Фильм «Легенда о Зеленом Рыцаре» основан на поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» неизвестного автора и повествует о необыкновенном приключении юноши по имени Гавейн (Патель). В начале картины он еще совсем мальчишка – горяч, своенравен и честолюбив, жаждет проявить себя и ищет для этого любые возможности. Во время празднования Рождества в Камелоте у него появляется шанс доказать своему дяде, королю Артуру (Шон Харрис), что он достоин стать рыцарем. Прямо посреди пира в замок заявляется таинственный Зеленый рыцарь (Ральф Айнесон).
Жуткий странник, напоминающий дерево, предлагает любому из благородных и отважных гостей короля и королевы (Кейт Дики) нанести ему удар и забрать в качестве награды топор Зеленого рыцаря. Есть одно условие: спустя год смельчак должен посетить рыцаря в зеленой часовне и получить ответный удар. Гавейн принимает вызов и отрубает незнакомцу голову. Однако Зеленый рыцарь остается в живых. К следующему Рождеству Гавейн, полный решимости сдержать свое слово, отправляется на поиски рыцаря. Во время своего путешествия парень сталкивается с разными трудностями, которые испытывают его характер и силу воли, и знакомится с необычными героями. Чем ближе Гавейн подбирается к цели, тем больше он страшится того, что ждет его в часовне – ведь может быть и так, что живым он обратно уже не вернется.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает вечную историю о подвигах, благородстве и верности своему слову. От средневековых фэнтези ждешь подобных мотивов, конкретного набора персонажей и сюжетных ходов и определенных сцен со сражениями. Однако после просмотра этого грандиозного эпика нет ощущения, что где-то мы это уже видели. Фильм ломает представление о средневековом фэнтези: он предлагает яркую палитру мифических образов, вроде девушки без головы Уинифред (Эрин Келлиман) и говорящей лисы, а также сбивает с толку неожиданными, даже дерзкими сюжетными ходами – вплоть до откровенно шокирующих. Каждая деталь истории скрывает в себе какую-то загадку и предлагает зрителю разгадать истинный смысл картины. Поэтому легкой для восприятия «Легенду о Зеленом Рыцаре» не назовешь.
Сюрреализм органично вписывается во вселенную «Легенды о Зеленом Рыцаре». Безголовый рыцарь пугающе хохочет, а потом вскакивает на коня и мчится прочь, по полям расхаживают титаны – такие элементы удивляют, но в то же время дополняют атмосферу картины необходимой толикой абсурда. Захватывающие фэнтезийные сцены укрепляют гипнотическое меланхоличное настроение картины.
Сам Гавейн в начале производит противоречивое впечатление, но мнение о нем меняется на протяжении всего путешествия. Дев Патель исчерпывающе раскрывает героя на каждом этапе его взросления и оказывается прекрасным проводником по необыкновенному миру фильма – за игрой актера наблюдаешь с искренним любопытством. До первой встречи с Зеленым рыцарем Гавейн предстает гулякой, который между пьянками мечтает о рыцарских подвигах. Хотя кажется, что парню море по колено, сейчас пойдет рубить злодеев направо и налево, но его слова, действия и даже бегающие глаза выдают растерянность и незрелость. В начале пути к зеленой часовне Гавейн пытается вести себя, как он воображает, под стать рыцарю, как бы надевает эту психологическую маску, хотя она ему еще заметно «велика», да и в рыцари его никто не посвящал. Однако далее, после первых же трудностей, Гавейн превращается обратно в напуганного мальчишку, который только-только вступил на путь взросления. Весь тернистый путь, все принятые им решения в финале приведут к важной трансформации героя.
Визуально «Легенда о Зеленом Рыцаре» просто завораживает. Густая цветовая палитра, в которой есть яркие сочные акценты, и виртуозная игра света и тени, подчеркивающая драматизм той или иной сцены, создают ощущение, что на экране оживает масштабная, написанная мастером картина. В «Легенде о Зеленом Рыцаре» нет динамичного экшена, которого ждешь от рыцарских приключений. Однако, наблюдая за приключениями Гавейна, понимаешь: здесь не нужны головокружительные сражения – фильм покоряет образцовыми рыцарскими умиротворением и возвышенностью. «Легенда о Зеленом Рыцаре», сцена за сценой, медленно и основательно, погружает в свою магическую, мрачную атмосферу, предлагая не просто послушать историю, а проникнуться ею. Режиссер Дэвид Лоури и оператор Эндрю Дроза Палермо продумали все для того, чтобы зрители прочувствовали настроение эпизодов, рассмотрели локации и богатые на занятные детали образы героев.
Композитор Дэниэл Харт придал «Легенде о Зеленом Рыцаре» соответствующее повествованию волшебное звучание. Микс фольклорных мотивов и мистических ноток интересно перекликается с визуальными решениями, поддерживает атмосферу картины и помогает управлять ее настроением. В то же время сюжетные повороты и визуальные эффекты воспринимаются еще живее за счет удачно подобранных характерных звуков. Например, в одной сцене круговое вращение камеры сопроводили громыханием цепей, и тревогу тут ощущаешь буквально кожей. Благодаря такой тонкой звукорежиссуре «Легенда о Зеленом Рыцаре» становится еще более эпичной и упоительной лентой.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» – один из главных фильмов 2021 года и несомненный must see лета. Картина предлагает философское рассуждение о чести, самопознании, жизни и смерти в потрясающих декорациях фэнтезийного Средневековья. Режиссер Дэвид Лоури ведет со зрителями беседу, и в ней визуальные решения и образы персонажей не менее важны и красноречивы, чем реплики героев. Фильм позволяет насладиться странным, основательно выстроенным фэнтезийным миром, и вместе с тем переосмыслить актуальные темы личностного роста, искренности и человеческого достоинства.