Не раз киностудии пытались перенести на экраны популярный цикл научно-фантастических романов «Основание» классика жанра Айзека Азимова, и порядка 20 лет эти попытки заканчивались провалом. Теперь за адаптацию взялась стриминговая платформа Apple TV+. Этой осенью сервис наконец выпустил первую экранизацию «Основания» в виде сериала – но поклонников произведения одного из главных визионеров прошлого века ждет крайне неоднозначная адаптация.
События сериала «Основание» разворачиваются в Галактической империи, чей крах в течение нескольких столетий предсказывает Гарри Селдон – профессор психоистории, науки, позволяющей прогнозировать будущее. Чтобы подготовиться к глобальной катастрофе и снизить ущерб от хаоса, который она вызовет, ученый предлагает организовать спасательную миссию и передать ей накопленные человечеством знания. На плечи ее участников ляжет ответственность по возрождению человеческой цивилизации на далекой планете. Сперва Империя воспринимает это предсказание как экстремизм, но позже, вместо смертельной казни, все-таки высылает Селдона и его последователей на отдаленную планету Терминус…
В общих чертах сюжетная завязка сериала «Основание» повторяет книжную, но преданные поклонники произведения Азимова обнаружат в экранизации немало отклонений от романа. «Основание» Дэвида С. Гойера и Джоша Фридмана – не доскональная и не близкая к оригиналу адаптация: сериал позволяет себе отступать от сюжета книги и не стремится точь-в-точь воспроизводить образы действующих лиц. С одной стороны, это можно понять, ведь оригинал в силу языка автора, манеры изложения разбитых во времени событий, некоторого недостатка деталей выстраиваемого мира и персонажей – не самый простой материал для экранизации. С другой – не все отклонения от первоисточника оправданны.
Масштабную историю о застое, упадке и приближающемся крахе огромной империи с неспособным адаптироваться к вызовам времени центром в виде бюрократической планеты Трантор и попытках дать человечеству новое начало создатели сериала подают в более ярких с эмоциональной точки зрения красках, чем в произведении Азимова. Накаленный градус страстей, вспыльчивый темперамент отдельных персонажей, введенные любовные линии с прилагающейся мелодраматичностью дают сериалу эмоциональный окрас, который временами кажется лишним, а моментами даже примитивизирующим глубокое, философское содержание оригинала.
Изменения коснулись и образов персонажей книги, их внешности, происхождения и сюжетных линий. Так, Гааль Дорник в экранизации – девушка из вполне себе варварской общины, где чтение книг – преступление. В данном случае речь идет не только об изменении пола и цвета кожи персонажа, но и основательном преображении его предыстории, роли в сюжете и характера. Подобные или менее радикальные перемены затронули сразу нескольких важных героев книги. Некоторые изменения просто создают гендерное и расовое многообразие действующих лиц, которого почти не было в книге, другие без особого успеха переосмысляют персонажей и их роль в событиях. Есть, правда, и исключения. Например, в сериале Галактической империей правит династия, представляющая собой генетически созданные версии императора. Динамика между тремя клонами одного человека, каждый из которых в силу возраста, опыта и иных факторов может смотреть на те или иные вещи и события по-своему, становится интересным дополнением произведения Азимова. Но увы – это лишь одно из немногих действительно любопытных отклонений от романа.
Сериал «Основание» уделяет особое внимание зрелищности, чем не может похвастаться первая книга серии. Это касается не только обширных декораций, частично воссозданных с помощью эффектов, но и действа. Экшена тут явно больше, чем на страницах книги, лежащей в основе сериала. Переход от политической игры к чуть ли не классической космоопере с ощутимым приключенческим накалом отдаляет настроение и местами даже жанровую специфику сериала от оригинала. Впрочем, надо признать, что более точное воплощение оригинальной идеи вряд ли получило бы зеленый свет от Apple TV+ – из-за недостатка зрелищности сериал попросту не привлек бы зрителей, которые не знакомы с произведением Азимова.
Все эти и другие изменения превращают сериал в самостоятельное произведение «по мотивам» – это не попытка бережно перенести труд Айзека Азимова на малые экраны. Несмотря на замечания, как самостоятельное произведение «Основание» Гойера и Фридмана не назвать полным провалом. Создатели плетут масштабное полотно о межгалактических преобразованиях в мире на грани катастрофы. Кинематографическая постановка богатых и разнообразны декораций и костюмов, соединяющих в себе элементы Средневековья и футуризма, по большей части достаточно качественные для современного сериала спецэффекты придают этим событиям основательности. Украшают научно-фантастическое шоу и отдельные прекрасные перформансы, среди которых наиболее ярко выделяются Селдон – жаль, что здесь его не так много – в исполнении чудесного британского актера Джареда Харриса, и несколько вариаций императора в его зрелом возрасте, блестяще сыгранные не менее талантливым американским актером Ли Пейсом.
Однако для возведения подобного масштаба проекта на действительно выдающийся уровень создателям не хватает изящества в укрощении многослойного сюжета, в котором нелинейность повествования выдерживается далеко не лучшим образом. Постоянные бессвязные прыжки с одной планеты на другую, от персонажа к персонажу, из настоящего в прошлое, а затем в будущее, множество разговоров, заменяющих демонстрацию важных для мира «Основания» событий, – все это лишает сюжет стройности и гармоничности, и сериал временами выглядит как нагромождение интересных и не очень зарисовок.
На фоне «Дюны» Дени Вильнева, недавней экранизации другого культового научно-фантастического романа, сериал «Основание» Гойера и Фридмана не получился монументальным. Это амбициозный, но не всегда справляющийся с этими самыми внушительными амбициями проект, авторы которого стараются создать что-то совершенно новое по мотивам знакового произведения Айзека Азимова. Поклонникам романа не стоит искать в сериале заложенные автором романа смыслы или ждать встречи со знакомыми персонажами. Это, скорее, дорогой, иногда даже занимательный фанфик. «Основание» Apple TV+ найдет своего зрителя, но не оставит значимого следа в жанре.