После жестких кошек-мышек из «Не дыши» прошло несколько лет. Норману удалось пережить схватку и выйти сухим из воды, он воспользовался ситуацией и переехал в дом в какой-то глуши – подальше от проклятого места. Однако живет Норман не один. Компанию ему составляет пережившая пожар девочка-сирота с лиричным именем Феникс (Мэдлин Грэйс), которая считает его отцом. Убийце наконец-то удалось создать семью, которую он так жаждал в первой части. Чтобы обезопасить девочку от опасностей внешнего мира, он держит ее в ежовых рукавицах – отпускает погулять за пределы дома только в редких случаях. Кроме того, Норман дает приемной дочери уроки выживания, так что в свои юные годы Феникс стала хитрым и проворным бойцом.
Феникс злится, что Норман никуда ее не отпускает и даже заставляет учиться на дому. Ей так хочется свободы и общения со сверстниками, что она подумывает отправиться в детский приют. Однако очень скоро Феникс понимает, почему папаня такой мнительный и сердитый. В их дом вламывается группа безбашенных головорезов, которые по каким-то причинам намереваются убить старика и похитить девочку. Второе им удается, а вот первое – нет, так что Норман отправляется вызволять Феникс из убежища бандитов. Тем временем девочка узнает страшную тайну о себе и Нормане, после чего ей приходится решать, кому довериться – приемному отцу или тем людям, что раскрыли ей секрет Слепого.
Родольфо Саягес и Федерико Альварес оставили незавершенным противостояние Слепого и Роки (Джейн Леви), теперь сосредоточив внимание на абсолютно новой истории с тем же маньяком. В случае успеха «Не дыши 2» авторы займутся и третьей частью – сцена после титров на это намекает, да и Саягес и Альварес уже заявляли, что сиквел возможен. У них есть шансы, что новый фильм выстрелит: они запихнули в него все ту же интригующую концепцию охоты слепого убийцы, освежив ее новыми идеями и сделав акцент на всегда выигрышном элементе – зрелищности.
По части насыщенного экшена «Не дыши 2» предлагает куда более убойный эпик, чем оригинал. Боевые сцены стали более эффектными и ужасающе красивыми. Слепой гораздо изобретательнее подходит к убийствам – в ход идет не только холодное оружие и пистолеты, но и звенящий металлический шарик для определения местонахождения жертвы и суперклей. При этом Стивен Лэнг по-прежнему впечатляет проникновенной игрой – то и дело ловишь себя на мысли, что сочувствуешь чудовищу. К тому же Слепой в исполнении Лэнга предстает ловким бойцом и неистовым, свирепым убийцей – не человек, а дикая смесь Терминатора и Майкла Майерса. В одной сцене Норман пугающе резко хватает плохого парня через разбитое дверное окно, ну прямо как его не менее упорный «коллега»-маньяк из «Хэллоуина» 2018-го. Жути зверствам Слепого добавляют пугающие «холодные» локации – в таких только хорроры и снимать.
«Не дыши 2» вновь пытается обмануть зрителей, украшая банальные сюжеты необычными деталями, вроде изощренных убийств и самого факта слепого охотника. Первая часть была замаскированным подростковым слэшером с будто бы бессмертным маньяком. Во второй мы отправляемся в мир типичных боевиков про вояку, спасающего из логова бандитов невинное дитя. И если в первый раз такой хитрый прием сработал как что-то новое в молодежных ужастиках, то теперь фишка кажется избитой.
История перестала удивлять и, что особенно важно, казаться напряженной. В первом фильме мы вместе с героями боялись заглянуть за угол, а во втором от прежнего волнения не осталось и следа. Отчасти это из-за резко смягчившегося Слепого – весьма спорный момент дилогии. Авторы поспешили менять характер психопата и садиста, который в «Не дыши» творил невыносимую дичь.
Арка искупления монстра, которая ярко подается в финальной речи Нормана, в целом цепляет и вызывает смешанные эмоции – во многом благодаря естественной игре Лэнга и пугающей предыстории персонажа. Однако перевоплощение безумной машины для убийств в милого дедушку-одуванчика вышло неровным. Авторы не углубились в историю злодея-антигероя, а бросили его в быструю погоню за искуплением. Слепой признал вину, попросил прощения, – но этого не хватает, чтобы убедить нас в том, что перед нами все тот же маньяк, но осознавший свою ужасающую суть. В похожую сюжетную линию Нигана из «Ходячих мертвецов» веришь и то больше, там персонаж был действительно выпотрошен и сломан. В «Не дыши 2» не хватает более крепкого моста, который позволил бы дьяволу добраться до духовного очищения – пройти путь основательно и с душевной болью.
Зато с финальным твистом Родольфо Саягес и Федерико Альварес снова не прогадали. Он не так шокирует, как концовка первого фильма, но и кульминация «Не дыши 2» сбивает с толку и самым мрачным образом иллюстрирует пороки человека. Ближе к развязке кровавая потасовка начинает казаться безумным балом чудищ, где добрые поступки мерзких людей представляются слабыми искорками во мраке. Мораль и человечность в «Не дыши 2» проходят жесткое испытание, ведь их просто втаптывают в грязь. В фильме есть несколько сцен в темных помещениях, где лишь тонкие лучи света помогают зрителям освоиться в локации и разглядеть происходящие безумства, – как бы визуальная метафора к идее о бесчеловечности в «Не дыши 2».
«Не дыши 2» проигрывает первой главе в плане остроты – нервы уже не щекочет, зато выигрывает по части изобретательности экшена. Оба фильма разными способами показывают темные стороны человеческой души. Если вам понравилась первая часть, то будете довольны и второй. Все-таки «Не дыши 2» стопроцентно удерживает внимание суровыми твистами и динамикой в каждой сцене.