Москва. Конец 90-х. Рыжеволосая девушка из Финляндии в исполнении Сейди Хаарлы отправляется в путешествие в русскую глубинку, чтобы увидеть древние наскальные рисунки. Говорят, чтобы понять настоящее, важно познать прошлое. Именно эта мысль становится ключевой в судьбе иностранки, пока не появляется Юра Борисов в роли ее попутчика. Ближайшие несколько дней они будут делить купе. И пока девушка прощается со столичной суетой и женщиной, которая ее бросила, наглый сосед напивается и разглагольствует о величии родины и что мы фашистов...
Хватит это терпеть, подумала студентка-этнограф, попросила другое место, но в ответ получила от ворот поворот, мол, выбора нет ни у проводницы, ни у пассажира. Не мы такие – страна такая. Ну не вписывается финка в суровое русское общество. И вот она выбегает из поезда, собрав манатки, но осознав, что в городе-герое ее никто не ждет, девушка возвращается к спящему попутчику, и оба едут дальше, в «жопу мира». Рано или поздно приунывшей путешественнице начинает нравиться грубый нрав «крутого» простака, который смачно матерится на великом и могучем, а потом с этим случайным встречным уже трудно проститься. Мы же другие, душевные, родные.
Пара рисует друг друга, обменивается историями, рассекает сугробы на «Жигулях» под Круга и вспоминает «Титаник», когда история решительно обретает романтический характер. Она влюбляется, он ревнует, но без трагедии. К концу путешествия девушка понимает, что важно – не прошлое, а настоящее.
Дорожная драма, где чувствуются Алексей Балабанов и Аки Каурисмяки, получилась нежной, мелодичной, но наивной и ожидаемой. Впрочем, прелесть картины не столько в том, как сошлись одинокие чужаки, а в мальчишеском обаянии Юры Борисова, который в образе резкого шахтера-алкаша точно отыгрывает каждую сцену. Без бритого наголо Борисова этот роуд-муви по-настоящему не начинается и не может закончиться. Только наш мужик, у которого всегда все схвачено, в силах понять и влюбить в себя женщину, влюбленную в другую женщину.
Россия у Куосманена вечно молодая и вечно пьяная. Россия – страна для грустных. Собачий холод, серость, вьюга, обшарпанные дома, бандитские рожи, туалет без воды, вагон-ресторан без закуси – зато обязательно найдутся пьяные мужики, которые, если заглянешь к ним в гараж, с порога сунут тебе пузырь самогона. Благо, что без медведя и балалайки. И все равно кино о национальных особенностях, где страна приравнена к дурдому, оказывается тем редким случаем, когда на водку и хамство, которые в кино страшно надоели, не слишком обращаешь внимание. Банальностью и сказочностью грешит и эта история.
Драма о трудностях перевода, породнившихся иностранцах и конфликте города и деревни нежная, комичная, неловкая, без показухи и пошлости, с тоской, но без ностальгии. Может, именно поэтому это приключение с матершиной вселяет надежду. Петроглифы девушка в конце концов то ли не находит, то ли просто нам не показывают, потому что они на самом деле не имеют смысла. Самый счастливый день – это когда за окном метель, а на душе, несмотря на мороз, тепло, и жизнь настолько прекрасна, что задумываешься о новом «вояж, вояж», подальше от интеллигентских посиделок в прокуренных квартирах, которые попали на пленку украденной камеры. И бог с ней, с этой камерой. Будем!