Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Кошмар на улице Вязов»: Сон страшнее смерти

Какой смысл таится в культовом хорроре, где сон и явь смешаны, и почему Фредди Крюгер – воплощение кино.
27 октября 2021 0
Кадр из фильма ​«Кошмар на улице Вязов» (1984)
Кадр из фильма ​«Кошмар на улице Вязов» (1984)

«Кошмар на улице Вязов» (1984) Уэса Крэйвена – это действительно кошмар, запечатленный на пленку. В мире снов Фредди Крюгер всемогущ. Он отрубает себе пальцы, проходит сквозь стены и даже превращается в кабриолет. Когда дети засыпают, они становятся его добычей. Кошмары терзают и убивают. Что же произошло на улице Вязов? Какую тайну скрывает тихий американский пригород?

– «Кошмар на улице Вязов».

– Это тот, где у парня лезвия на руках?

– Да, Фредди Крюгер.

– Фредди, точно. Хороший фильм. Очень страшный.

– Ну, первый. Остальные уже не то.

Из фильма «Крик» (1996), режиссер – тоже Уэс Крэйвен

Фильм ужасов Уэса Крэйвена о кошмарах, бессоннице, суевериях, городских легендах и грехах прошлого занимает особое место в хорроре. Превратив Фредди Крюгера в бренд, студия New Line Cinema забрала у Paramount слэшер «Пятница 13-е», а у Cannon – «Техасскую резню бензопилой». Однако именно фильм Крэйвена с отсылками к «Сиянию», «Видеодрому», «Кэрри», «Полтергейсту», «Экзорцисту» и «Психо» стал культурным феноменом. «Кошмар на улице вязов» познакомил публику с обожженной рожей и когтистой перчаткой под детскую считалочку. Картина стала образцом для будущих фильмов ужасов, а маньяк-садист превратился в икону масскульта. Неслучайно эволюцию хоррора рассматривают через злодея – от Калигари до Крюгера. «Кошмар на улице вязов» – подлинное сюрреалистическое кино, где метафора обрела тело.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Спрингвудский потрошитель не просто одержим смертью. Крюгер – мужчина мечты, изуродованный ожогами, истекающий желчью и заманивающий детей в котельную, которая напоминает адское пекло, где грешники в муках коротают вечность. Он играючи вселяет ужас изнутри, обитая по ту сторону бытия. Злодей охотится на школьников во снах, пугая скрежетом ножей, терзая молодую плоть и проливая кровь невинных. Безумный педофил мстит родителям, которые поджарили его заживо, и теперь их дети страдают от ночных кошмаров, мучаясь и умирая. Зыбкая грань между реальностью и фантазией стирается, и банальное «это всего лишь сон» не дает покоя.

«Добро пожаловать в мой мир, сучка!» – острит Фредди. Но каков этот мир? Куда ведут сны? Моралистский хоррор Уэса Крэйвена страшен именно потому, что возвращает кинокошмару его первозданность – первозданность источника ужаса – сны. Кино происходит из сновидений. В мире Крюгера нет ничего невозможного, а окружающая действительность смертельно хрупка. Крюгер сразу везде и нигде. Но как толковать эти видения? «Загадки. Какой-то фокус-покус. На самом деле мы так и не знаем, откуда они берутся», – признаются персонажи фильма, где кошмары вызваны воспоминаниями о дурном прошлом, а маньяк терроризирует детей там, где родители не могут их защитить.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

От реальной жизни сновидения не отличить. В продолжении «Кошмара на улице Вязов» жертву и вовсе засасывает киноэкран – а там, в кинотеатре, мы переживаем чужие сны. Уэс Крэйвен говорит о природе наших страхов. Мы видим изнанку бытия, проникая в неведомое, трансцендентное, отсюда и весь сюрреализм истории. Фредди Крюгер – воплощение кино. Режиссер проворачивает похожий трюк в иронично постмодернистском «Крике», играя на связи фантазии и реальности. Однако фильм о Крюгере – и это важно – изображает как под американской мечтой таится гноящийся труп. В продолжении того же «Крика», где болтливые тинейджеры разбирают фильмы ужасов, называют все это «постмодернистским дерьмом про самопознание». Дети прокляты грехами предков.

Фредди Крюгер – дьявольский фрик, испытывающий особую страсть к девочкам, о чем свидетельствует знаменитая сцена в ванной, где его ножи выныривают между раздвинутых ног сонной школьницы. Правда, в отличие от большинства героинь жанра, старшеклассницу Нэнси сравнивают с шекспировским Гамлетом. Именно она остается в живых в круговороте кровавых убийств, демонстрируя строгие нравы и не надеясь на слепую удачу. Крюгер – секс и смерть в одном лице. В мире, где секс ведет к смерти, девушка отказывается от грехопадения. Нэнси – образ истины, веры и надежды, непорочная душа, затерявшаяся среди грешников.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

«Мораль – отстой», – хмурится Джонни Депп в дебютной роли, с завистью слушая страстные стоны друзей. Раздражение паренька – его потом проглатывает кровать, пуская гейзер крови – обращено как раз к Нэнси, целомудренной final girl, которая побеждает гротескного насильника. Адски всемогущий Крюгер нападает только во сне. Он воплощает коллективное бессознательное, смертные грехи общества, где родители, учителя, врачи и полицейские потеряли былой авторитет. Пороки вылезают наружу – и вязкий рубеж между жизнью и смертью, реальностью и фантазией растворяется. Детоубийца хоть и не выступает дьяволом во плоти, но крест, висящий в спальне, оказывается преградой. Надо же во что-то верить.

Власть креста над Фредди Крюгером не абсолютна, потому что он – внутри, зло скрытое, неизвестное. Спастись – значит погрузиться в кошмар, не поддаться жестокой судьбе и бороться с ней. Без вездесущего Крюгера, порожденного насилием и страхом, целостность бытия не может быть постигнута. Убийца – возвращение глубоко подавленного и навсегда забытого прошлого, одновременно чужого и родственного. Философы не зря объявили сон даром богов. У Крэйвена же сон имеет демоническое происхождение. Разум выше материи, дух выше плоти, проницательно замечают дети пригородной Америки в будущем «Кошмаре».

Но хоррор не кончается дивным новым завтра. Познав тайны прошлого и пробудившись, выжившая выходит в свет, словно воскреснув, и замечает с удивлением: «Боже. Как светло». Но ее рай вскоре оборачивается адом: девушку увозят в никуда, в царство мертвых, принадлежащее чудовищу. Никакого спасения. Неспроста героиня произносит перед сном молитву: «Если я умру прежде, чем проснусь, молю Господа забрать мою душу». Душа неотделима от тела, а монстр провозглашает себя Господом. Маньяк в грязном свитере – то ли судьба, то ли бог, который представляет и настоящее, и прошлое, начало и конец. Фредди Крюгер – повелитель снов, то есть блуждающих душ, бесконечный и всевидящий. Он повсюду, бодрствуете вы или спите. Ад – реальность, а бог – иллюзия.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями