Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Кэндимен»: Грубая реновация классики хоррора

В чем новый проект Джордана Пила уступает оригинальному фильму ужасов 1992 года.
28 августа 2021 0
Кадр из фильма ​«Кэндимен» (2021)
Кадр из фильма ​«Кэндимен» (2021)

Новый «Кэндимен» – это одновременно продолжение и перезапуск франшизы о мстительном призраке чернокожего художника, которого в 19 веке замучили белые расисты. Неудачные сиквелы игнорируются, в расчет берется только первый фильм (1992). Так сейчас принято – так же сделали с серией «Хэллоуин», трейлер которой показывают в кинотеатрах перед «Кэндименом». Продюсер и сценарист нового «Кэндимена» – лидер новой волны черного хоррора Джордан Пил, автор нашумевших сатирических триллеров «Прочь» и «Мы». Оставаясь верным себе, Пил снова говорит о расовых проблемах и социальном неравенстве, но действует гораздо более грубо, чем авторы многослойного оригинала.

В «Кэндимене»-2021 темнокожий художник Энтони в поисках нового материала исследует историю старого района Чикаго. В прошлом веке здесь были натуральные трущобы, по улицам было страшно ходить. Недавно прошла реновация, в новые дома заселилась молодая интеллигенция, о беспокойном прошлом напоминает только жуткая байка. Якобы, если, глядя в зеркало, пять раз произнести «Кэндимен», то за спиной появится злой черный мужик с крюком вместо руки и вспорет тебе брюхо. Около 30 лет назад изучавшая легенду о Кэндимене антрополог Хелен Лайл попала в психушку, люди вокруг нее погибали при загадочных обстоятельствах. История захватывает Энтони, и он с энтузиазмом использует ее в работе, возрождая миф и запуская новую череду смертей.

Вскоре после завязки, когда Энтони встречает на выставке арт-критика, он получает справедливо отрицательную оценку своей работы: «Слишком назидательно, слишком прямолинейно. Все понятно: джентрификация убивает аутентичность старых районов и все такое...». Иронично, что фильм «Кэндимен» 2021-го года обращается с картиной 1992 года примерно так же, как Энтони с попавшейся ему под руку городской легендой.

Кадр из фильма «Кэндимен» (2021)

Кадр из фильма «Кэндимен» (2021)

Оригинал рассказывал нетипично глубокую для слешера историю, где призрак был метафорой чувства вины белой Америки перед несправедливо угнетенными чернокожими. Кэндимена убили за любовь к белой женщине – казнили за то, что не является преступлением. Вернувшись с того света, он стал ужасающим воплощением страхов перед афроамериканцами: жестоким соблазнителем и хладнокровным убийцей. Образ оказался особенно сильным благодаря характерному актеру Тони Тодду, обладателю замогильно глубокого голоса и леденящего душу взгляда свысока. Получился поразительный контраст с коллегами по жанру, обычно скрывающимися за равнодушной маской, как у Джейсона Вурхиза, или уродующим гримом, как у Фредди Крюгера.

Авторы нового «Кэндимена», похоже, посчитали, что 19 век, сегрегация и линчевание – это дела слишком далеких дней, чтобы современный зритель ими проникся. И еще вопрос, как сегодня отреагировали бы на черного преступника, вожделеющего женской плоти. Поэтому прозвище Кэндимен стало переходящим титулом – общем именем для «роя душ», несправедливо убиенных и готовых мстить. В свежем фильме функции призрака мщения, в основном, выполняет городской дурачок, насмерть забитый полицией по ошибочному обвинению в 1970-х. Вместо коварного прищура в зеркалах мы видим полоумную ухмылку из-под синяков, а вместо расчетливых неожиданных преступлений – хрустящую резню персонажей из массовки. Даже герои фильма, кажется, не придают значения происходящим ужасам: «О, галериста зверски убили! Хочешь устроить выставку вместо него?»

Кадр из фильма «Кэндимен» (2021)

Кадр из фильма «Кэндимен» (2021)

В оригинальном фильме Кэндимен ловко выставлял виноватой протагонистку, антрополога Хелен, – ее то и дело находили рядом с жертвами, иногда даже с орудием преступления в руках. В новинке все смерти происходят как бы в фоновом режиме. Самая растиражированная сцена, где погибают четыре старшеклассницы, выглядит искусственно добавленной после окончания основных съемок. Без нее в трейлерах было бы слишком мало эффектных кадров. Услышав о происшествии, Энтони говорит: «Вот это да!», и возвращается в свою мастерскую, чтобы больше никогда не вспоминать об этом.

Помимо колоритного злодея и детективной интриги в «Кэндимене»-2021 отсутствует еще один важный элемент, которым запомнилась классическая лента, – живой и дышащий район. В фильме 1992 года грязные стены, опасные бандиты, ветхие общежития и суеверные местные жители передавали атмосферу окраины Чикаго, свойственную не фильмам ужасов, а социальным драмам. Реновация сделала ту же локацию чистой и пустой, заодно вытравив всю живость из нового фильма. Эта атмосфера, будто чего-то не хватает, рифмуется с бездарными прямолинейными работами художника Энтони. Не случайно он цепляется за потустороннего Кэндимена – художника, который нашел способ оставаться на слуху веками. Подобно героям сериала «Американские боги», Кэндимен живет, пока его помнят, пока о нем говорят. Похоже, что в ближайшее время призрак обречен вновь свалиться в небытие – ведь разговоры о его новом фильме стихнут еще до окончания проката.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями