В 2019 году в прокат по-тихому вышел фантастический триллер «Клаустрофобы», который при оценках критиков «выше среднего» стал настоящим зрительским хитом. Взрывная смесь «Куба», «Пилы» и «Игры» с бюджетом 9 млн долларов собрала кассу более 155 млн. Анонс продолжения был вопросом времени – и 23 сентября выходит сиквел «Клаустрофобы 2: Лига выживших».
К премьере новой головоломки рассказываем, чем хороши первые «Клаустрофобы» и почему их стоит пересмотреть – или посмотреть, если вы их еще не видели.
Без спойлеров.
Захватывающий аттракцион с крутыми декорациями
По сюжету «Клаустрофобов» группа людей прибывает в таинственную организацию «Минос», которая пригласила их поучаствовать в квесте. Вскоре после начала игры герои понимают, что все ловушки в «игре» настоящие – и к тому же смертельно опасные. Игроки попадают в разные виртуальные, но весьма реалистичные локации с головоломками.
Приключение напоминает захватывающую поездку на американских гонках. Зритель вместе с героями мчится сквозь огонь в первой комнате, мерзнет в изолированной хижине, а голову так и кружат сюрреалистичные штуковины вроде перевернутого бара. Это экшен-путешествие не надоедает.
Азарт!
Что там в следующей комнате? Кто проиграет, а кто доживет до конца? Делайте ваши ставки! Именно такие мысли крутятся во время просмотра «Клаустрофобов». Фильм такой азартный, что заставляет зрителей тоже почувствовать себя коварными участниками тотализатора. Мы вместе с невидимыми наблюдателями игры жаждем зрелищ в духе гладиаторских боев.
Просто и изобретательно
Ловушки в «Клаустрофобах» выглядят масштабными и продуманными. Нам остается только гадать, что за чертов безумный гений создал эти изощренные игры. Ответы в этих, казалось бы, сложных головоломках зачастую просты, лежат на поверхности. Эта простота, спрятанная за сложными механизмами, тоже производит вау-эффект. Героям нужно подходить к заданиям с умом, а грубую силу лучше не применять – это непременно приведет к плачевным последствиям.
Бешеная энергетика
Ритм у аттракциона смерти соответствующий. Герои мчатся из комнаты в комнату и пытаются за короткое время решить загадки. Время пошло, игра началась, как сказал бы Конструктор. И эта гонка не выглядит как хоррор-версия «Шоу Бенни Хилла». Перед нами напряженная схватка за жизнь, в которой мы вместе с героями переживаем из-за потерянных секунд и следим за каждым событием, даже самым незначительным – решающую роль может сыграть любая мелкая деталь.
Тайны героев интригуют
Главные герои «Клаустрофобов» оказались в одном месте и в одно время не случайно – это не просто группа подростков, свернувших «не туда», а подобранная коварными злодеями команда. Как в «Пиле» и в «Кубе», каждый участник бесчеловечного эксперимента рано или поздно сыграет свою важную роль.
После некоторых событий герои понимают, что их пригласили в этот квест не просто так – комнаты связаны с прошлым каждого из них. Так что испытания превращаются для участников еще и в психологическую пытку, ведь некоторые задания вызывают у них болезненные воспоминания.
Логика происходящего безумия проясняется в комнате-симуляции больничной палаты. Это огромное удовольствие – искать во время просмотра связи предысторий персонажей и ловушек и смотреть, как распутывается глубок тайн.
Посмотреть на себя со стороны
«Клаустрофобы» показывают персонажей с разными характерами в кризисных ситуациях и заставляют их играть в жестокие игры. Зритель может увидеть в ком-то из героев себя и задуматься, «а как бы поступил я?». Схема избитая, но работает безотказно.
В квесте участники показывают свои слабости и сильные стороны, и вместе с тем они выявляют свои пороки. Одни становятся Героями, другие – Злодеями, а третьи просто ломаются или теряются в хаосе. Наблюдать за развитием персонажей и их решениями не скучно благодаря бодрой подаче.
Темный секрет «большого брата»
Героев собрала вместе тайная организация «Минос». Во время просмотра мы узнаем некоторые мотивы боссов компании. Однако вопросы к ним остаются и после титров. Одно про «Минос» можно сказать наверняка – эти ребята очень могущественные и влиятельные. В их арсенале дорогие технологии, которые позволяют создавать масштабные ловушки и добывать «компромат» на каждого игрока.
Рядовым сотрудником или боссом «Миноса» может оказаться кто угодно в любой точке мира. Фильму удается заинтриговать секретом организации – хочется поскорее увидеть продолжение и погрузиться в предысторию компании.
Занимательный фильм-головоломка
Не только герои решают задачки, но и зрители. Отчасти поэтому «Клаустрофобы» так захватывают внимание – чтобы найти ответы и понять, где промахнулись герои, надо смотреть в оба. Занимательные и уместные пасхалки тут тоже есть – например, упоминание романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Само название организации «Минос» отсылает к мифам о Древней Греции и легендарному царю Миносу. В первую очередь он ассоциируется с полубыком-получеловеком Минотавром. Минос заточил его в запутанном лабиринте на острове Крит и приказал ежегодно приносить ему в жертву по 7 юношей и девушек. Это одна часть смысла: квест для героев и стал тем смертельным лабиринтом. Однако чудища как такового в «Клаустрофобах» нет – за героями никто не охотится, создатель ловушек не в счет. Тут мы выходим на вторую часть смысла названия «Минос». Согласно «Одиссее» Гомера, после смерти Минос стал верховным судьей в Царстве мертвых – именно от его решения зависело, будет ли обречена душа на вечные страдания или ее ждет участь получше. С учетом того, какие задачи ставил «Минос» перед участниками квеста, получается, что главные враги героев, эти самые «чудовища», – их пороки и страхи. Только тот, кто преодолеет свою темную сторону, достоин победы в квесте – и жизни.
Есть в «Клаустрофобах» и чисто научные моменты. В одной сцене Зои (Тейлор Расселл) выпуталась из сложной ситуации, креативно применив квантовый эффект Зенона. Это парадокс квантовой механики, согласно которому атомы не двигаются, если за ними наблюдают. На основе этого принципа героиня сделала вывод, что организаторы игры не просто наблюдают за участниками квеста, а вмешиваются в процесс. И тогда Зои решила кое-что предпринять. Хотя, может, этот ее ход и входил в планы «Миноса»…
Сочная и «живая» картинка
Цветовая гамма «Клаустрофобов» меняется в зависимости от тематики комнат и уровня напряженности сюжетной линии. Каким бы ни было настроение происходящего в той или иной сцене, картинка всегда цепляет сочными оттенками.
В сценах с бодрящим экшеном создатели предусмотрели все, чтобы зрители успели проникнуться атмосферой. Мы буквально чувствуем жар, холод, головокружение и давление сдвигающихся стен – так круто в кадре расставлены акценты и выбраны ракурсы.
Герои становятся «своими»
Несмотря на то, что «Клаустрофобы» – это бешеная гонка за временем, актеры успевают вдохнуть жизнь в своих героев, даже если им уделено не так много экранного времени. Характеры у героев разные, персонажи не похожи друг на друга. Даже к приглашению на квест все отнеслись по-разному: кто-то – как к забаве для богатых, а кто-то – как к возможности заняться любимым делом, поиграть.
Во время просмотра привязываешься к героям и начинаешь за них болеть. Эмоциональная игра актеров помогает внушительным декорациям «ожить», а зрителю – поверить, что все здесь серьезно и жестко.