«Чудотворцы»
Саймон Рич
Сериал-антология «Чудотворцы» обрел поклонников с первого сезона, хотя и не сказать, что его продолжения были приняты с таким же восторгом. Между тем «Чудотворцев» продлили уже на 4 сезон, а у тех, кто считает, что начальный сезон был самым интересным, есть возможность познакомиться с книгой, давшей старт истории с Дэниелом Рэдклиффом и Стивом Бушеми. Роман Саймона Рича «Чудотворцы» оказался перенесен на экран достаточно точно – но тем интереснее подмечать различия между книгой и сериалом и составить собственное мнение о том, так ли были правы сценаристы, отказавшись от того или другого авторского хода. Любителям ироничной фантастики эта книга определенно придется по вкусу.
Об отличиях сериала от книги здесь: Чем сериал «Чудотворцы» отличается от книги Саймона Рича
«Однажды в Голливуде»
Квентин Тарантино
Вопреки тому, что могут подумать поклонники Квентина Тарантино, вышедшая в декабре-2021 на русском языке книга – вовсе не сценарий и не новеллизация его последнего на сегодня фильма «Однажды в Голливуде» (2019). Этот роман – взгляд под новым углом на «альтернативную историю», придуманную режиссером. Автор «Криминального чтива» в очередной раз признается в любви к кино, расширяет и углубляет характеры героев Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта, проводит нас по закоулкам съемок сериального вестерна и отдает должное всем, кто этого заслуживает – от Брюса Ли до Денниса Уилсона из The Beach Boys. Форма романа становится своего рода «режиссерской версией» знакомой, казалось бы, работы мастера – и на свет выходит многое из того, что просто не могло поместиться в картину или было додумано позже. Кстати, от этого обе версии истории только выигрывают.
Подробнее: Чем интересен роман «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино
«Утопия-Авеню»
Дэвид Митчелл
В те же годы, когда Рик Далтон снимался в кино, а Клифф Бут дрался с Брюсом Ли, была в Британии оригинальная группа, объединившая фолкершу-пианистку, джазового ударника, бас-гитариста с удивительным мелодическим даром и гитариста с множеством внутренних демонов. Новый роман автора «Облачного атласа» Дэвида Митчелла читается одновременно как справочник «Кто есть кто в золотую эпоху рока», эзотерический роман и печальная история о том, какими неожиданностями могут обернуться дорога к славе и долгожданный успех. И, разумеется, «Утопия-Авеню» буквально напичкана самой разной музыкой – от «Moon River» до группы Cream и от Билла Эванса до Джони Митчелл. Так что, если вы любите читать книги и одновременно слушать музыку, думать над саундтреком особенно не придется – мы уже собрали плейлист.
Рецензия на книгу: «Утопия-Авеню» Дэвида Митчелла – часть мира, которого нет
«Мерцание экрана»
Терри Пратчетт
Сборник «Мерцание экрана» открывает создателя Плоского Мира с неожиданной стороны. Сам Терри Пратчетт никогда не жаловал малую прозу, да и вполне очевидно, что в романах он проявил себя лучше всего. Плоскому Миру посвящена и добрая половина книги «Мерцание экрана» – но, как ни странно, настоящие открытия ждут нас в другой ее части. Милые и очень английские сказки а-ля Дональд Биссет, написанная еще в школе вариация на тему «Фауста», набросок романа «Бесконечные земли», созданный в лучших традициях научной фантастики, рассказ в жанре ужасов и чудесная рождественская история, где в полной мере виден гуманизм Пратчетта. Воистину, талантливый писатель талантлив во всем, даже если берется за не очень-то близкую ему форму.
Чем этот сборник удивит даже самых преданных поклонников писателя: «Мерцание экрана» Терри Пратчетта – не только о Плоском мире
«Transhumanism Inc.»
Виктор Пелевин
В книге «Transhumanism Inc.» – то ли романе, то ли сборнике историй, которые происходят в одной вселенной – Виктор Пелевин забирается на территорию своего коллеги Владимира Сорокина и рисует общество, живущее в далеком будущем. Не сковывая себя строгими рамками, писатель переносит нас то в Японию, чей самурайский дух не иссяк и спустя сотни лет, то в российское захолустье, в декорациях которого забавным образом преломляется название и сюжет одного из лучших произведений русской классики, то в Москву, которая вновь становится фоном для антиутопии пополам с историей любви… Виктору Пелевину в который уже раз удается остаться не столько актуальным, сколько интересным – это и есть то, что оправдывает работу писателя.
Как Пелевин играет словами и завлекает читателя: «Transhumanism inc.» Виктора Пелевина – «вынос мозга» по-пелевински
«Доктор Гарин»
Владимир Сорокин
«Если не знаешь, что писать, сочини сиквел» – кажется, этот совет взяли на вооружение не только киноделы, но и писатели. Во всяком случае, «Бэтмен Аполло» Виктора Пелевина уступает его «Empire V». К счастью, такого нельзя сказать о новой книге его «соперника» в литературе Владимира Сорокина. Роман «Доктор Гарин» продолжает повесть «Метель» о приключениях доктора, везущего вакцину от страшной болезни в заснеженное село.
«Метель» привлекала прежде всего изысканной стилизацией под всю классическую русскую литературу разом – и вздумай Сорокин использовать тот же прием, вряд ли вышло бы что-то стоящее. Вместо этого он применяет знакомый нам по «Теллурии» прием смешения жанров. При чтении «Доктора Гарина» на ум приходят не только любимые Владимиром Сорокиным антиутопии, но и роуд-муви, в какой-то момент возникают интонации лагерной прозы, а завершается все историей любви и счастливой концовкой – хотя Сорокин не был бы Сорокиным, если бы не внес в финал истории ноты диссонанса. Сам герой тоже отличается и от себя в «Метели», и от себя в начале романа. Готовность прийти на помощь роднит доктора Гарина с представителями русской интеллигенции, ярчайшим из которых был доктор-писатель Чехов, а детали, которых не было в предыдущей книге, углубляют и характер Гарина, и созданный Владимиром Сорокиным мир в целом.
Рецензия на книгу: Чем интересен роман «Доктор Гарин» Владимира Сорокина
«Совдетство»
Юрий Поляков
В новом своем романе автор «Козленка в молоке» и «Ста дней до приказа» Юрий Поляков отказывается от обычного «гротескного реализма», чтобы рассказать о детстве, прошедшем в общежитии майонезного завода. «Совдетство» – это несколько дней из жизни школьника, только что приехавшего из пионерлагеря и собирающегося в новое путешествие в Крым. В отличие от многих, Поляков не пытается представить советскую власть потерянным раем или царством лжи, хотя и рассказывает то о недоступных вещах вроде «Библиотеки приключений», то о родителях, выгадывающих деньги на покупку одежды ребенку. Бытописание жизни в общежитии с его колоритными героями сменяется историей похода в «Детский мир», а рассказ о первой любви – мучениями героя, который решает сэкономить на стрижке, чтобы оставить хоть немного на маленькие радости, без которых жизнь ребенка – не жизнь. И мы вновь вспоминаем, что детство прекрасно просто потому, что оно – детство.
«Пэлем Гренвилл Вудхаус: о пользе оптимизма»
Александр Ливергант
Российский читатель познакомился с классиком британского юмора Пэлемом Гренвиллом Вудхаусом только после падения СССР – вероятно, из-за многочисленных подколок, которые запросто можно было причислить к антисоветским. Теперь произведения Вудхауса регулярно попадают в разнообразные перечни книг-антидепрессантов, то и дело появляющихся в соцсетях. Однако о самом их авторе до сих пор было известно не так уж и много. Переводчик и литературовед Александр Ливергант восполняет этот пробел и рассказывает о жизненном пути Вудхауса, включая его работу в банке, первые литературные опыты, сотрудничество с Голливудом и непростую биографию в годы Второй мировой войны. Книга «Пэлем Гренвилл Вудхаус: о пользе оптимизма» займет достойное место на полке поклонников Дживса и Вустера, а также мистера Муллинера, журналиста Псмита и обитателей замка Бландингс – таких же милых и чудаковатых, как и их автор.
«Лев Толстой очень любил детей. Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу»
Наталья Доброхотова-Майкова, Владимир Пятницкий
«Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Льву Толстому...» Так начинается один из главных хитов советского самиздата, публиковавшийся в самопальных сборниках полузапрещенного тогда Даниила Хармса. Конечно, эта и другие истории о классиках, предстающих перед нами с неожиданной и смешной стороны, никакого отношения к известному писателю не имеют – читавшие оригинал знают, что анекдоты Хармса о Пушкине вообще не смешны в традиционном понимании. И как выясняется на самом деле, тексты, сочиненные двумя советскими журналистами для собственного удовольствия, неотделимы от картинок – которые, само собой, в самиздате опускались. Теперь у читателей есть возможность не только познакомиться с псевдо-Хармсовскими миниатюрами в их первозданном виде, но и узнать их историю, которая, как водится, интересна не меньше самих анекдотов.
«Вопль. Кадиш»
Аллен Гинзберг
Аллен Гинзберг стабильно входит в число самых почитаемых писателей так называемого бит-поколения наряду с Джеком Керуаком, Уильямом Берроузом и Ричардом Бротиганом – но, в отличие от них, с русскими переводами ему везло не слишком. Cтихи человека, знакомого одновременно с Джоном Ленноном и Андреем Вознесенским, печатались в основном в сборниках и антологиях, а его знаменитая поэма «Вопль» была известна больше понаслышке. Теперь издательство «Подписные издания» выпустило два самых значительных сборника Аллена Гинзберга под одной обложкой – «Вопль. Кадиш». У российских читателей наконец-то есть возможность как следует познакомиться с поэтом, которого так ценил, к примеру, покойный Майк Науменко.
«Хождение по звукам 2.0. 33 истории о популярной музыке от The Beatles до Билли Айлиш»
Лев Ганкин
«Материал эфиров отбирался исходя из того, насколько яркой и интересной получилась соответствующая программа», – сообщает в предисловии Лев Ганкин, журналист и бывший ведущий передачи «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь». Как и первая книга, вышедшая в свет в 2019 году, «Хождение по звукам 2.0» изумляет широтой охвата – не только The Beatles и Билли Айлиш, имена которых вынесены в заглавие, но и такие герои рока, как The Monkees, Ник Дрейк, Siouxsie and the Banshees, рэперы Outkast и Дрейк, музыканты не слишком известной у нас новозеландской сцены, Ladytron, Nine Inch Nails, The National, Twenty One Pilots… Одним словом, великолепный повод не только в очередной раз окунуться в истории о любимых певцах и группах, но и открыть для себя нечто радикально новое.
«Опаленная земля: история группы The Smashing Pumpkins»
Эми Хэнсон
Малоизвестной и культовой в традиционном понимании остается в России и группа The Smashing Pumpkins. Надрыв, присущий Курту Кобейну, затмил куда более изящную и не менее напористую музыку Билли Коргана. Тем не менее без «тыковок» история 1990-х была бы не полна так же, как и без Кобейна. Книга Эми Хэнсон охватывает «классический» период The Smashing Pumpkins до распада группы в 2000 году. С одной стороны, жаль, что последовавшие события в нее не вошли, а с другой – многие не без основания считают, что именно ранний период и был самым интересным. Да и новых книг о группе с тех пор, кажется, не появлялось даже на языке оригинала.
«На каком-то далеком пляже. Жизнь и эпоха Брайана Ино»
Дэвид Шеппард
«Я тут из кожи вон лезу, а он крутит себе ручки на синтезаторе, и все смотрят только на него!» – якобы говорил Брайан Ферри, выставляя из Roxy Music клавишника Брайана Ино. Собственная музыка отца стиля эмбиент была столь же замороченной, как и песни ранних Roxy Music – зато как минимум один из ее образчиков слышали даже те, кто в принципе не интересуется британским рок-авангардом. Именно Ино написал мелодию, которую слышал каждый пользователь при запуске Windows 95. Поклонники русского рока знают о его работе со «Звуками Му» и о том, что песня «Аквариума» под названием «Иванов» написана на музыку песни «By This River», чего БГ никогда не скрывал. А еще в послужном списке Брайана Ино значится работа с такими глыбами рока, как U2, Talking Heads, Дэвид Боуи, Роберт Фрипп… Об этом и о многом другом рассказывается в книге «На каком-то далеком пляже. Жизнь и эпоха Брайана Ино», вышедшей буквально под занавес 2021 года.
«One Two Three Four: "Битлз" в ритме времени»
Крейг Браун
О ливерпульской четверке написано уже столько, что всякий взявшийся за ее историю рискует повторять «зады» за Хантером Дэвисом, Филипом Норманом и другими летописцами. Автор новой биографии The Beatles решил зайти с другой стороны и рассказать не столько о Джоне, Поле, Джордже и Ринго, сколько о том, как повлияли битлы на окружающий мир. Как сложилась жизнь артистов, выступавших вместе с «Битлз» на шоу Эда Салливана? О чем писали группе ее фанаты? Как повлияла знаменитая четверка на будущего «босса» рок-сцены Брюса Спрингстина и братьев Фогерти? Как могла бы сложиться история Пола Маккартни вне группы? Какие слова вошли в обиход в год рождения каждого из четверых? А как относились к битлам Ноэл Кауард и Энтони Берджесс? Не самые очевидные вопросы – но ответ на каждый из них, как и на множество других, можно найти именно в книге «One Two Three Four: "Битлз" в ритме времени».
«Все порви, начни сначала. Постпанк 1978-1984»
Саймон Рейнольдс
«О панк-роке и событиях 1976-77-го года написано немало книг, но практически ничего не было о том, что случилось дальше. Обычно истории панк-рока заканчивались его смертью в 1978-м, с самоуничтожением Sex Pistols», – пишет в предисловии к этой книге ее автор Саймон Рейнольдс, известный русским читателям по оригинальному исследованию «Ретромания». Новая книга Рейнольдса посвящена истории пост-панка – стиля, из которого вышли такие именитые и непохожие друг на друга команды, как Talking Heads, Joy Division, Human League, Throbbing Gristle, Public Image Ltd, The Cure – и где была бы без пост-панка группа «Кино»? Саймон Рейнольдс дотошно описывает рубеж 1970-1980-х годов, рассказывая то о панках, то о синтезаторной поп-музыке, то о стиле индастриал, то о Ливерпуле начала 1980-х, ставшем родиной нео-психоделики. И выясняется, что источники вдохновения пост-панка не ограничивались только музыкой. Для тех, кому надоела история панка в разных его проявлениях, книга «Все порви, начни сначала. Постпанк 1978-1984» – настоящий подарок.
И еще кое-что: 5 переизданий 2021 года, которые заслуживают внимания
«Блондинка»
Джойс Кэрол Оутс
Роман Джойс Кэрол Оутс «Блондинка» (2000), впервые вышедший на русском в 2001 году – это художественное переосмысление жизни одной из самых известных голливудских актрис всех времен. Историю Мэрилин Монро рассказывали множество раз, в том числе и в советской прессе – однако подавляющее большинство продолжает считать ее глупенькой блондинкой, добившейся всего исключительно благодаря внешности. Книга Оутс призвана не только в очередной раз пошатнуть этот миф, но и взглянуть на жизнь Монро через призму исторического романа – само собой, не без примеси драмы. И, вероятно, именно драматическая составляющая привлекла внимание продюсеров, решивших снять на основе книги «Блондинка» фильм со столь же ослепительной на экране Аной де Армас. Пока картина не вышла на экраны, стоит уделить внимание книге – которая, несмотря на художественные вольности, стоит внимания не меньше, чем строго документальные биографии.
«Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки»
Владимир Пропп
Книги Владимира Проппа давно стали настольными для всех, кто интересуется корнями и историей русского фольклора – и говорят, что ими руководствуются не только литературоведы, но даже сценаристы. Представленные в книгах Проппа сюжетные схемы русских сказок легко проецируются на любые другие истории и стимулируют фантазию. Тем не менее переиздаются эти книги довольно редко и малыми тиражами, быстро исчезая из продажи. Издательство «КоЛибри» исправило ситуацию, выпустив книгу «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» – два классических труда Проппа разом.
«Время, бесстрашный художник»
Юрий Левитанский
«Что происходит на свете? – А просто зима.
Просто зима, полагаете вы? – Полагаю».
Без песни на эти стихи фильм «Москва слезам не верит» (1979) невозможно представить – как и без знаменитой «Александры». Написавшему их поэту Юрию Левитанскому вообще повезло едва ли не больше, чем многим современникам: его стихи поются не только бардами, но и рок-музыкантами, и с удовольствием читаются не только взрослыми, но и школьниками. В новое издание его произведений «Время, бесстрашный художник» полностью вошла лучшая и самая известная книга «Кинематограф», а также еще два поэтических сборника, выстроенные в лучших традициях символистов, когда каждое стихотворение оказывается на своем месте, дополняя и развивая предыдущее. Тем, кто только собирается открыть для себя поэзию Юрия Левитанского, можно лишь позавидовать.
«Белеет парус одинокий»
Валентин Катаев
«Ну кто еще так может?» – как будто восклицал Иван Бунин, читая книгу «Белеет парус одинокий» – одно из самых известных произведений своего бывшего ученика Валентина Катаева. Если советских читателей «Белеет парус одинокий» интересовал в том числе как рассказ о борьбе против царизма в 1905 году, то читающих эту книгу сейчас способен привлечь прежде всего поэтичный язык Катаева и выписанные им картины дореволюционной жизни. Вслед за «Парусом» Валентин Катаев написал еще три книги о похождениях Пети и Гаврика, в последней из которых – «Катакомбы» – они встречаются в Одессе времен войны и сражаются против фашистов. Успеха, равного «Белеет парус одинокий», эти продолжения не имели, а зря – в них, несмотря на усиливающуюся идеологичность, есть свои достоинства, да и яркий язык Катаева никуда не делся. Любители редкостей знают, что, помимо этих трех продолжений, герои «Паруса» действуют в маленькой повести «Электрическая машина», не переиздававшейся чуть не с 1950-х годов. Теперь все четыре части эпопеи вкупе с повестью вошли в новый том серии «Большая книга» от издательства «Азбука» – и это еще одна возможность вновь встретиться с персонажами, любимыми с детства.
«Республика ШКИД. Дом веселых нищих»
Григорий Белых, Леонид Пантелеев
Илья Ильф и Евгений Петров были не единственным пишущим тандемом, уверенно вошедшим в литературу в первые годы советской власти. «Республика ШКИД», написанная бывшими беспризорниками Алексеем Еремеевым – он же Леонид Пантелеев – и Григорием Белых, известна как минимум по одноименному замечательному фильму Геннадия Полоки (1966) – в то время как книга самого Белых «Дом веселых нищих» с ее колоритом дореволюционной жизни знаменита куда меньше. Это относится и к циклу «Шкидских рассказов», примыкающих к «Республике» и доступным разве что в собраниях сочинений Пантелеева. Составители книги «Республика ШКИД. Дом веселых нищих» собрали в одном томе и «Шкидские рассказы», и произведения Белых и Пантелеева, и написанные Пантелеевым рассказы из жизни беспризорников, заслуживающие никак не меньше внимания, чем история школы имени Достоевского.