От ненависти до любви к ABBA и поп-музыке
«Поптимизм» и ностальгия в 21 веке
ABBA не всегда так любили и уважали, как сейчас. Когда в 1974 году группа выиграла «Евровидение» с песней «Waterloo», многие прочили им судьбу звезд одного хита – да, этот конкурс и в те времена не считался престижным. Злые языки поначалу были правы: «Waterloo» прогремела громко и даже вошла в топ-10 американского чарта. А вот последовавшие за ней синглы не достигли такого успеха, хотя и совсем провальными не были. ABBA спасли хиты «S.O.S.» и «Mamma Mia!», выпущенные в 1975-м. Дальше уже были «Dancing Queen», «Money, Money, Money», «Take a Chance on Me» и «The Winner Takes It All».
«Прогрессивные» шведские меломаны 70-80-х считали ABBA своими врагами. Участники группы не обращали на это внимание – не до этого было, люди всего мира отплясывали под их хиты. Но «серьезные» музыкальные фанаты все равно стеснялись признаться в любви к поп-звездам. Во многих изданиях о культуре поп-релизы либо истово критиковали, либо совсем игнорировали – за исключением маститых легенд, вроде Мадонны или Майкла Джексона.
Сейчас слушатели и критики стали гораздо теплее относиться к поп-артистам. В 2010-х среди меломанов и в музыкальной прессе прижилось понятие «поптимизм», у которого есть два основных значения. Первое – что поп-музыка достойна такого же серьезного разбора, как и рок. Второе – что позитивные поп-песни спасут мир. Это также антипод «рокизма» – представления, что рок – якобы более «высокий» жанр, чем поп.
Правда в том, что практически все люди – как бы они себя ни позиционировали – любят качественную мелодичную музыку с простыми человеческими эмоциями. А еще с годами негатив всегда смягчается и даже сменяется на позитив – роль ностальгии не стоит недооценивать. Если в начале 1980-х слушать ABBA было совсем «не круто», по словам самих же участников группы, то в 1990-х стигма исчезла. А сборник лучших хитов ABBA «Gold» (1992) даже стал одним из самых успешных альбомов в истории британского хит-парада.
Мировая англоцентричная поп-культура и маленькая Швеция
В чем «шведская магия» музыки ABBA
Большинство всемирно известных музыкантов происходят из англоязычных стран. Не сказать, что эта ситуация кардинально изменилась в 2021 году, хотя некоторые перемены есть – взять хотя бы феномен k-pop. Но популярность ABBA – невероятное явление даже по современным меркам, не говоря о гораздо более строгих 1970-х годах. Тогда, в эпоху без Интернета, чтобы «пробить» британско-американских конкурентов за слушателей и места в хит-парадах, шведским музыкантам нужно было быть не просто талантливыми, а одними на миллион. И еще прилично знать английский язык – на нелепых текстах срезалось немало групп из неанглоязычных стран, например, нидерландцы Shocking Blue, авторы хита «Venus».
К ABBA не пришел бы мировой успех, если бы они пели на родном языке. Но среда всегда влияет на человека. Швеция – страна, которая у миллионов людей ассоциируется с уютом, стабильностью и спокойным бытом. И не просто так: она уже много лет подряд входит в топ-10 государств с самым высоким уровнем жизни. Это отражается на культуре. В поп-песнях слушатели часто ищут спасительное убежище, мечты о лучшей жизни, своеобразную успокоительную таблетку, утешение. Мало кто из поп-звезд первой величины звучал так же «по-домашнему», как ABBA – это относится даже к их самым драматичным песням. Но добрая музыка редко бывает яркой и почти никогда не бывает такой заразительно мелодичной, как хиты ABBA. У них получилось совместить две и без того редко встречающиеся черты.
Похожая атмосфера присутствует и в творчестве других шведских поп-артистов – например, Roxette, еще одних ярких представителей волны «поптимизма». В 1990-х мир снова сошел с ума по шведской поп-группе – на этот раз Ace of Base.
Сейчас Швеция – чуть ли не самая влиятельная неанглоязычная страна в мире поп-музыки. Автор большинства поп-хитов последних 25 лет – швед Макс Мартин. Именно ему принадлежат самые известные песни Бритни Спирс, Backstreet Boys, Кэти Перри и The Weeknd. Также из Швеции происходят многие звезды электронной музыки – например, Авичи или супергруппа с говорящим названием Swedish House Mafia.
Долгожданное и неожиданное возвращение ABBA
И почему группа отправится в «виртуальные» гастроли
Первые сообщения о возвращении ABBA появились в 2016-м – тогда группа выступила на небольшом частном мероприятии в шведском ресторане. В 2018-м Бьорн Ульвеус анонсировал новые песни ABBA – изначально об альбоме речи не шло, только о нескольких треках. Дата их выхода постоянно переносилась, и в 2020-м многие фанаты уже перестали чего-либо ждать от группы. Поэтому, когда в сентябре 2021-го ABBA официально вернулись с песнями «I Still Have Faith In You» и «Don’t Shut Me Down», это стало приятным сюрпризом для всех – даже для тех, кто знал о готовящемся новом материале.
По словам участников ABBA, им много раз предлагали огромные деньги за воссоединение – однако они отказывались от таких предложений. От них ждали гастролей, тогда как живые выступления никогда не были их сильной стороной группы. Несмотря на безумную популярность, за годы своей активной деятельности ABBA не дали и ста концертов, а Агнета Фельтског даже страдала от боязни сцены. Когда менеджер Spice Girls Саймон Фуллер рассказал музыкантам о возможности виртуальных гастролей, проблема была решена. С помощью современных технологий на свет появились голографические копии всех четырех участников ABBA. «Выступать» они будут в сопровождении полноценной живой группы, в которую входят певица Little Boots и клавишник Klaxons Джеймс Райтон. Необычный голограммный тур ABBA должен стартовать в 2022 году.
Пару лет назад, в 2019-м, планету захватил голограммный тренд. Прошли «концерты» виртуальных Ронни Джеймса Дио и Фрэнка Заппы, был анонсирован голограммный тур Уитни Хьюстон, были даже разговоры о голограммных «гастролях» Эми Уайнхаус. Этот тренд был воспринят негативно – в основном потому, что голограммы заменяли ушедших из жизни артистов, и это напоминало примитивную эксплуатацию. Однако тур ABBA – совсем другая история, он возник с подачи самих музыкантов. Они хотят остаться в памяти людей молодыми, веселыми и энергичными, и в этом их можно понять. «Аватарные» гастроли ABBA – новый тип концертов, на которые многие наверняка пойдут не только ради любимых хитов, но и чисто из любопытства.
Грустная и злая современная поп-музыка
Вызывающе несовременный альбом «Voyage» пришелся очень кстати
@abba Thank you for an amazing launch week! #ABBA
♬ I Still Have Faith In You - ABBA
Возвращение ABBA с альбомом «Voyage» – удивительное и уникальное сочетание ностальгии и актуальности. Группа выпустила новую музыку, сохранив свое лицо – при создании новой музыки они не цеплялись за тренды, а пытались уловить «сущность» музыки ABBA. В этом и весь фокус «Voyage»: группа записывала его не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а потому что появилась потребность в их музыке. Все сложилось так, что, несмотря на задержку в три года, ABBA вернулись очень вовремя. Как уже было отмечено выше, поп-музыка помогает слушателям отвлечься, отдохнуть от рутинных дел и нервирующих новостей. В эпоху пандемии потребность в подобном «музыкальном убежище» достигла максимума. Такого количества депрессии и тревожности, как сейчас, в мире не наблюдалось очень давно.
Современные поп-песни стали грустнее и злее – это заметили и наблюдательные слушатели, и ученые-исследователи. Даже позитивные современные треки не похожи на ABBA. Как бы ни были хороши танцевальные хиты Дуа Липы, провокационные работы Lil Nas X, расслабляющие баллады Doja Cat и душевные истории Эда Ширана – это все равно не то. В них нет уникального сочетания выдающегося поп-мелодизма и атмосферы убаюкивающего уюта, присущего ABBA.
Во время пандемии все почувствовали себя испуганными детьми, которым хочется, чтобы их утешили и пообещали, что все будет хорошо. И новые песни ABBA стали такими «музыкальными объятиями».
Успех новых синглов ABBA и популярность группы в «молодом» TikTok
Подтверждение запроса на добрые поп-песни
@abba Which music video is your favourite? #ABBA #dancingwithABBA
♬ Money, Money, Money - ABBA
Обозначенную всеобщую потребность в добрых поп-песнях можно подтвердить официально. В современном мире у артистов-ветеранов мало шансов привлечь внимание слушателей, но ABBA это удалось. Причем им не понадобилось никаких хитростей и громких промо-кампаний. Сингл «Don’t Shut Me Down» возглавил шведский чарт, вошел в топ-10 британского хит-парада и в топ-5 чарта Германии. У него 30 млн прослушиваний на Spotify – неплохо для двухмесячного трека от звезд 1970-х годов. Об iTunes и говорить нечего: альбом «Voyage» возглавил чарты более 60 (!) стран, в том числе США и России. iTunes, конечно, не так показателен, как стриминги, но многие взрослые слушатели предпочитают именно его.
@catsaresuperkool
♬ Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight) - ABBA
Причем ABBA активно интересуются и молодые слушатели, особенно увлеченные меломаны. 29 августа 2021-го ABBA завели страницу в TikTok, на которую к настоящему моменту уже подписано 2 млн человек. Хотя в TikTok уже давно сидят не только подростки, успех все равно потрясающий. Для сравнения: на Пола Маккартни на момент публикации подписано 349 тысяч человек, на Led Zeppelin – 158 тысяч, на Мадонну – 877 тысяч. Да-да.
@mrnicknovak @ABBA still got me feeling some type of way.
♬ Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight) - ABBA
На волне громкого возвращения их хит «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» (1979) породил вирусный TikTok-флэшмоб. Его использовали в 280 тысячах видео, в которых под хит 42-летней давности отплясывали люди, рожденные спустя 20-25 лет после его выхода. Общее число просмотров видео на тему ABBA превысило 2 млрд.
«Voyage» – прощание или не совсем?
Чего ждать от ABBA дальше
Вряд ли ABBA выпустят еще один альбом. Но мы все равно можем услышать от них кое-что новое. Сочинительскую и продюсерскую работу никто не отменял: в 1984 году, через два года после распада группы, вышел мюзикл «Шахматы», авторами которого выступили двое участников ABBA – Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. Мюзикл стал очень популярным, а песня «One Night In Bangkok» даже покорила хит-парады всего мира. Сейчас мюзикл «Шахматы» идет на сцене Московского дворца молодежи – и, судя по отзывам, зрителям он очень нравится.
В недавнем интервью BBC Ульвеус и Андерссон выразили желание написать трек для Дуа Липы. По слухам, певица может представить Великобританию на «Евровидении»-2022 и, если это случится, участники ABBA могут выступить авторами ее конкурсной песни. Но даже если это останется лишь мечтой, сам факт говорит о многом. Участникам ABBA по-прежнему интересно создавать новую музыку, пусть и для других людей. А искренний энтузиазм – редкое качество, особенно в сочетании с выдающимся талантом. У ABBA это есть. Так что, возможно, мы кое-что еще от них услышим.