​10 фильмов, которые рвут шаблоны

Джулия Робертс играет в рок-группе, Энди Макдауэлл охотится на людей, Лиам Нисон улыбается и другие неожиданные повороты событий.

«Четыре свадьбы и одни похороны» (1994)

Ромком, герои которого так и не поженились

Хью Грант и Энди Макдауэлл в фильме «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994)

Фильм Майка Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны» давно стал классикой жанра романтических комедий. Еще это образец того, как можно рассказать несколько историй в рамках одного фильма – хотя «Реальная любовь» (2004) в этом смело может составить ему конкуренцию. Очарование истории двух одиноких людей, которые то и дело попадают на чужие свадьбы, не исчезло и спустя почти 30 лет – доказательство тому, в частности, короткометражное продолжение «One Red Nose Day and a Wedding» (2019), в котором герои Энди Макдауэлл и Хью Гранта присутствуют на свадьбе собственной дочери. При этом никого не смущает, что Керри и Чарльз за все эти годы так и не сочетались законным браком. Благо внебрачные дети уже давно не позор, а тортов, танцев и суматохи в жизни героев и так хватило.


«Я иду искать» (2019)

Звезда ромкомов на охоте

Кадр из фильма «Я иду искать» (2019), Энди Макдауэлл – третья слева

Энди Макдауэлл блистала также и в ромкоме «Вид на жительство» (1990), и в «Дне сурка» (1993), который тоже в какой-то степени ромком. Тем удивительнее было увидеть ее в комедийном хорроре «Я иду искать» о страшных прятках, в центре которых оказывается ничего не подозревающая юная невеста в исполнении Самары Уивинг. Звезда «Пушек Акимбо» подтверждает свой немалый потенциал и здесь – но энергичная мать семейства в исполнении Макдауэлл, бегающая по особняку с боевым луком, мало чем ей уступает. Ее действия, равно как и бесславная гибель ближе к финалу, вдребезги разбивают все стереотипы, связанные с ромком-амплуа.


«Ограбление по-итальянски» (1969)

Первый клиффхэнгер?

Тони Бекли и Майкл Кейн в фильме «Ограбление по-итальянски» (1969)

Комедия 1969 года «Ограбление по-итальянски» в свое время была неоднозначно встречена критикой. Однако со временем она стала классической – не в последнюю очередь благодаря игре Майкла Кейна и появлению на экране таких редких в кино гостей, как знаменитый драматург Ноэл Кауард и великолепный Бенни Хилл. Еще более примечательным оказался финал «Ограбления по-итальянски», в котором фургон грабителей зависает над пропастью, и герой Кейна говорит, что у него возникла отличная идея. На этом история заканчивается – мы так и не узнаем, в чем заключалась идея и удалось ли налетчикам уйти от погони. Не от этой ли сцены пошла традиция обрывать повествование на самом интересном месте ради продолжения? Вот только в «Ограблении по-итальянски» его так и не случилось.


«Удовлетворение» (1988)

Джулия Робертс в рок-группе, Лиам Нисон много улыбается

Фильм 1988 года «Удовлетворение» о девчачьей рок-группе, которая исполняет кавер-версии хитов прошлого, прошел бы совсем незамеченным – если бы не актер и актриса, сыгравшие здесь не самые последние роли. Именно в «Удовлетворении» можно увидеть Лиама Нисона задолго до его знаковых работ и в куда более симпатичном амплуа, нежели маска всеобщего наставника или крутого мужика, который решил вспомнить боевые навыки. Ни в одном другом фильме Нисон столько не улыбается – и нигде больше он так странно не походит на Тома Харди.

Еще одной неожиданностью для киноманов в «Удовлетворении» стала роль Джулии Робертс. «Красотка» (1990) и выход на первый план тогда у нее были еще впереди – и ее героиня Дэрил щипала в группе струны бас-гитары и оставалась в тени куда более ярких Дженни Ли (Жюстин Бейтман) и гитаристки Билли (Бритта Филлипс). Сейчас критики считают Джулию Робертс едва ли не самым светлым пятном «Удовлетворения», а зря – снят фильм неплохо: он позволяет лишний раз вспомнить, за что же мы любим кино 1980-х.


«Человек тьмы» (1990)

Кинокомикс без комикса

«Человек тьмы» – еще одна эффектная работа Лиама Нисона. Считается, что прежде, чем снять «Человека тьмы» режиссер Сэм Рэйми хотел перенести на экран киноисторию Тени или Бэтмена, но не смог получить на них права – и тогда придумал собственный сюжет, вдохновленный хоррор-картинами 1930-х годов. Герой Нисона, доктор Пейтон Уэстлейк, работает над созданием искусственной кожи и оказывается жертвой мафиозных разборок. Оставшись обезображенным, он решает воспользоваться своим изобретением и отомстить напавшей на него банде. Впоследствии фильм «Человек тьмы» стал основой для комиксов – именно так, а не наоборот – и получил два сиквела. Продолжения, увы, получились так себе, к тому же Нисона в них заменил будущая звезда «Мумии» (1999, 2001) Арнольд Вослу.

В «Человеке тьмы» много звездных камео – от небезызвестного Брюса Кэмпбелла в финале до режиссера Джона Лэндиса и тех самых братьев Коэнов. А еще этот фильм – редкий случай увидеть Фрэнсис Макдорманд вне амплуа потрепанных жизнью женщин.


«Матч Пойнт» (2005)

Преступление без наказания

Джонатан Рис-Майерс и Скарлетт Йоханссон в фильме «Матч Пойнт» (2005)

Можно сказать, что Скарлетт Йоханссон начала карьеру там, где некоторые актеры заканчивают. Прежде чем примерить костюмчик Черной Вдовы, она блистала в культовых ныне лентах «Трудности перевода» (2003), «Призрачный мир» (2001) и «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). Не обошел ее своим вниманием и один из самых плодовитых режиссеров нашего времени: в картине Вуди Аллена «Матч Пойнт» Йоханссон сыграла роковую красотку Нолу, к которой против воли влечет главного героя в исполнении Джонатана Рис-Майерса. В «Матч Пойнте» нет ни привычных для автора долгих размышлений о жизни, ни комедийных моментов, ни музыки в джазовом стиле… Это скорее психологический триллер, но по-прежнему в духе Аллена. Главный герой проходит путь от безработного инструктора по теннису до обеспеченного мужа, не останавливаясь в том числе перед убийством любимой женщины, – но остается безнаказанным благодаря уловкам и стечениям обстоятельств. Вероятно, так не должно было быть, тем более в кино, однако в жизни так бывает куда чаще, чем нам бы хотелось.


«Советник» (2013)

За преступления надо платить

Брэд Питт и Майкл Фассбендер в фильме «Советник» (2013)

Скажите честно: сколько вы видели фильмов, в которых герои ввязываются в сомнительные схемы с ограблениями, наркотрафиком и тому подобным – и выходят сухими из воды? А фильмов, где все заканчивается ровно наоборот? Ридли Скотт собрал звездный состав от Брэда Питта до Хавьера Бардема и предложил автору «Старикам тут не место» Кормаку Маккарти написать сценарий о том, что фраза «новичкам везет» справедлива далеко не всегда, а хладнокровно просчитанный план и стечение обстоятельств могут сорвать любую сделку, не оставив ее участникам ни единого шанса. Словом, если вам интересно увидеть, как хладнокровно может действовать Кэмерон Диас, как печально может закончиться история человека с лицом Брэда Питта и к чему может привести простая человеческая жадность, фильм «Советник» – то, что нужно.


«Страсти Дон Жуана» (2013)

Долой Скарлетт Йоханссон!

Джулианна Мур и Джозеф Гордон-Левитт в фильме «Страсти Дон Жуана» (2013)

«Люди ХОТЯТ выиграть в лотерею! Люди ХОТЯТ трахнуть Скарлетт Йоханссон!» – кричит злодей фильма «Пипец 2», избивая главного героя в финале. Но что, если женщина с лицом и даже телом одного из главных киношных секс-символов – вовсе не предел мечтаний? Этот вопрос невольно задает нам фильм «Страсти Дон Жуана» Джозефа Гордон-Левитта, где он сыграл главную роль и выступил режиссером. Главный герой картины уделяет романтическим отношениям не больше внимания, нежели просмотру порно. Его очередная пассия Барбара просто великолепна во всех отношениях – если бы не ее любовь к ромкомам, от которых его тошнит, и не желание во всем контролировать возлюбленного. «Страсти Дон Жуана» формально ромком с элементами драмы, но на самом деле это эффектная деконструкция жанра, полного штампов. Особенно это подчеркивает финал, в котором сердце героя успокаивается не с длинноногой красоткой, а со зрелой женщиной чуть ли не вдвое старше него. Впрочем, нельзя сказать, что замена Скарлетт Йоханссон на Джулианну Мур так уж неравноценна.


«Ключ от всех дверей» (2005)

Когда зло побеждает

Кейт Хадсон в фильме «Ключ от всех дверей» (2005)

Режиссер Иэн Софтли славится умением выстраивать эффектные истории: его дебютом в кино стал битловский байопик «Пятый в квартете» (1994), «Планета Ка-Пэкс» (2001) регулярно входит в списки самых оригинальных фантастических фильмов, а «Чернильное сердце» (2008) продолжает традицию сказок в духе «Бесконечной истории» (1984) и «Принцессы-невесты» (1987). Не менее интересен и снятый им мистический триллер «Ключ от всех дверей» – о сиделке, оказавшейся в центре таинственной истории с переселением душ. Оказывается, что история в духе Синей Бороды по-прежнему никого ничему не учит, а финал ее, в отличие от большинства подобных историй, может и не оставить шансов на хэппи-энд.


«То, что ты делаешь» (1996)

Дайте ударнику шанс!

Фильмы о рок-группах, шедших к успеху, но так его и не добившихся, дело не новое – вспомнить ту же культовую картину Алана Паркера «Обязательства» (1991) о рок-группе, вздумавшей играть соул- и рок-каверы в 1980-х. Вышедший в 1996-м фильм «То, что ты делаешь» не менее интересен как минимум по нескольким причинам. Это история, в центре которой оказывается не будущий лидер группы, или, скажем, гитарист, а ударник, опровергающий все разом музыкантские анекдоты на эту тему. Также лента «То, что ты делаешь» – это первый и пока единственный случай, когда знаменитый Том Хэнкс выступил в качестве режиссера, а в самом фильме сыграл роль а-ля Брайан Эпстайн. А еще это история о том, что группа вовсе не обязана тащить на себе груз славы, и в том, чтобы остаться исполнителями одного хита, нет ничего зазорного. Заглавная песня «That Thing You Do!» просто лучится духом 1960-х. Ее автором стал лидер известной в 90-е группы Fountains of Wayne Адам Шлезингер, впоследствии приложивший руку к песням для столь же стильного фильма «С глаз долой, из чарта вон!» (2007).



Читайте также