Перед премьерой 10 сезона «Американской истории ужасов» создатели сериала Райан Мерфи и Брэд Фэлчак решили порадовать фанатов спин-оффом «Американские истории ужасов». Это тоже хоррор-антология, но от оригинала она отличается тем, что в одном сезоне рассказывают сразу несколько страшилок. «Байки из склепа», но во вселенной «Американской истории ужасов» – с кровавыми расправами и сексом. Однако после просмотра шоу со столь интригующим форматом складывается впечатление, что это непродуманная и дешевая реклама «Американской истории ужасов», которая радует лишь в редких случаях. Где промахнулись Мерфи и Фэлчак и неужели все совсем плохо – рассказываем.
«Американские истории ужасов» стартовали в середине июля, к настоящему моменту вышло 5 эпизодов 1 сезона из семи. И на радость фанатам в шоу уже засветились некоторые звезды оригинала – Мэтт Бомер, Билли Лурд, Чарльз Мелтон и Джон Кэрролл Линч, а еще должна появиться Наоми Гроссман. Первые две серии вернули поклонников в культовый Дом-убийцу из самого первого сезона «Американской истории ужасов». На этот раз здесь поселились супруги Майкл (Бомер) и Трой (Гэвин Крил), а также их дочь Скарлетт (Сьерра Маккормик), у которой нездоровое влечение к жесткому порно и БДСМ-культуре. Именно Скарлетт натыкается на легендарный латексный костюм, связанный с кровавой предысторией дома. И эта находка запускает череду безумных событий.
Первые две серии стали особенным подарком для поклонников, которые жаждали вновь побывать в ужасном доме. Остальные три истории более короткие, и они переносят нас в совершенно новые локации. Третий эпизод рассказал о бойне в кинотеатре под открытым небом, в котором показали проклятый фильм, сводящий людей с ума. Четвертая серия посвящена группе парней-блогеров, которые в отчаянных и безрассудных попытках удержать популярность сталкиваются со Сантой-маньяком в суровом исполнении Дэнни Трехо. И пятый эпизод рассказывает о бездетной супружеской паре, которой все же удается родить ребенка – после сатанинского ритуала.
К новым проектам Райана Мерфи подходишь с некоторой долей скепсиса – особенно когда после успешных «Позы» и «Политика» он выдает нечто «мыльное» и бесхарактерное, как «Голливуд» и «Сестра Рэтчед». Этот заведомо критический настрой улетучивается после первого же эпизода «Американских историй ужасов». По качеству постановки и глубине истории серия далека от «Американской истории ужасов», однако ей удается заинтриговать – персонажами, прекрасными сценами со Сьеррой Маккормик в латексном костюме и намеками на завораживающий и сложный разбор проблемы психического здоровья Скарлетт. Первая часть первой истории «Женщина в латексе» взбодрит даже самого большого фаната «Американской истории ужасов».
Финал первой серии не оставляет сомнений: скорее нужно смотреть вторую часть. И тут-то начинаются проблемы. За уверенным стартом следуют шероховатости в сюжете и подаче истории. После камерной завязки, плавно раскрывающей характеры героев, врывается беспорядочный и бессмысленный слэшер с заунывной классической беготней – обязательно во время празднования Хэллоуина. Вместо того, чтобы снять емкую байку, авторы замахнулись на большую драму. Не уложились в хронометраж и самым глупым образом закинули своих персонажей в сумбурную вторую часть, оперативно завершающую все разбросанные сюжетные линии. Интригу сменяет раздражение. В меру смотрибельный, но все же одноразовый и необязательный жутик.
Третий эпизод, история «Автокинотеатр», еще слабее. Идея отличная – проклятый фильм заставляет людей избивать и пожирать друг друга. Есть кровь и мерзкие моменты – но напряжения во время просмотра не испытываешь, лишь отвращение в сценах с насилием. Ожидаемая крепкая выживалка оказывается бестолковой мешаниной из крови и мяса, которая быстро обрывается и переходит к долгой и нудной речи злодея.
И тут американские горки Мерфи и Фэлчака вновь взмывают вверх – история «Список непослушных», четвертая серия, оказывается лучшей. Да, это нелогичная и глупая страшилка о тупоголовых парнях, но формат баек она выдерживает отлично. Получилась простая история, в которой все емко и по делу. Сатира о зависимости от общественного мнения и социальных сетей читается. Утрированные характеры и поступки героев вызывают негодование. А не особо изобретательные, но «по-джейсонвурхизовски» беспощадные убийства Санты-Клауса шокируют.
Пятая серия «Баал» снова разочаровывает. Ничего нового история в хоррор не вносит – очередная интерпретация тем сатанизма и помешательства. Эпизод совсем не пугает, актеры играют вполсилы – разве что Билли Лурд изображает что-то более-менее толковое. Финал хоть и неожиданный, но впечатлить ему не удается совсем.
«Американские истории ужасов» должны были порадовать незатейливыми, но цепляющими страшилками. Короткий ужас работает хорошо – и в формате короткометражек в духе «И гаснет свет…», и антологий типа «Черного зеркала». Однако вменяемые маленькие ужастики у Райана Мерфи и Брэда Фэлчака получились только в третьей истории (4 серия). Остальным рассказам не хватает хлесткости и последовательно раскрытой драмы – отношения героев и даже самые трагичные предыстории кажутся неважными, поломанными и сырыми.
Авторы впихнули много задумок в короткие истории, но толку от этого мало – вихрь идей не цепляет и быстро забывается. Если в сюжетах и есть какая-то оригинальность, то она размывается из-за скучной подачи чуть ли не на старте эпизода. На красочные заставки с «той самой» музыкой из оригинала смотреть и то интереснее. Это не полный провал – зрелище зайдет фанатам, которым нужно чем-то «заполнить эфир» перед премьерой 10 сезона «Американской истории ужасов» 25 августа. Но пересматривать эти сомнительные байки потом вряд ли кому-то захочется.