Режиссер и сценарист Кристиан Карион вернулся к своему франко-бельгийскому триллеру 2017 года «Мой сын» и снял его британскую версию – «Исчезнувший» с Джеймсом МакЭвоем и Клэр Фой. Этот фильм – не очередной покадровый ремейк с мировыми звездами, а большой актерский перформанс. В отличие от всего каста, МакЭвой снимался без сценария: он получил от режиссера лишь общее представление об истории и своем персонаже. Учитывая завязку с пропажей ребенка и мастерской игрой главного актера, «Исчезнувший» мог стать фейерверком неподдельных страстей и крученых твистов. Однако фильм-эксперимент так и не прыгнул выше уровня середнячкового триллера.
Интрига триллера превращается в пшик
В «Исчезнувшем» Джеймс МакЭвой играет Эдмонда Мюррея – отца пропавшего ребенка. Герой срывается с работы и отправляется на поиски семилетнего сына, который исчез во время отдыха в детском лагере в горной местности Шотландии. Убитые горем, Эдмонд и его бывшая жена (Фой), с которой он вынужден объединиться, делают все возможное, чтобы найти ребенка. Полиции не удается продвинуться в деле, так что Эдмонд берет расследование в свои руки. Чем больше отец погружается в поиски, тем больше шокирующих фактов о пропаже сына он узнает.
Сюжет «Исчезнувшего» не назвать запутанным, а интересные заходы так и не раскрывают свой потенциал. Эдмонд провел свое простенькое расследование, чуть побродил по красивым шотландским просторам – и занялся линчеванием. Герой срывается, и тогда уже никаким буквам закона его не остановить: для достижения цели Эдмонд пускает в ход самые суровые приемы. Пара сюжетных поворотов как будто намекает на неординарную историю со смелыми твистами – но в итоге все волнующие тизеры ведут к скучному и обыденному приключению отца-мстителя, сражающегося за своего ребенка.
Те немногие детали сюжета, которые интригуют и нагнетают тревогу, во второй половине «Исчезнувшего» оборачиваются пшиком. Как впустую брошенные крючки, которые так и не вытащили большую рыбину. Заявленные тайны о работе Эдмонда и ее связи с исчезновением ребенка оказываются ненужными, они быстро забываются. Арка о большом заговоре злоумышленников зависает в воздухе из-за недосказанности.
Многие сюжетные линии легко додумать и объяснить после просмотра самостоятельно. (Далее спойлер) Бандиты не на того напали, когда похитили ребенка Эдмонда – оказалось, что он способен дать серьезный отпор негодяям. Герой действует как настоящий детектив-шпион, а затем и вовсе в одиночку ловко расправляется с преступниками. Из-за жестких методов Эдмонда, в том числе пыток, ему приходится отвечать перед законом. Тем не менее, дать ход расследованию массовых похищений детей ему удается (конец спойлера). Эти объяснения не украшают историю, а только подчеркивают, насколько она банальна. Кристиану Кариону не нужно было строить сложные теории о мировом заговоре – но и рушить сюжет пустяковыми клише «боевичкового минимума» тоже не стоило.
Импровизация Джеймса МакЭвоя удалась, эмоции на уровне
«Исчезнувший» хорошо акцентирует внимание на эмоциях героев. Фильм показывает боль родителей и передает сложности их отношений. Занимательно наблюдать, как на экране растут паранойя и гнев Эдмонда – с каждой сценой он все больше теряет самоконтроль, пока не превращается в настоящего зверя.
Джеймс МакЭвой мастерски заставляет каждую деталь истории работать на себя. Даже без полного сценария на руках МакЭвой не теряется: он интуитивно реагирует на действия других актеров и окружение, подбирает нужные для разных обстоятельств слова – и всякий раз попадает в точку. Его эмоции чисты и глубоки. Особенно впечатляет и берет за живое сцена, где Эдмонд просматривает видео со своим сыном. Напряженное противостояние героя со злодеями добавляет «Исчезнувшему» жара, которого не дает сюжет.
Крепкая атмосфера «Исчезнувшего»
Нудноватый сюжет Кристиан Карион растягивает сценами со страдающим Джеймсом МакЭвоем. Большую часть фильма главный герой находится наедине с собой, так что на площадке актеру не часто приходилось размышлять, что лучше сказать в той или иной сцене. В «Исчезнувшем» много «тихих» сцен, где МакЭвой выдает мощные актерские пируэты и раскрывает героя через эмоции. Мы по-настоящему проникаемся отчаянием и злостью Эдмонда.
Есть и другие удачные «заполнители пауз» между бродилками МакЭвоя – сцены с природой, отлично передающие душевное беспокойство героя. Шотландские пейзажи своей депрессивно-поэтичной эстетикой делают настроение картины более густым, визуально осязаемым. В противовес сценам с холодной природой есть эпизоды в помещениях – там уже теплая цветовая гамма, создающая домашний уют. Вот только от этого уюта тоже тянет холодом – из-за особенностей сюжета и эмоционального состояния одинокого Эдмонда, который делит домашний очаг только со своей безликой тенью.
И все равно в итоге – скука
Тихий фильм пытается поднять тягу сложной семейной драмы, но лишь чуть приподнимает ее. Благодаря игре Джеймса МакЭвоя «Исчезнувший» задевает зрителя за живое, однако в целом послевкусие остается неубедительное. Потенциал триллера, мелькнувший в заманчивой завязке, сводят на нет предсказуемые повороты и стремительно затухающая интрига.
Сильная сторона «Исчезнувшего» – импровизация Джеймса МакЭвоя. И все же ставка на главную звезду не оправдывает хилый сценарий. Создается впечатление, что авторы максимально упростили сюжет, чтобы им было легче манипулировать актером на площадке – направлять его с помощью других артистов, декораций и разных условий туда, куда требует история. Расчет на то, что актерская мощь вытащит груз бестолкового сценария, не оправдался. Даже глядя на блестящие перфомансы Джеймса МакЭвоя зритель обречен скучать, если кроме них у триллера больше нет никаких козырей.