«DONDA» Канье Уэста, самый громкий альбом-долгострой 2021 года, наконец-то вышел. Он длинный – 108 минут 49 секунд! – и тяжелый для прослушивания. Уэст выдал не альбом в привычном смысле слова, а как будто саундтрек к масштабному художественному перформансу, которым было само ожидание релиза. Однако вместе с тем «DONDA» – это проект Канье Уэста, одного из самых талантливых и даже гениальных людей в мире музыки. Причем проект очень личный – неспроста его назвали «автопортретом».
С чего все началось
Альбом «DONDA» должен был выйти еще в июле 2020 года, но тут Тейлор Свифт выпустила «Folklore», и всем стало не до Уэста. Первоначально пластинка вообще должна была называться «God’s Country». В конце июня 2020-го даже вышел сингл «Wash Us In The Blood» с участием Трэвиса Скотта, который в итоге на альбом не попал. В сентябре-2020 Канье Уэст поделился отрывком трека «Believe What I Say», который на альбом все-таки попал.
На тот момент с релиза «Jesus Is King» (2019) не прошло и года. К тому же вскоре после выхода «Jesus Is King» Уэст устроил премьеру собственной оперы (!) «Nebuchadnezzar» («Навуходоносор»), тоже с библейскими мотивами. Не всем понравилось новое «религиозное» направление Уэста, но наблюдать за его творческими экспериментами было по-прежнему интересно.
В середине июля 2021 о «DONDA» заговорили снова. Количество переносов релиза сложно сосчитать, больше пяти точно. Только в 2021-м альбом сначала ждали в конце июля, потом в начале августа, потом в середине августа. В итоге он вышел за два дня до окончания лета. Возможно, вынужденно – из-за скорого релиза Дрейка.
Миллион переносов и конфликт с Дрейком
В 2021 году выход альбома превратился в рядовое событие, даже если это релиз большой звезды. Пока лейблы и пиарщики со всего мира тщательно продумывают промо-кампании, Канье Уэсту ничего не нужно придумывать. Его эксцентричность – сама себе промо-кампания.
На первую презентацию «DONDA» 22 июля Уэст опоздал на два часа, но и после нее альбом не вышел. Тогда это никого особо не возмутило – гениальному творческому человеку готовы прощать многое.
28 июля стало известно, что Уэст буквально поселился (!) на стадионе в Атланте, чтобы побыстрее закончить работу над материалом. Фотографии «спартанской» комнаты и слухи о переезде на другой стадион с той же целью «побыстрее закончить альбом» только подогревали интерес к «DONDA» – об этом писали полноценные новости, и они собирали тысячи просмотров. На второй презентации 5 августа артист буквально заснул в прямом эфире, что сразу же породило тонну мемов.
Были вокруг «DONDA» и «вспомогательные» новости. Продюсер Майк Дин сначала сообщил об уходе из проекта из-за «токсичной атмосферы», а потом отказался от своих слов. На последнюю презентацию альбома 26 августа пришли Мэрилин Мэнсон, который участвовал в записи трека «Jail pt 2», и Ким Кардашьян – с ней, как оказалось, Уэст передумал разводиться. На третьей презентации Канье Уэст сначала поджег себя (метафорически, конечно) перед копией собственного дома из детства, а затем устроил символическую церемонию бракосочетания – по этому случаю Кардашьян даже надела свадебное платье. Но 26 августа альбом тоже не вышел.
Параллельно с этим Уэст ссорился с Дрейком. 20 августа Trippie Redd выпустил альбом «Trip at Night», куда вошла песня «Betrayal» с участием Дрейка – дисс-трек на Канье Уэста и Pusha T. В ответ 23 августа Уэст опубликовал в соцсетях домашний адрес Дрейка. Фанаты предположили, что Уэст также угрожал Дрейку в групповом чате, скриншот которого рэпер запостил в Instagram.
Тогда никто не мог подумать, что именно Дрейк станет последней каплей, которая приблизит релиз «DONDA». В субботу, 28 августа, в эфире канала ESPN появилось странное сообщение с намеком, что альбом Дрейка выйдет 3 сентября – впоследствии оно подтвердилось. И тут же в воскресенье, 29 августа, вышла «DONDA». Сам Уэст после релиза пожаловался, что лейбл Universal выпустил альбом без разрешения. Все это выглядит так, словно лейбл хотел «обогнать» Дрейка.
То, что «DONDA» вышел, уже хорошо. Канье Уэст успел проанонсировать много других альбомов, которые до сих пор не увидели свет – «Yandhi», сиквел «Jesus Is King» с участием Dr.Dre и вторую пластинку Kids See Ghosts, совместного проекта с Kid Cudi. Причем это если разбирать только недавнее.
«DONDA»: ожидания
От Канье Уэста всегда ждут многого – миллионы людей не без оснований считают его гением. От человека, записавшего шедевральный и эпохальный альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» (2010), всегда будут ждать релизов подобного уровня. Особенно, когда Уэст переносит релиз много-много раз. Особенно, когда он устраивает несколько грандиозных презентаций.
Масла в огонь ожиданий подлил и Джастин Лабой, блогер и бывший баскетболист, – он заявил, что артистам стоит перенести свои релизы, потому что в ближайшее время все будут слушать только «DONDA». Лабою перестали верить быстро – сразу после того, как новый альбом Уэста не вышел 23 июля. А 8 августа, когда в результате стриминговой ошибки в Сеть утек трек «Hurricane», появились первые «разочаровательные» комментарии от слушателей. Стало понятно, что, скорее всего, «DONDA» будет максимум хорошим релизом, но не прорывным.
Но некоторые ожидания все же оправдались. «DONDA» – большой, эпичный альбом. Сейчас длинными треклистами никого не удивишь, но 27 песен общей длительностью почти в два часа – много и по современным меркам. Одна только финальная композиция «Jesus Lord pt 2» длится целых 11 минут. Без перерывов «DONDA» с таким большим хронометражем слушать тяжело. Да и сами песни не короткие, явно не нацеленные на чарты и фоновое прослушивание. Тут много длинных, «протяжных» треков, которые лучше включать по отдельности, а не друг за другом – это и «Jail», стоящая в самом начале, и «Jesus Lord pt 2».
Альбом бы только выиграл от более короткого хронометража – но тогда он бы не воспринимался как что-то эпичное, чего действительно стоило ждать на протяжении года.
«DONDA»: реальность
«DONDA», конечно, не второй «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». Даже предыдущий альбом Уэста «Jesus Is King» был лаконичнее и продуманнее. Но дело в том, что Канье Уэст – очень талантливый человек, творец в самом широком смысле слова. Он начинал свою карьеру не как рэпер, а как продюсер – и что на «DONDA» получилось идеально, так это аранжировки.
Хороший продюсер может вытянуть любую песню, а Канье Уэст – не просто хороший, а один из лучших в своем деле. Интересный факт: 23 июля «DONDA» не вышел, зато вышел сингл Lil Nas X «INDUSTRY BABY», продюсером которого выступил Уэст. Песня быстро стала хитом – конечно, и сам Lil Nas X постарался, но вклад Уэста-продюсера недооценивать не стоит.
Хотя на «DONDA» много приглашенных гостей, они совершенно не перетягивают на себя внимание. Jay-Z, The Weeknd, Ty Dolla $ign, Kid Cudi, Playboy Carti, Pop Smoke (!), вышеупомянутый Мэнсон... Если бы альбом с таким гостевым составом выпустил любой другой артист, они бы запросто его затмили. Но в случае Канье Уэста многочисленные звездные друзья воспринимаются как что-то само собой разумеющееся.
Если забыть о завышенных ожиданиях и не слушать альбом «DONDA» подряд и целиком, то ему есть чем зацепить и заинтересовать, особенно поклонников Уэста. Это не столько музыкальная запись, сколько творческое высказывание, которое надо воспринимать в контексте происходящего с артистом. Можно охарактеризовать его как саундтрек к арт-перформансу «Релиз "DONDA"», за которым весь мир с легкой подачи Уэста наблюдал в течение пары месяцев.
Вместе с этим «DONDA» – очень личная работа, Уэст даже назвал пластинку по имени своей матери, ушедшей из жизни в 2007 году, а в треке «Praise God» засэмплирован ее голос. Тексты его песен, кажется, давно не были такими искренними. Градус религиозности несколько поубавился, но не ушел окончательно, что только добавило песням глубины. В таких треках, как «Heaven and Hell», «Hurricane» и «God Breathed» он говорит об отношениях человека с высшими силами, рассуждая со своей позиции. Песня «Ok Ok» – о том, как медиа и шоу-бизнес демонизируют людей. «Jail» – разговор о невидимой, но ощутимой «внутренней» тюрьме. Журнал Slant обозначил альбом как «самый неумолимый автопортрет» в карьере Уэста, и это отличное определение. «DONDA» – также музыкальный автопортрет Канье Уэста в 2021 году.
Многие музыкальные критики поставили «DONDA» низкие оценки: средний балл пластинки на портале Metacritic составил 51 из 100. Зато с успехом у слушателей у Канье Уэста все в порядке. Почти 100 млн прослушиваний за сутки на Spotify, первые места в чартах Apple Music 152 стран мира, 60 млн прослушиваний за первый день в США… К Канье Уэсту можно относиться по-разному, но ему удается сохранять интерес публики в течение многих лет, а это много значит. И не похоже, что в будущем что-то изменится.