В центре сюжета – личная история художника Луиса Уэйна (Камбербэтч), который изменил отношение британцев – да и не только – к кошкам. Его задорные, очаровательные «кошачьи» картины вызывали улыбки у зрителей от мала до велика и дарили им счастье. Только вот судьба самого Уэйна была не такой веселой, как котики на его иллюстрациях.
На семью Уэйн ливнем обрушились горе и слезы. От настоящего дождя их спасает черный, словно уголь, зонт, но от беды они спрятаться не могут – им предстоит похоронить любимого отца. А дальше – неизвестность. Вокруг них сгущается мрак, серость и меланхолия. Уэйны и прежде-то не могли найти в себе силы улыбаться, а тут такое страшное событие. Луис Уэйн, единственный сын и старший брат для пяти сестер, не был готов и не хотел принимать на себя ответственность главы семьи. Молодой человек изучал искусство и увлекался живописью, он всегда отличался простодушием и хаотичным умом, мог легко броситься в любую авантюру, не думая о последствиях. Но теперь Луису придется заботиться о своих сестрах и матери. Чтобы покрыть бесконечные долги, он начинает рисовать иллюстрации для журналов. Только кто будет работать с неугомонным художником, если началась эра фотографии?
Жизнь семьи Уэйн попадает как раз на закат викторианской эпохи (конец 1890-х). Обычно этот период в художественных произведениях стилизуется как что-то мрачное, угрюмое, депрессивное и полное мистики. Режиссер Уилл Шарп поначалу заставляет зрителей поверить, что «Кошачьи миры Луиса Уэйна» будут такими же. Однако это оказывается фикцией, этакой шуткой: фильм – полная противоположность «мрачным» стереотипам. В картине нет гламуризации конца 19 века – просто сложившийся депрессивный образ последних лет правления королевы Виктории наконец-то размывается. Создается впечатление, будто у Шарпа сама королева перестала носить траурные одеяния, в которых она ходила с 1861 года, со смерти своего супруга – принца Альберта.
В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» мрачность и депрессивность рассеиваются благодаря электричеству (в оригинале, между прочим, картина называется именно «The Electrical Life of Louis Wain»). Но как именно понимать это слово, что оно за собой скрывает – это зрителю надо обдумать самому. Луис Уэйн и сам не знал, о каком электричестве идет речь, а его близкие старались не задавать лишних вопросов. Они просто решили, что Луис «немного сумасшедший» и видит то, что нормальные люди не видят. Единственным человеком, который понимал Луиса, была его жена Эмили (Клэр Фой). Их союз мало кто одобрял, поэтому они стали изгоями в чопорном английском обществе. Эмили и Луис построили себе гнездышко где-то в районе Хампстед, который сейчас уже является частью Лондона, а тогда был только пригородом. Вот он – настоящий побег от серости и стереотипности викторианского общества к природе, солнцу, зеленым полям и краскам.
Уилл Шарп через контрасты показывает разницу между прошлой и настоящей жизнью Луиса Уэйна. Поначалу все было мрачно – а при встрече с Эмили жизнь стала наполняться светлыми тонами. Где-то даже можно подрисовать цветочки, а где-то – и радугу. Фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» отличается от других байопиков как раз таким симбиозом разных медиа. Живопись главенствует над движущимися картинками, кисточка всегда задает темп. Даже кинематограф как искусство здесь обращается к традициям немых фильмов. Быстрое повествование, желтизна, неровность пленки, комичность ситуаций и настоящая добрая британская абсурдность.
Кошки никогда не ассоциировались с Великобританией – при упоминании этой страны скорее думаешь о собаках: корги, английский бульдог, спаниель… Однако, когда Луис Уэйн очеловечил кошек и показал их непритворность и самобытность, британское общество стало по-другому смотреть на этих животных и открыло им свое сердце. В свое время, когда Уэйн завел домашнего питомца, и это была не собака, все списали на «безумство» художника. Уэйн всегда шел против консервативных устоев и доверял только невидимому электричеству. Правда, невидимым оно было только для других людей.
«Кошачьи миры Луиса Уэйна» – это коллаж, видеоэссе, фейерверк, вспышки напряжения, кислотный трип и бесконечное мелодичное мяуканье. Скетчи, композиции и портреты усатых-полосатых друзей оживают на глазах и приобретают какой-то даже шизофренический подтекст. Байопик больше наполнен драматическими элементами нежели оптимистическими образами. Благодаря такой ровной дихотомии между лирикой и прозой фильм получается мягким, как движение кисточкой по холсту. Только все это внешние факторы, а на внутреннюю составляющую «Кошачьим мирам Луиса Уэйна» как будто не хватило сценария. Или, может, бюджета. Зато красиво.