Хороший хоррор должен держать в напряжении и пугать. Фильмы из нашей подборки с лихвой справились с этой задачей – и даже немножко перестарались. Некоторые истории из этой подборки заставляют поёжиться – о том же прокате культового «Изгоняющего дьявола». А другие просто напоминают, что хоррор – жанр для бывалых зрителей со стальными нервами.
Мы не удержались от того, чтобы рассказать в рамках этой подборки две любопытные оффтоп-истории – о фильмах «Чужой» Ридли Скотта и «Бешеные псы» Квентина Тарантино. От них никто не падал в обморок, зато с них сбегали из-за творящейся на экране жути. Причем Тарантино умудрился напугать режиссера «Кошмара на улице Вязов» Уэса Крейвена!
В тексте есть спойлеры.
«Психо» (1960)
Та самая сцена в душе
Так, как Альфред Хичкок с «Психо», публику до 1960-го еще не пугали. Зрители на первых сеансах и предположить не могли, что ослепительная героиня Джанет Ли будет зверски убита всего лишь через полчаса после начала фильма. Ныне культовая сцена убийства в душе из «Психо» в 60-м произвела на зрителей огромное впечатление по двум причинам. Во-первых, что будет происходить дальше, раз главную героиню (как все думали) уже убили? И во-вторых, это было снято так страшно и сильно, что некоторые зрители после сцены с ножом уходили из зала в страхе, некоторым становилось плохо, вплоть до обмороков. Для самой Джанет Ли сцена в душе превратилась в личный кошмар: из-за съемок в «Психо» ее пугали ванные комнаты с душевыми. Все это, раскрученное в газетах и по сарафанному радио, только способствовало бешеной популярности фильма и толпам желающих насладиться ужасом. Хичкок мастерски подогрел зрительское любопытство еще и тем, что частично сюжет «Психо» основан на подлинной истории маньяка Эда Гина, а не только на романе Роберта Блоха.
«Изгоняющий дьявола» (1973)
Кинематографический невроз
За полвека с момента премьеры «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина разобрали на цитаты, отсылки и мемы. Однако по внушению зрителям подлинного страха у этого классического фильма ужасов до сих пор мало конкурентов. Без «Изгоняющего дьявола» не будет полным ни один список фильмов, из-за которых зрители потеряли сознание или сбежали из зала. Хоррор изначально был рассчитан на то, чтобы шокировать. Однако многие из первых зрителей считали, что Фридкин перегнул палку, а кое-где и перешел черту, особенно в сцене с распятием. Тем не менее, люди валили на новый «запретный фильм» валом, стоя в огромных очередях в дождь со снегом. В газетах того времени (например, есть в архиве The New York Times), были сообщения о случаях обмороков, сердечных приступов и даже выкидышей, произошедших во время или после просмотра «Изгоняющего дьявола». Это сделало его и без того мистическую репутацию еще мрачнее. Журналисты придумали неизгладимым впечатлениям от «Изгоняющего дьявола» название – «кинематографический невроз».
«Чужой» (1979)
А вот и грудолом
Первый оффтоп: тут будет не про обмороки, а про то, как зрители спасались бегством от малыша-Чужого.
В 1979-м «Чужой» Ридли Скотта стал сенсацией в мире научной фантастики. Особенно впечатлила зрителей та самая сцена с грудоломом. Грудолом – зародыш Чужого, паразит, который внедряется в тело хозяина, а затем его покидает. Прозвище он получил как раз за свой способ «появления», который впервые показали на примере героя Джона Хёрта. Эффект от вырвавшегося из груди Хёрта монстра превзошел все ожидания: как вспоминал монтажер Терри Роулингс в документалке The Beast Within: The Making of Alien, после нее многие зрители на первом показе в Далласе в ужасе ринулись на выход – подальше от экрана, спасаться от Чужого. Коллеги Хёрта по съемкам наверняка разделяли их чувства. Ридли Скотт перед съемками сцены с грудоломом подробно рассказал, как все будет, только Джону Хёрту. Реакция Сигурни Уивер и других актеров на творящуюся с Хёртом кровавую дичь – самая настоящая. Скотт специально «забыл» посвятить их в детали, чтобы потрясение и ужас были как можно «натуральнее».
В тему: 10 фильмов ужасов, которые заслуживали «Оскара»
«Бешеные псы» (1992)
Режиссер «Кошмара на улице Вязов» вышел из зала
Второй и последний оффтоп в нашей подборке – о том, как Тарантино напугал гения слэшеров Уэса Крейвена.
Квентин Тарантино сделал себе имя на неуемном экранном насилии – больше гротескном и преувеличенном, чем страшном. Однако «Бешеные псы» – дебютный триллер Тарантино, который в свое время потряс даже режиссера Уэса Крейвена. Создатель «Кошмара на улице Вязов» и «Крика» не высидел премьерный показ на фестивале в Сиджесе, сломавшись на сцене с отрезанием уха. Для начинающего независимого режиссера Тарантино реакция Крейвена была вишенкой на торте, потому что дебют удался и фильм приняли очень тепло – он с ходу стал хитом. Сцена, где мистер Блондин (Майкл Мэдсен) орудует бритвой, снята не так уж графично, и вошла в историю во многом благодаря реакции «гуру ужасов» Крейвена – он признался, что от такого даже ему стало не по себе.
«Пила 3» (2006)
Не для впечатлительных
«От него люди теряли сознание» – идеальный слоган для хоррора, особенно если это подкрепляется сообщениями в СМИ. Из всех «Пил» до обморока первых зрителей довела именно «Пила 3»: BBC сообщали о пяти случаях обмороков на сеансах в Великобритании, отмечая при этом, что фильм лидирует по кассовым сборам. Представитель скорой помощи, комментируя «повальные обмороки» от «Пилы 3», заявил: «Если вы знаете, что вы чувствительны – не ходите [на этот фильм]».
«127 часов» (2010)
Медленный триллер с отрезанием руки
«127 часов» Дэнни Бойла – о том, как захватывающее экстремальное приключение закончилось настоящим кошмаром для альпиниста и скалолаза Арона Ралстона, которого сыграл Джеймс Франко. В 2003 году Ралстон, опытный экстремал, отправился на обычную для себя прогулку по каньону. Там, в безлюдном месте вдали от цивилизации, Ралстон попал в ловушку: его руку намертво зажало сорвавшимся валуном. Ралстон провел в расщелине почти шесть дней, зная, что рассчитывать может лишь на себя, поскольку никому не сообщил, куда направляется.
Фильм Бойла снят по мотивам автобиографии Ралстона «Между молотом и наковальней» в слишком медитативной для триллера манере. Тут есть многочасовые безуспешные попытки освободиться, жуткие страдания главного героя, медленно умирающего на дне каньона от жажды, и кульминация – сцена отпиливания собственной руки тупым ножом. Все как было в жизни. После такого испытания Арон Ралстон выжил и выздоровел чудом – и жизнерадостно посетил премьеру фильма о самом себе. Однако у зрителей не получилось «пережить» эту историю легко. На первых показах из-за повышающейся концентрации безысходности на экране некоторым пришлось вызвать врачей из-за панических атак и обмороков (в Сети даже есть хронология обмороков), другие зрители просто вставали и уходили – одни думали, что главный герой умрет, а те, кто знал о Ралстоне, просто не горели желанием видеть правдоподобные мучения ради хэппи-энда. Кое-кто из критиков даже назвал экранизацию истории Арона Ралстона и конкретно момент с отрезанием руки самой шокирующей сценой в кино со времен «Изгоняющего дьявола».
«Замерзшие» (2010)
Голодные волки
Хоррор «Замерзшие» в определенных моментах напоминает «127 часов», но эта история – вроде как – полностью вымышленная. Трое лыжников застряли на фуникулере на большой высоте, к ним приближается снежная буря, а под кабинкой ребят уже караулят волки. Сломанные ноги, обморожения, прилипшие к холодному металлу руки, бегство от хищников – тут есть все, что заставит как минимум вздрогнуть от страха за просмотром, как максимум – дать деру с сеанса. На премьере «Замерзших» на фестивале «Сандэнс» после первой же сцены нападения волков на травмированного парня у выходов из зала собрались очереди, несколько человек упали в обморок. То же самое случилось на премьере в Солт-Лейк-Сити и еще в нескольких городах. Режиссер, комментируя эти случаи, предположил, что зрители просто не до конца понимали, что они идут на хоррор.
К слову, в оригинале фильм называется «Frozen» – но у него совсем ничего общего с диснеевским «Холодным сердцем» (тоже «Frozen», 2013).
Еще интересно: 5 фильмов, в провале которых обвиняли актеров
«Сырое» (2016)
Каннибальский хоррор
Фильм ужасов «Сырое» Жюлии Дюкурно получил громкую славу каннибальского хоррора с первых показов. Фильм попал в новости не только из-за восторга критиков (на Rotten Tomatoes у него на момент публикации рейтинг 92%), но и потому, что на премьере несколько зрителей буквально свалились от него в обморок. Фильм рассказывает о студентке по имени Жюстин, у которой однажды пробуждается неконтролируемая тяга к сырому мясу. Начинается все с мяса животного, однако вскоре Жюстин переключается на людей. «Сырое» стал безусловным хитом среди любителей хорроров – и вместе с тем побил все рекорды по кровавости. Впечатлительным зрителям и тем, кто плохо переносит вид крови, к «Сырому» лучше не притрагиваться.