Новый «Кэндимен» – это одновременно продолжение и перезапуск франшизы о мстительном призраке чернокожего художника, которого в 19 веке замучили белые расисты. Неудачные сиквелы игнорируются, в расчет берется только первый фильм (1992). Так сейчас принято – так же сделали с серией «Хэллоуин», трейлер которой показывают в кинотеатрах перед «Кэндименом». Продюсер и сценарист нового «Кэндимена» – лидер новой волны черного хоррора Джордан Пил, автор нашумевших сатирических триллеров «Прочь» и «Мы». Оставаясь верным себе, Пил снова говорит о расовых проблемах и социальном неравенстве, но действует гораздо более грубо, чем авторы многослойного оригинала.
В «Кэндимене»-2021 темнокожий художник Энтони в поисках нового материала исследует историю старого района Чикаго. В прошлом веке здесь были натуральные трущобы, по улицам было страшно ходить. Недавно прошла реновация, в новые дома заселилась молодая интеллигенция, о беспокойном прошлом напоминает только жуткая байка. Якобы, если, глядя в зеркало, пять раз произнести «Кэндимен», то за спиной появится злой черный мужик с крюком вместо руки и вспорет тебе брюхо. Около 30 лет назад изучавшая легенду о Кэндимене антрополог Хелен Лайл попала в психушку, люди вокруг нее погибали при загадочных обстоятельствах. История захватывает Энтони, и он с энтузиазмом использует ее в работе, возрождая миф и запуская новую череду смертей.
Вскоре после завязки, когда Энтони встречает на выставке арт-критика, он получает справедливо отрицательную оценку своей работы: «Слишком назидательно, слишком прямолинейно. Все понятно: джентрификация убивает аутентичность старых районов и все такое...». Иронично, что фильм «Кэндимен» 2021-го года обращается с картиной 1992 года примерно так же, как Энтони с попавшейся ему под руку городской легендой.
Оригинал рассказывал нетипично глубокую для слешера историю, где призрак был метафорой чувства вины белой Америки перед несправедливо угнетенными чернокожими. Кэндимена убили за любовь к белой женщине – казнили за то, что не является преступлением. Вернувшись с того света, он стал ужасающим воплощением страхов перед афроамериканцами: жестоким соблазнителем и хладнокровным убийцей. Образ оказался особенно сильным благодаря характерному актеру Тони Тодду, обладателю замогильно глубокого голоса и леденящего душу взгляда свысока. Получился поразительный контраст с коллегами по жанру, обычно скрывающимися за равнодушной маской, как у Джейсона Вурхиза, или уродующим гримом, как у Фредди Крюгера.
Авторы нового «Кэндимена», похоже, посчитали, что 19 век, сегрегация и линчевание – это дела слишком далеких дней, чтобы современный зритель ими проникся. И еще вопрос, как сегодня отреагировали бы на черного преступника, вожделеющего женской плоти. Поэтому прозвище Кэндимен стало переходящим титулом – общем именем для «роя душ», несправедливо убиенных и готовых мстить. В свежем фильме функции призрака мщения, в основном, выполняет городской дурачок, насмерть забитый полицией по ошибочному обвинению в 1970-х. Вместо коварного прищура в зеркалах мы видим полоумную ухмылку из-под синяков, а вместо расчетливых неожиданных преступлений – хрустящую резню персонажей из массовки. Даже герои фильма, кажется, не придают значения происходящим ужасам: «О, галериста зверски убили! Хочешь устроить выставку вместо него?»
В оригинальном фильме Кэндимен ловко выставлял виноватой протагонистку, антрополога Хелен, – ее то и дело находили рядом с жертвами, иногда даже с орудием преступления в руках. В новинке все смерти происходят как бы в фоновом режиме. Самая растиражированная сцена, где погибают четыре старшеклассницы, выглядит искусственно добавленной после окончания основных съемок. Без нее в трейлерах было бы слишком мало эффектных кадров. Услышав о происшествии, Энтони говорит: «Вот это да!», и возвращается в свою мастерскую, чтобы больше никогда не вспоминать об этом.
Помимо колоритного злодея и детективной интриги в «Кэндимене»-2021 отсутствует еще один важный элемент, которым запомнилась классическая лента, – живой и дышащий район. В фильме 1992 года грязные стены, опасные бандиты, ветхие общежития и суеверные местные жители передавали атмосферу окраины Чикаго, свойственную не фильмам ужасов, а социальным драмам. Реновация сделала ту же локацию чистой и пустой, заодно вытравив всю живость из нового фильма. Эта атмосфера, будто чего-то не хватает, рифмуется с бездарными прямолинейными работами художника Энтони. Не случайно он цепляется за потустороннего Кэндимена – художника, который нашел способ оставаться на слуху веками. Подобно героям сериала «Американские боги», Кэндимен живет, пока его помнят, пока о нем говорят. Похоже, что в ближайшее время призрак обречен вновь свалиться в небытие – ведь разговоры о его новом фильме стихнут еще до окончания проката.