Сегодня такой фильм с кровью и похотью невозможен. Никто не осмелится. Затаскают. Голливуд боится секса. Вот почему эротический триллер Пола Верховена, который родился почти 30 лет назад, помнят до сих пор. И не только благодаря культовой сцене допроса, которая изменила жизнь Шэрон Стоун, актрисы тогда никому не известной. Ничего подобного не видели ни сыщики, ни зрители. «Основной инстинкт» перевернул жанр.
Верховен, никогда не получавший крупных фестивальных наград и известный сатирическими боевиками «Робокоп» и «Вспомнить все», добавил в классический нуар кровь и секс. Сегодня голландец пишет книгу об Иисусе и показывает драму о блудливых монашках, которую называют самым сексуальным кино о религии и самым религиозным кино о сексе. Пол Верховен уже тогда окунул публику в жестокий, порочный и тревожный мир загадки и распутства. Но этот же фильм и погубил жанр, потому что «Основной инстинкт» оказался безумным настолько, что другим триллерам предложить уже нечего. Невозможно сделать шикарную женщину более красивой и дьявольской.
«Основной инстинкт» – не только о том, как курящая блондинка, окруженная толпой мужиков в форме, демонстративно перекидывает ногу на ногу, сидя без трусиков. Мрачный детектив в исполнении Майкла Дугласа расследует зверское убийство, совершенное во время секса. Кровавое тело рок-звезды, привязанное к кровати, выводит на блистательную до отвращения героиню Шэрон Стоун, автора популярных криминальных романов. Чарующая писательница – дама циничная и опасная, а убийство до мельчайших подробностей описано в ее книге. «Она их трахает, а потом убивает», – кричит обезумевший писатель в верховеновском «Четвертом мужчине», тоже триллере о блондинке, которая сеет смерть. Но что, если убийца – не автор, а читатель? Значит, с какой стороны ни посмотреть, мы имеем дело с крайне жестоким и больным человеком.
Если отбросить обвинения в мизантропии и пустоте, дескать, режиссер не исследует темную сторону, а заигрывает с ней, «Основной инстинкт» стал зрительским триумфом. Удивительно, что этот триллер с дурманящим эротическим шармом не оказался в руках Брайана Де Пальмы. Вот кто умеет исполнять красиво и кроваво с отсылками к Хичкоку. Впрочем, и Верховен обращается к мастеру саспенса. Орудие убийства – нож для колки льда. И никаких отпечатков. «Я чувствовал себя подавленным и разыгранным – фильм просто играл со мной», – возмущался знаменитый критик Роджер Эберт. Что ж, в этом вся соль.
Женщины у Пола Верховена совращают и убивают. Не удивительно, что помешавшийся на красотке детектив уверен: маньяк – демоническая femme fatale, с которой он занимается животным сексом. На самом деле у Верховена все персонажи трахаются. Основной инстинкт. А когда книга написана, самая обаятельная и привлекательная должна убить детектива, ведь он для нее – только персонаж, герой нового романа. Секс и насилие – искусство, которое хорошо продается. Секс – не только ритуал. Секс – оружие. Любовь не причиняет боль. Любовь убивает. И как завещал Кубрик: главное – это fuck. Основной инстинкт слишком силен, чтобы сопротивляться. И хочется, и колется.
Триллер с сексом на кокаине – о сошествии в ад. Вы заметили, что герой спит, когда по телевизору показывают «Восставшего из ада», классику хоррора о том, что секс открывает врата в преисподнюю? Кто убийца, в общем-то, не имеет значения. Очарование верховеновского триллера в самой мысли, что писательница-интеллектуалка может оказаться безжалостным маньяком. Злодейка играет судьбой детектива, шального женофоба и раба своих пороков: пьянства, табака и секса. Жертва – не женщина. Она не требует свободы, как традиционная femme fatale. Ее секс – ее свобода, а убивает она ради творчества. Искусство должно рождаться в муках, и смерть уготовлена не автору, а персонажу, герою Дугласа, на бумаге и в жизни.
Разбрасывая ложные следы, Верховен сделал идеальный фильм о борьбе и подчинении под завораживающий саундтрек Джерри Голдсмита в духе Херрманна под влиянием Стравинского. У режиссера переплетены «Головокружение», «Окно во двор», «Роковое влечение», «Одетый для убийства» и «Подставное тело», а также «Зазубренное лезвие», написанное тем же сценаристом Джо Эстерхазом. А дикое убийство в начале этого фильма-ловушки напоминает знаменитую сцену в душе из «Психо». Только у голландца больше садизма и эротики. Но главное у Пола Верховена – игра дьявола во плоти с детективом, который выступает отражением роковой искусительницы. Оба – безумцы с пристрастием к риску.
«Основной инстинкт» – запутанное расследование с классическим любовным треугольником, грязными танцами и страстью на грани порно. Однако во все тяжкие голландец пошел позже, когда вышли «Шоугерлз» с вульгарными «Покажите сиськи!» и «Ты шлюха, дорогая». «Шоугерлз» – издевка над американской мечтой, где торжествуют насилие и лицемерие. Как замечает героиня-совратительница в эротическом триллере «Тело как улика», а-ля «Основной инстинкт»: «Ничего грязного не было. Просто здесь [в Америке] не говорят о сексе». Секс – это власть, и в этом буржуазном мире искусства, где царит жажда секса, хитрая и жестокая блондинка берет верх буквально и символически, потому что даже мужики – шлюхи.
Для дерзкого режиссера-возмутителя, изобразившего конфликт страха, секса и власти, зритель – те же полицейские, кидающие неловкий взгляд между ног загадочной красотки. Мы одновременно ее хотим и боимся, смущаемся и возбуждаемся. Смотреть можно – трогать нельзя. Верховен не стыдится рокового влечения. «Основной инстинкт», объявленный «стыдным удовольствием» – guilty pleasure, – до безобразия сексуален. Режиссер, как развратные герои, хочет проверить, сойдет ли ему это с рук. А как еще воспринимать этот триллер, в котором церковь превратили в ночной клуб, где раздвигают ноги и пудрят носик?
Пол Верховен построил город грехов, где главная ценность – грех, поэтому роковая красотка, как режиссер, обращаются к порокам, страстям, продавая как наслаждение. Все трахаются со всеми, и даже хуже.