25 ноября на Disney+ состоялась премьера трехсерийной документалки Питера Джексона «The Beatles: Get Back» о съемках фильма-концерта и записи живого альбома, впоследствии получившего название «Let It Be. Трейлеры обещали более яркий и сбалансированный взгляд на печально известные события полувековой давности. Но не стало ли это очередной попыткой переписать события задним числом? Рассказываем, как выглядит на экране новая версия истории.
Фильм «Let It Be» (1970), собранный режиссером Майклом Линдсеем-Хоггом из многих часов съемок The Beatles в январе 1969 года, считается наименее любимой из пяти картин с участием «ливерпульской четверки». Ее тон оправдывает самые мрачные ожидания: Пол Маккартни и Джордж Харрисон ссорятся из-за гитарных партий, Джона Леннона интересует в основном Йоко Оно, да и Ринго Старр не выглядит воодушевленным идеей «вернуться к корням» и снять на камеры процесс репетиций и последующее концертное выступление.
Создатель «Властелина колец» Питер Джексон решил подойти к этой истории с другой стороны. Если фильм Линдсея-Хогга смотрится скорее как скучноватая фиксация репетиций, то первые 10 минут картины Джексона – это краткая и энергичная история The Beatles с первых дней до съемок клипа на песню «Hey Jude». Именно они привели ливерпульскую четверку в киностудию «Твикенхэм», где и начинается съемка будущего фильма-концерта.
Атмосфера «The Beatles: Get Back» отличается от того, что мы видели в «Let It Be»: группа шутит на темы британской погоды и растительности на лице Пола, обсуждают концепцию будущего шоу и неважную акустику помещения. А еще битлы вспоминают Брайана Эпстайна, ранние годы и времена Махариши, говорят о песнях с издателем Диком Джеймсом, комментируют журнал для фанатов «The Beatles Monthly»... Ринго, танцующий чечетку или играющий на рояле? Джон на барабанах? Пол с его необычной гитарной манерой игры на басу? Как говорится, все это и многое другое.
Не забыты и песни: Маккартни показывает остальным наброски песни «Get Back», текст которой меняется прямо по ходу дела, а Леннон – будущую «Don’t Let Me Down», аранжировка которой звучит необычно для привыкших к классическому ее варианту. А еще здесь звучат будущие сольные хиты Джона, Пола и Джорджа, песни Боба Дилана и Чака Берри, знаменитый «House of The Rising Sun»… Благодаря Питеру Джексону то, о чем многие только слышали или читали, переходит из области мифов в разряд фактов.
Хватает в картине и других сюрпризов: в кадре мелькает не только привычная Йоко Оно, но и Линда Маккартни, фотографирующая будущего супруга за роялем, и небезызвестная Патти Бойд, и даже первая жена Ринго – Морин Старки. Кстати, в одном из эпизодов Йоко и Линда оживленно беседуют, пока их мужья заняты делом – интересно, о чем именно они тогда говорили? Знакомый нам по «Let It Be» вальс Джона и Йоко под харрисоновскую «I Me Mine» обретает новые краски – не в последнюю очередь благодаря более насыщенным и теплым цветам.
Однако все это не становятся попыткой затушевать «темную сторону» тех январских дней. Знаменитая сцена ссоры Харрисона и Маккартни – «Хорошо, буду играть то, что ты скажешь. Сделаю все, чтобы тебя порадовать», – никуда не исчезла, хотя ее можно объяснить и банальной усталостью от долгих репетиций, тем более что сам конфликт сравнительно быстро сходит на нет. И все же заметно, что Пол больше других горит идеей проекта. Пока другие занимаются кто чем, Маккартни сидит за роялем и играет будущие нетленки, и он же единственный, кто серьезно обсуждает место грядущего концерта. Диссонансом становится и финал первой серии, когда Харрисон внезапно заявляет об уходе из группы, а оживленные разговоры сменяются грустными кадрами битлов под аккомпанемент «Isn’t It A Pity». Это вдребезги разбивает любые мысли о лакировке действительности.
На второй серии начинаешь понимать, чем великая группа отличается от просто группы. Выясняется, что уход Джорджа тормозит все и сразу, поскольку The Beatles уже не The Beatles без каждого из четверых. К счастью, они еще могут найти общий язык и отказаться от холодного павильона в пользу куда более уютного и светлого помещения в офисе битловской компании Apple на Сэвил-роу. Контраст оказывается и визуальным, да и работа на новом месте идет ярче – не в последнюю очередь благодаря заглянувшему на огонек клавишнику Билли Престону, каждое появление которого на экране смотрится как маленький праздник. Битлы тоже не устают дурачиться: только оцените чтение Полом критической статьи о группе под аккомпанемент остальных или легендарную «Let It Be», текст которой так же далек от всем известной версии.
Еще одна мысль, которая то и дело приходит в голову при просмотре «The Beatles: Get Back» – то, в каком цейтноте на самом деле проходили съемки и запись и сколько всего, несмотря на это, удалось сделать. Яркие мгновения музыкального взаимопонимания, улыбок и серьезной работы чередуются со скучноватыми обсуждениями и явными простоями. Присутствующий в студии Apple Джордж Мартин откровенно скучает, и порой кажется, что хрестоматийные «Когда б вы знали, из какого сора…» написаны под впечатлением от этих сессий.
Также «The Beatles: Get Back» – это история того, как мало-помалу трансформировалась идея проекта. Где должны были первоначально сыграть битлы и почему они потратили столько времени на съемки в студии «Твикенхэм»? Почему они остановились на том, чтобы сыграть на крыше офиса, а не где-то еще? И не с битлов ли пошла популярная ныне идея «живого» концерта в студии? Фильм Питера Джексона отвечает и на эти вопросы, и это оказывается не менее любопытно, нежели песни.
Последняя – третья – по счету серия «The Beatles: Get Back» – пожалуй, самая музыкальная часть фильма. Ринго и Джордж вместе работают над будущей «Octopus’s Garden», дочка Линды Хизер играет вместе с Ринго на барабанах, а сами битлы в охотку исполняют старые рок-н-роллы (оцените танец Пола и Джона!). Казавшийся недоразумением на пластинке номер «Dig It» оказывается тем, чем и должен быть – продолжительным и впечатляющим джемом. Пол не в добрый час поминает вокальную группу Рэя Чарльза, обсуждая аранжировку «The Long and Winding Road». Это редкая возможность услышать, как Леннон поет «Let It Be», а Маккартни – «Strawberry Fields Forever».
Но все же главным в финальной части «The Beatles: Get Back» становится легендарный концерт на крыше, который был и ярчайшим моментом картины Майкла Линдсея-Хогга. Мы видим его целиком и полностью – от установки инструментов и аппаратуры до спуска с крыши в сопровождении полицейских. The Beatles дают полноценный рок-н-ролльный концерт, словно перенеся на крышу лучшие моменты своих репетиций, а полицейские не торопятся реагировать, спокойно объясняясь с персоналом и наблюдая за выступлением уже на крыше. Не менее любопытна и реакция прохожих: молодые узнают звучание битлов почти сразу, да и представители старшего поколения относятся к нарушению спокойствия вполне лояльно и с добрым юмором – хотя одна из интервьюируемых словно сбежала из будущего скетча «Монти Пайтон».
«Let It Be» Линдсея-Хогга обрывается стоп-кадром с крыши – а «Get Back» Джексона продолжается сценами, в которых битлы слушают запись только что прозвучавшего выступления. Реакция на запись со стороны Ринго и Морин, Пола и Линды завораживает, как и финальные кадры на титрах, возвращающие нас в киностудию «Твикенхэм». Остается только догадываться – если все было так радостно и светло, как описывает Питер Джексон, почему же и фильм, и альбом в итоге оказались на полке?
Похоже, в истории проекта «Get Back / Let It Be» было всякое – и хорошее, и не очень. Не будем забывать, что спустя всего месяц после него группа вернулась в студию, чтобы начать работу над своей лебединой песней – альбомом «Abbey Road». Но верно и то, что внутреннее напряжение копилось уже несколько лет. Об этом свидетельствует пример Джорджа, обсуждающего с Джоном свой будущий альбом-бестселлер «All Things Must Pass», а также его внезапный уход – гитарист The Beatles вырос из группы, да и эпоха ее подошла к концу.
«Разве они не отдали вам за десять лет все, что имели?» – спросил в последнем интервью Джон Леннон, когда речь в очередной раз зашла о The Beatles. Проект Питера Джексона стал очередным ответом на этот вопрос: возвращению к корням так или иначе суждено было оказаться и концом истории. И все же возможность в очередной раз увидеть на экране четверку, ставшую символом любви и оптимизма, по-прежнему бесценна, особенно в нынешние невеселые времена.
Читайте также: 11 альбомов, погубивших своих создателей