Для быстрого поиска начните вводить запрос

Зрители против жюри на «Евровидении»-2021

На конкурсе этого года оценки профессионалов сильно отличаются от зрительского голосования. Разбираемся, что не так с оценками, кого засудили на конкурсе и может ли «Евровидение» быть без жюри.
24 мая 2021 0
Выступление фаворитов зрителей – группы Maneskin после победы на «Евровидении»-2021, скриншот
Выступление фаворитов зрителей – группы Maneskin после победы на «Евровидении»-2021, скриншот

С 2009 года на «Евровидении» действует смешанная система оценки выступлений. Половину баллов присуждает профессиональное жюри, половину – зрительское голосование. И если к последнему обычно вопросов нет, то выбор экспертов часто удивляет. В 2021 году он удивил даже больше, чем обычно. Настолько, что победителя сложно было вычислить до последней секунды.

Maneskin, Go_A и Blind Channel – кого засудили на «Евровидении»-2021

Может прозвучать странно, но засудить могут даже победителей. Когда начали объявлять баллы от жюри, о лидерстве Maneskin и Италии речи не шло. Нельзя сказать, что их совсем не заметили и проигнорировали – все-таки у Maneskin 206 баллов и четвертое место в рейтинге жюри. Однако в лидеры у экспертов вырвались двое других участников – швейцарец Gjon’s Tears (267 баллов) и француженка Барбара Прави (248). И если французская исполнительница набрала довольно много баллов и от зрителей – 251, то швейцарского певца будто бы «тянули» – зрители поставили его лишь на седьмое место, дав 165 баллов.

Кому совсем не повезло, так это украинской группе Go_A. Отличная фольклорно-танцевальная песня «Shum» понравилась аудитории, которая поставила ее на второе место с 267 баллами, а жюри отдали ей только девятое место и 97 баллов. Финская группа Blind Channel, конкурировавшая с Maneskin за симпатии рок-фанатов, собрала целых 218 баллов от зрителей. Если бы исход «Евровидения» определялся исключительно публикой, они бы заняли четвертое место. Но жюри дали финским рокерам 83 балла и 11-е место.

В итоговой таблице и Украина, и Финляндия все равно отхватили достаточно высокие места – пятое и шестое соответственно. Тем не менее, предвзятость налицо.


Клип Манижи был самым просматриваемым, но в итоге у нее только 9 место – как так

Засудили ли Манижу? Скорее нет. Манижа получила практически одинаковое количество голосов от зрителей и от жюри. Причем от экспертов даже немного больше – 104 балла, тогда как публика оценила ее на 100 баллов. Однако некоторых зрителей удивил итог: Манижа заняла девятое место, хотя ее клип был самым популярным на YouTube среди всех участников. Казалось бы, она должна получить от зрителей больше баллов? Тем более, что в полуфинале певица заняла высокое место – третье.

Все не так просто. Маниже еще относительно повезло: у сербской группы Hurricane тоже были неплохие просмотры, однако они заняли всего лишь 15-е место в общем зачете и девятое – среди зрительских симпатий. Какой из этого следует вывод? Клипы – это одно, выступления – другое.

Выступление Манижи в полуфинале получилось более удачным, чем в финале – там она была энергичнее, увереннее. Наверное, сказалось волнение. К тому же в финале Манижа вышла на сцену всего лишь шестой, после нее было еще 20 (!) номеров. Исполнители, выступающие в самом начале, часто забываются к концу конкурса, за исключением уж совсем ярких персонажей и шоу.


Что не так с оценками в 2021 году

Таблица с результатами голосования на «Евровидении»-2021

Таблица с результатами голосования на «Евровидении»-2021

О разнице между вкусами жюри и публики говорят уже много лет. В 2015 году фаворитами зрителей были итальянцы (да, снова) Il Volo, которые в итоге заняли третье место. В 2016-м публика отдала свои голоса россиянину Сергею Лазареву, который тоже занял третье место. Бывает и единодушие: в 2017 году Сальвадор Собрал одинаково понравился всем, а в 2019-м голландец Дункан Лоуренс уступил лишь незначительное количество баллов фаворитам жюри – македонской певице Тамаре Тодевской и шведскому исполнителю Джону Лундвику.

Однако в 2021-м разрыв между экспертными и народными предпочтениями бросался в глаза. Швейцарский певец Gjon’s Tears набрал на 100 с лишним баллов меньше от зрителей, чем от жюри (267 против 165). У итальянцев Maneskin – такой же разрыв, но в обратную сторону, 318 баллов от публики и 206 от жюри. У украинцев Go_A – еще больше, целых 170 очков: зрители дали им 267 баллов, а члены жюри – только 97.

Голосование – кульминация вечера. Существует целый тип поклонников «Евровидения», которые смотрят только голосование, пропустив выступления. Обычно лидер становится понятен довольно быстро. В 2021 году все было совсем не так – именно из-за большого разрыва в голосах жюри и аудитории.


Скандал с Дамиано Давидом, «соседское голосование» и 0 баллов у Великобритании

Возможно, итальянцы Maneskin попали в немилость жюри из-за своего эксцентричного имиджа. Особенно это относится к вокалисту Дамиано Давиду. Сначала он появился на пресс-конференции в полуобнаженном виде, а затем угодил в скандал с наркотиками – певца обвинили в том, что он употреблял их прямо перед камерами. Пока скандал ничем не закончился, Давид будет проходить медицинский тест. (Обновление от 25.05.21: Как сообщает Европейский вещательный союз, результат теста Дамиано Давида на наркотики отрицательный, «дело закрыто».)

Все, кто немного интересуется «Евровидением», знает термин «соседское голосование». Голосовать за свою страну нельзя, но за соседнюю – пожалуйста. Россия многие годы получала высший балл от Беларуси, а Греция – от Кипра. В этом контексте 12 баллов, которые Россия отдала молдавской певице Наталии Гордиенко, выглядят логичными. В то же время многие предположили, что причина совершенно в другом. Одним из соавторов песни «Sugar» стал Филипп Киркоров, который даже поехал на «Евровидение» вместе с молдавской делегацией. Россия и Украина взаимно проигнорировали друг друга, хотя и выступление Манижи, и шоу Go_A были хорошими. Разумеется, причина тут совсем не в музыке.

Великобританию на «Евровидении»-2021 «прокатили» и жюри, и зрители. Номер Джеймса Ньюмана и вправду был слабоват, но все-таки ноль баллов – это слишком. Вспомним: после референдума 2016 года Великобритания решила отделиться от Европы – брексит, – и это оставило свой отпечаток.


Зачем на «Евровидении» вообще нужно жюри? Почему не отдать все зрителям?

Это сложный вопрос. «Евровидение» появилось очень давно, аж в 1950-х годах, когда ни о каком зрительском голосовании не было и речи. Его ввели только в 1997 году, и то лишь в нескольких странах, до этого все решало жюри. В 1998 году зрительское голосование попытались ввести везде, но технические возможности того времени были достаточно скромными. Голоса принимались по телефону, из-за неидеальной работы телефонной сети случались ошибки. В некоторых случаях, когда техника не позволяла засчитать зрительские голоса, принимались оценки жюри.

В начале 2000-х страны сами определяли, взять ли им «смешанную» систему или только зрительскую. В 2004 году право выбора победителя отдали зрителям, но в 2009 вернули «смешанную», которая действует и по сей день. Оргкомитет «Евровидения» объяснил возвращение к «смешанной» системе тем, что таким образом они положат конец «очевидному политическому голосованию» и «голосованию диаспоры». Чему они в итоге положили конец – отдельный вопрос. Кстати, единственная победа России на «Евровидении», Дима Билан с песней «Believe», случилась в 2008 году – в последний год, когда все решали только зрители.

В теории жюри должно оценивать артистов с профессиональной точки зрения. По задумке эта система самая справедливая и сбалансированная, так как дает высказаться обеим сторонам – и обычным людям, и профессионалам. Но, как это часто бывает, эксперты не избавлены от предвзятости. Фанаты «Евровидения» нередко жалуются, что жюри отдает свои симпатии самым скучным исполнителям. «Скучный» – оценка исключительно субъективная. А вот то, что француженка Барбара Прави и швейцарец Gjon’s Tears выступали в достаточно консервативных стилях, – уже объективно. В отличие от экспертов, зрители с энтузиазмом принимают яркие шоу, новые тренды и неоднозначные ходы на «Евровидении».

Организаторы «Евровидения» и сами понимают важность зрительских голосов. Если два исполнителя набирают одинаковое количество баллов, более высокое место занимает тот, у кого выше «зрительский» балл. Зрители – это множество людей с разными вкусами и предпочтениями. Не все хотят зрелищ, шока и веселья. У неформатной и спокойной музыки есть свои ценители. И тут жюри могло бы пригодиться и выделить талантливых исполнителей, затерявшихся среди других.


Так только на «Евровидении» или везде?

Конечно, везде. Просто в случае «Евровидения» это происходит в прямом эфире, а во многих других конкурсах – в «скрытом» режиме. На главной музыкальной премии мира «Грэмми» – тот же консерватизм во вкусах и попытки «протолкнуть» своих. The Weeknd не даст соврать. Подробнее мы рассказывали о том, кого не любят на премии «Грэмми», в нашем специальном материале.

При желании и зрительское голосование можно подделать – вспомнить хотя бы печальную историю с детским «Голосом» и Микеллой Абрамовой.

Еще пример – 19 мая поклонники Дуа Липы набросились на Billboard. По их мнению, журнал лишил певицу заслуженного первого места в чарте Billboard Hot 100 с хитом «Levitating» и убрал у нее честно заработанные баллы. Можно, конечно, подумать, что фанаты просто расстроились. Однако в этой истории смущает как минимум одно обстоятельство: обычно Billboard публикует результаты в понедельник вечером, так что обновления чарта ждали уже 17 мая. Но они появились только 19 мая и, вопреки прогнозам и бешеной популярности «Levitating» в TikTok, песня не получила первого места. В Twitter даже запустили акцию #JusticeForLevitating («Требуем справедливости для "Levitating"»).


Может ли быть альтернатива

После каждого «Евровидения» появляются вопросы к справедливости оценок жюри, и чаще всего они оправданы. На таком конкурсе, как «Евровидение», зрительские голоса важнее – он куда более «народный», чем «престижный». К тому же этот конкурс – одно из самых просматриваемых неспортивных мероприятий в мире.

Однако объективные оценки профессионалов тоже заслуживают внимания – с ними «Евровидение» приобретает черты не только шоу, но и, собственно, музыкального конкурса. Может быть, «Евровидению» стоит придумать новый формат голосования? Или учредить специальный приз жюри, а голосование отдать зрителям? Это могло бы быть интересно.

Посмотрим, чем нас удивит «Евровидение»-2022 в Италии.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями