Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Какой получилась «Дюна» Дени Вильнева

Спойлер: феноменальной. Культовый роман Фрэнка Герберта наконец-то получил достойную экранизацию.
18 сентября 2021 0
Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures
Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures

16 сентября долгожданная премьера «Дюны» Дени Вильнева наконец состоялась! Рассказываем, почему этот фильм – настоящее событие для ценителей вдумчивой научной фантастики и культового романа Фрэнка Герберта.

Роман «Дюна» американского писателя Фрэнка Герберта – один из столпов научной фантастики, который уже несколько десятилетий вдохновляет творцов на новые произведения. Среди тех, на кого оказал влияние Герберт, и создатель популярной франшизы «Звездные войны» Джордж Лукас. Но при всем своем величии и значимости произведение Герберта до сих пор так и не получило киноадаптации, которая была бы достойна его в полной мере. Несмотря на то, что фильм Дэвида Линча и сериал Джона Харрисона обрели своих поклонников, к ним есть серьезные претензии. Современная экранизация «Дюны», которую возглавляет Дени Вильнев, стала новой надеждой поклонников жанра и ценителей произведения Фрэнка Герберта на действительно выдающуюся адаптацию.

Фильм «Дюна» рассказывает о роде Атрейдесов, который уже много лет правит на планете Каладан. Глава семейства герцог Лето получает распоряжение от падишах-императора взять под свой контроль планету Арракис, также известную как Дюна. Именно там добывают самый ценный ресурс во вселенной – пряность, необходимую для космических путешествий. В пустынях этой неприветливой планеты обитают гигантские подземные черви, а в скалах скрывается народ фрименов, сопротивляющийся захвату родной земли жестоким домом Харконненов. Герцог Лето прибывает на Арракис вместе с наложницей из влиятельного женского ордена Бене Гессерит Джессикой и их сыном Полом, которого местные жители встречают как избранного. Уже скоро Атрейдесы понимают, что эти земли готовят им смертельные испытания…

Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures

Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures

«Дюна» Дени Вильнева – экранизация, которая не пытается концептуально переосмыслять роман Герберта или строить на его основании что-то совершенно другое. Вильнев вдумчиво и осторожно переносит на экран дорогое сердцу произведение, стараясь уважительно передать его замысел. Отдельные относительно небольшие отклонения от книги в новом фильме все же есть, но они ни в коем случае не критические.

Масштабное фантастическое полотно о межпланетных интригах и жестокой борьбе за власть неспешно разворачивается на экране, вводя действующие на этой шахматной доске фигуры. Персонажей виртуозно воплощает идеально подобранный актерский состав. Благодаря разнообразию типажей создатели достигают большей аутентичности мира «Дюны». Тимоти Шаламе убедительно показывает, как юный Пол Атрейдес преображается из неопытного подростка в мессию в начале своего судьбоносного пути. Барон Владимир Харконнен в исполнении Стеллана Скарсгарда как никогда устрашающ. В «Дюне» Вильнева персонажи романа получили лучшие экранные воплощения благодаря грамотной адаптации материала и игре внушительного актерского состава. Ребекка Фергюсон блестяще отыгрывает трепетную мать на службе влиятельного ордена, Оскар Айзек – благородного главу дома и любящего отца, Джош Бролин – верного военачальника, Джейсон Момоа – преданного и самоотверженного бойца и друга, а Хавьер Бардем – чуткого лидера одного из племен вольного народа Дюны. Чани Зендаи предстоит сыграть более важную роль в продолжении фильма, но даже преимущественно как образ из видений Пола она смотрится гармонично.

Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures

Кадр из фильма «Дюна» (2021)/ Courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures

Вильнев и соавторы сценария переплетают тревожные видения Пола и реальность, объемнее передавая состояние главного героя. События и персонажи этой экранизации «Дюны» не отличаются излишней внешней экспрессией, что характерно для творчества Вильнева. Однако по внутренней динамике и энергии происходящее на экране достигает накала шекспировских страстей. Стиль Вильнева с его сдержанной, иногда холодной цветовой палитрой, вместе с внушительными декорациями, симбиозом элементов Средневековья и футуризма, а также с лишенными вычурности деталями убедительно воссоздают колонизированный Арракис – кровоточащее важнейшим ресурсом сердце феодального мира «Дюны».

Экранная версия «Дюны» от Вильнева превосходит предыдущие не только более мощным воплощением сеттинга и некоторых отдельных персонажей, но и другими аспектами. Так, в этой адаптации намного точнее передан народ фрименов. В нем наконец отчетливо видны перекликающиеся черты народов Ближнего Востока и племен североамериканских индейцев, которыми вдохновлялся Герберт. Теперь обитатели Арракиса предстают храбрыми, сильными духом и мастеровитыми воинами, которые пытаются уберечь себя и свои земли от губительного влияния чужаков.

«Дюна» Дени Вильнева наконец дает роману Герберта визуальное воплощение фантастических элементов, в котором экранизация так нуждалась. Даже для своего времени фильм Линча смотрелся заурядно с точки зрения постановки боевых сцен и фантастики, как и сериал Харрисона. Адаптация Вильнева же выглядит монументально. Под великолепный саундтрек Ханса Циммера, создавшего особое звучание Дюны, на экране разворачиваются зрелищные сцены экшена с четко поставленными боями и другим действом. В романе Герберта экшен не несет первостепенного значения, но он все же важен – это прекрасно отражено в новой экранизации. Визуальное пиршество стиля Вильнева со зрелищным действом и живописными сценами вне боевых эпизодов – настоящая кинематографическая феерия, которую идеально наблюдать на большом экране.

Однако важно быть готовым к тому, что «Дюна» – пускай масштабное, мастерски проработанное, но все же лишь вступление, которое переносит на экран только часть первой книги цикла. В этом есть свои плюсы: Вильневу и соавторам не пришлось в тот же хронометраж вмещать события огромного произведения – именно это стало одной из критических проблем адаптации Дэвида Линча. СМИ сообщают, что кинокомпания Warner Bros. может дать Дени Вильневу снять продолжение даже если его «Дюна» плохо выступит в прокате – и в это очень хочется верить.

«Дюна» Дени Вильнева – фильм-явление для жанра научной фантастики. Это вдумчивое визионерское зрелище с обволакивающей атмосферой и талантливыми работами актеров переносит на экран фантастический эпос Фрэнка Герберта осознаннее и эффектнее, нежели предыдущие адаптации. Такое серьезное и масштабное авторское, но при этом зрительское кино важно поддержать в прокате – чтобы мы точно увидели его продолжение и не потеряли шанс увидеть на больших экранах подобные эпические фантастические картины.

В тему: Книги «Дюны». Почему в саге Фрэнка Герберта стоит читать не только первый роман



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями