​Iron Maiden «Senjutsu»: Восточная мудрость пожилого Эдди

На первом за шесть лет альбоме группа вернулась к прог-металу и выдала достойные своей классики композиции. Еще тут есть неожиданное 5-минутное соло всего гитарного трио Iron Maiden.

17-й студийный альбом первопроходцев новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) уже утром в день релиза, 3 сентября, вызвал массу хвалебных рецензий, даже в совершенно не музыкальных СМИ. В России пока отношение к «Senjutsu» скорее осторожное, сопрягаемое с доморощенным морализаторством «для меня Iron Maiden закончились в 1985-м», а также привычными высказываниями «чем это старые дураки вообще занимаются». Но в том-то и дело, что музыканты группы – никакие не дураки, в первую очередь благодаря умению слушать собственный внутренний голос и не бояться учиться у собственных учеников.

Вряд ли найдется тот, кто будет спорить, что «Senjutsu» стал продолжением той ветви развития музыки Iron Maiden, которая ошеломила весь мир еще на альбоме «Seventh Son Of A Seventh Son» (1988). То был первый поход группы в область прогрессив-метала – при том, что сам стилистический термин еще не был придуман. Не всегда в последующие годы материал Iron Maiden эволюционировал в подобную сторону, однако это стало несомненно с возвращением в группу вокалиста Брюса Дикинсона и гитариста Адриана Смита в 1999 году и выпуска фактически камбэк-альбома «Brave New World» (2000). Учителями Iron Maiden на поприще прогрессив-метала стали их же поклонники Dream Theater, в 1992-м открывавшие часть концертов американского турне своих кумиров.

«Senjutsu» – тот редкий альбом в современном рок-мире, когда едва ли не в первую очередь слушателю стоит обратить внимание на его название. Красиво звучащее японское слово очень приблизительно переводится как «техники мудреца», но даже такой перевод точно описывает содержание новейшей работы Iron Maiden и подход к ее созданию. В конце концов, лидеру группы, бас-гитаристу Стиву Харрису, уже 65, Брюсу Дикинсону – 63, и он недавно перенес рак горла. Изображать себя молодых, пытаться писать и исполнять скоростные номера – это музыканты оставили своим разновозрастным последователям со всего мира. Похоже, что возраст, неприятные обстоятельства и собственные вкусы (и Стив, и Брюс – поклонники классического прогрессив-рока 70-х) позволили группе создать альбом, одновременно и продвинувший Iron Maiden чуть далее в музыкальном смысле, и сохранивший все ее фирменные композиторские и аранжировочные приемы. Даже больше: музыканты решились записать «Senjutsu» с еще большим ретро-звучанием, нежели свой предпоследний, тоже двойной альбом «The Book Of Souls» (2015).

«Прогрессивный рок научил меня, что в музыке возможно все, и приучил меня не бояться неожиданных композиторских решений», – так высказался Стив Харрис несколько лет назад. Коль скоро Iron Maiden уже названием задают направление в сторону Дальнего Востока, то и титульный трек, с которого стартует почти 82-минутный двойной альбом, сразу раскрывает все намерения группы. Это более восьми минут ориенталистской мелодики, якобы японских барабанов с обильной реверберацией и злобноватых вокальных партий Брюса Дикинсона, приправленных не самыми типичными для группы тембрами гитарных партий – однако все это идеально укладывается в современные представления о ретро-роке тяжелого звучания. На месте и вся классическая мелодика Iron Maiden, которая звучит очень своеобразно в обрамлении любовно выстроенного продюсером Кевином Ширли звучания прямо из 70-х. По этому же удачном лекалу скроен и первый сингл альбома, захватывающий номер «The Writing On The Wall» – ударные здесь звучат уже по-роковому, – хотя его длина в шесть минут мало соответствует понятию «сингл».

Самые короткие пьесы альбома, «Stratego» и «Days Of Future Past» звучат как старые добрые, но почему-то не изданные «почти хиты» коллектива, только с изрядно сниженным темпом, не теряющие от этого своей притягательности. Понятно, что Iron Maiden были и остались путеводной звездой для массы молодых музыкантов и слушателей, однако они просто обязаны помнить о собственном возрасте и радовать тех ровесников и почти ровесников, с которыми к ним пришла всемирная слава. Прочий материал «Senjutsu» явно адресован в первую очередь именно таким поклонникам.

Все начинается еще на первом диске двойника: «The Time Machine» и меланхолическая «Lost In A Lost World» возвращают слушателя в эпоху альбома «Seventh Son Of A Seventh Son» – только, выразимся так, с изрядно спиленными хэви-металлическими углами. Но истинным подарком прог-металлической ипостаси Iron Maiden стал второй диск, на котором всего четыре весьма протяженные пьесы. Первая из них, «Darkest Hour», как и «Aces High» 37 лет назад, отправляет нас во времена Второй Мировой войны и исторического премьерства Уинстона Черчилля. Музыкальная форма здесь более чем подходящая для подобного урока истории: это могучая, но прозрачно звучащая баллада, напоминающая классику одной из любимых групп Стива Харриса – Wishbone Ash. Последние три трека, длящиеся в сумме более 34 минут (!) – это, безусловно, эмоциональный и композиторский пик «Senjutsu». Первый из них, «Death Of The Celts», за счет своеобразных вокальных партий и фолк-мелодики может быть смело соотнесен с такой классикой Iron Maiden, как «Clansman» (1998), хотя некоторой занудности в нем избежать не удалось. Зато закрывающие двойник номера «The Parchment» и «Hell On Earth» вновь отправляют в 1988 год – только, конечно, с «новым старым» звуком, который оказывается комфортабельным для «взрослых» поклонников. Также в «The Parchment» слушатель стакивается с неслыханным ранее: тут есть более чем 5-минутное соло всего гитарного трио Iron Maiden, с неожиданными перекличками их партий. Такое услышишь не каждый день, и уж нем более не у группы с почти 43-летним стажем!

«Удивление и уважение» – так можно выразить сумму эмоций после полного знакомства с «Senjutsu». И тут нам стоит уподобиться воображаемым японцам, внимательно и с поклонами внимающим мудрости явно постаревшего талисмана группы Эдди the ‘Ead с обложки альбома, на сей раз облаченного в самурайские доспехи – по прихоти музыкантов и выдающегося художника Марка Уилкинсона. Прислушайтесь: Эдди и Iron Maiden на сей раз излагают нам истинно восточные мудрости, в том числе о том, как стареть не просто достойно, а очень достойно.



Читайте также