и записывает ему в напарники новичка Уильяма Шенка (Макс Мингелла).
Зик поначалу недоволен, что ему приходится нянчиться с юнцом, но он быстро находит с парнем общий язык, даже прикалывается с ним и учит уму-разуму. Однако им становится не до шуток на первом же совместном деле. Какой-то псих убивает офицеров полиции, устраивая им жестокие «игры» – вроде тех, которыми прославился Конструктор. Зик и вся полиция города открывают охоту на маньяка. Но тот все время оказывается на шаг впереди…
«Пила: Спираль» подкупает юмором в лучших традициях полицейских бадди-муви, в духе «Смертельного оружия» и «Плохих парней». Это неожиданно для «Пилы», но после восьми фильмов можно рискнуть и подурачиться. Юмор незамысловатый, и все же саркастические замечания и подколы Криса Рока разбавляют напряжение именно там, где это нужно. Комедия освежила франшизу. Благодаря этому привычную «Пилу» можно открыть с новой стороны.
Вместе с тем в «Пиле: Спираль» обнаруживаются неприятные для франшизы огрехи – слабые диалоги и логика действий героев. Уж эти важные составляющие у «Пилы» Джеймса Вана и Ли Уоннелла всегда были продуманы. В «Спирали» персонажи совершают откровенные глупости, а некоторые моменты сюжета с трудом поддаются объяснению. Можно разве что понять, почему герои ведут себя так агрессивно и импульсивно – они на взводе из-за жары и неуловимого убийцы, который орудует у них под носом. Диалоги зачастую плоские, бесхарактерные, даже неуклюжие. Например, во время разговора с Зиком капитан Анги неестественно резко переключилась на заслуги отца героя. Сценаристы задумывали таким образом раскрыть зрителю больше подробностей из истории Зика, но сделать это органично у них не получилось.
Однако самое страшное то, что в «Пиле: Спираль» плохо проработана детективная линия. Загадки лежат на поверхности, сюжет банальный, твисты настолько очевидны, что даже переживать не за что. Все «ключи» и «паззлы» ввели в сюжет топорно и без фирменной элегантности франшизы. У «Пилы 8» тоже были проблемы с историей, но вся ее простота оправдалась развязкой. «Пила: Спираль» оказалась простеньким дополнением к серии – финал этот вывод только подтверждает. Из «Спирали» легко можно убрать «игрушки», и получится обычный, ничем не примечательный триллер о мести и борьбе с беззаконием.
Интересно выглядит решение создателей «Пилы: Спираль» сосредоточиться на представителях определенной сферы – полиции, а не вновь собирать группу из наркоманов, воров и т.д. Благодаря этому размышления о человеческой природе в каком-то смысле вышли на новый уровень. Мы узнаем о проблемах коррупции и превышениях полномочий в полиции. Однако попытка авторов таким образом взбодрить франшизу близка к тому, чтобы не быть засчитанной, потому что раскрытию темы полицейского произвола не хватает остроты и суровости. Напрашивался крик о несправедливости, но из-за выбранного подхода к теме его так и не случилось.
Сцены с ловушками в «Пиле: Спираль» выдающимися не назвать – они простые и скоротечные, особо «пострадать» не удастся. Были во франшизе «экземпляры» и получше. Тем не менее, «пиломаны» свою порцию удовольствия точно получат. Зато «игры» в «Спирали» зрелищные и пугающие – на экране устроили настоящее кровавое месиво со средневековыми пытками. Каждое испытание, как и положено в «Пиле», олицетворяет пороки жертв. Например, оторванный язык человека, который врал в суде, – простенько и со вкусом. Брр!
Картинка «Пилы: Спираль» радует глаз. За счет смены цветовой палитры – густая «солнечная» гамма вместо привычных зеленых и синих оттенков – зрелища стали ярче, вместе с тем хоррор-атмосферу удалось сохранить. Правда, фирменные для «Пилы» визуальные эффекты, подчеркивающие хаотичность происходящего на экране, поданы не так эффектно, как раньше. Вспомните, как ужасающе круто были переданы страдания и шок парня с ключом за глазом в «Пиле 2». Какой хаос творился в конце «Пилы 4» с «комбо» ловушек! Эти сцены кружили голову и пугали. Тут такого нет – все гораздо скромнее. Зато динамичное движение камеры и удачные ракурсы в фильме отлично выхватывают детали.
Крис Рок признавался, что фанатеет от «Пилы». После просмотра «Спирали» остается как раз такое ощущение – что это фанатская пародия, пусть даже сделанная качественно и со вкусом. Авторы не расширили концепцию «Пилы», а просто придали ей новый внешний вид. Прошлись по поверхности, «поиграли» с орудиями в духе обратного медвежьего капкана, а в диковатую философию Джона Крамера погружаться не стали. Зачем, если и так прикольно? Ловушки, мало-мальски интригующая история и новый взгляд на «Пилу» тут есть – ладно. Но этого мало, чтобы назвать «Пилу: Спираль» нужным, развивающим франшизу фильмом – он тянет только на статус необязательного дополнения.
«Пила» – киновселенная, которая за восемь фильмов умудрилась сохранить свой стержень и не скатиться в попкорновый аттракцион со зрелищами. Даже если та или иная часть оказывалась слабой, у нее все равно было чем порадовать и удивить фанатов. Крис Рок со своими амбициями и остроумием мог повысить планку и выдать нечто большее, чем программа-минимум для поклонников. Однако он этого не сделал. Так что если решитесь смотреть «Пилу: Спираль» – не стоит ждать от фильма слишком многого. Тут нет новых серьезных философских вопросов, которые ставят в тупик своей неоднозначностью, и запутанной, сбивающей с толку тайны. Это обычный триллер.