Эксцентричный японский режиссер Сион Соно в своем американском дебюте «Узники страны призраков» будто шьет фильм точно по размерам короля экранного безумия Николаса Кейджа. Нелогичный и странно устроенный мир эксплуатационного кино, жестокие драки с невинными жертвами, герои с туманными мотивами и много криков сразу на разных языках. C такими вводными данными всякий любитель трэш-кино готов пустить слюну после одного только синопсиса. Но в случае «Узников страны призраков» он рискует заскучать еще до конца первого акта.
Действие фильма разворачивается на странной постапокалиптической территории. По-видимому, где-то за кадром произошла ужасная ядерная война, пламя которой сплавило воедино самурайское кино и спагетти-вестерны. Азиатские жители деревни носят кимоно, говорят по-японски и орудуют катанами, европеоидные – одеты в ковбойские шляпы и плащи, вертят в руках револьверы и говорят по-английски. Все друг друга понимают, никто не смущается.
Персонаж Ника Кейджа со звучным именем Герой грабит банк. Его подводит напарник, начавший вдруг расстреливать детей. Нечего брать с собой на дело человека по имени Псих. Героя сажают в тюрьму, чтобы через много лет отправить на важную и опасную миссию. Любимая внучка местного губернатора сбежала в дикие пустоши, ее необходимо вернуть. Если Герой попытается удрать, на его шее взорвется прикрепленная намертво бомба, а если попытается надругаться над внучкой – сдетонирует его мошонка. Быстро становится ясно, что властный старикашка называет внучками своих рабынь-наложниц, и спасительная миссия предсказуемо превращается в бунт против деспота. Угнетенные будут освобождены, а старые грехи Героя – искуплены.
Давно известно, что кино с Николасом Кейджем — специфическое развлечение. На просмотр решаются только те, кто готов к нарочитым переигрываниям и нелогичным сюжетам. Растеряв кредит доверия больших студий, последние лет десять Кейдж снимается только в низкобюджетном кино, которое полностью заполняется его агрессивной харизмой. В 2018-м году разговоры об актере приобрели восторженную интонацию благодаря авангардному хоррору «Мэнди». Режиссер Панос Косматос умудрился приспособить странного актера под нужды постмодернистского кино. К работам Кейджа стали присматриваться. Иногда можно было разглядеть действительно достойное развитие усложненного образа, как в жутком космик-хорроре «Цвет иных миров», а иногда – лишь эксплуатацию культовой личности, как в ленивом слэшере «Страна чудес Вилли».
«Узников страны призраков» впервые показали на прогрессивном фестивале «Санденс», и со стороны фильм выглядел перспективным. Во-первых, партнершей Кейджа стала София Бутелла – французская актриса с интересной восточной внешностью. Она играла в блокбастерах («Мумия»), умеет лихо драться («Kingsman») и прекрасно танцевать («Экстаз»). Из-за кассовых неудач Бутелла неумолимо свалилась в низкобюджетное кино, но, как и Кейдж, не растеряла фактурности и все еще легко запоминается зрителю. Во-вторых, режиссером «Узников» выступил необычный японский автор Сион Соно. Как и Кейдж, он может выпустить по пять-шесть фильмов в год, причем в каких угодно жанрах – хоть социальные ужасы на основе городских легенд, хоть рэп-мюзикл про уличные банды, хоть черно-белую эротику, где все говорят шепотом. В любой работе Соно дойдет до края и обязательно оставит обычного зрителя в недоумении. Вроде бы союз, заключенный на небесах, но что-то в «Узниках страны призраков» не сложилось.
Всегда весело наблюдать, как десятки людей, разряженных в пестрые лохмотья и колючий металлолом, бегают туда-сюда и корчат дурацкие рожи по указке сумасбродного режиссера. Да и главная звезда «Узников» явно подпитывается нездоровой атмосферой вокруг – Кейдж фирменно пучит глаза, скалит зубы и орет во всю глотку. Но все это веселье в лучшем случае кажется натужным, когда не звучит ни единой шутки, а в погонях не узнается даже примитивная буффонада. Дело мог бы спасти изобретательный экшен, но и его в «Узниках страны призраков» нет. Злодеев расстреливают прямыми залпами, а пластичная София Бутелла машет ногами не более 20 секунд – это, конечно, главное преступление постановщика. Такое ощущение, что уже после первого «мотора» создатели забыли о том, что снимают трэш и решили сделать все с максимально серьезной миной. А серьезная мина выглядит не слишком-то уместно, когда у тебя к каждому из яичек прикреплено по маленькой бомбе.