Суровый, мрачный и сугубо серьезный. Таков новый «Бэтмен» режиссера Мэтта Ривза, который прославился фантастикой о монстрах и обезьянах, а теперь взялся за самого темного героя поп-культуры. Наследие Кристофера Нолана все еще непобедимо, но представьте, если бы «Бэтмена» поставил Дэвид Финчер – это уже кое-что.
Уберите маскарад ряженого капиталиста – и вы получите детективный триллер. «Бэтмен» – самый что ни на есть гангстерский нуар. Криминальная история, которая длится чуть меньше трех часов, далека от типичного попкорнового блокбастера. Таким угрюмым, грязным и дождливым Готэм-сити вы еще не видели. Здесь католическая молитва к Деве Марии переплетается с мучительными стонами Курта Кобейна, и столько дождя в мегаполисе не было со времен «Бегущего по лезвию». Фильм пропитан страхом и отчаянием, будто мы оказались в финчеровских триллерах «Семь» и «Зодиак».
Бэтмен, под маской которого прячется Роберт Паттинсон, расследует жестокое убийство мэра в преддверии выборов. Не буду возмущаться появлению этого актера в роли плейбоя-миллиардера. На мой вкус идеальный Брюс Уэйн – это трагичный и мужественный Бен Аффлек с сединой, бросающий вызов самому Богу. Кому симпатичен Паттинсон в супергеройских доспехах – не осуждаю. Затворник щуплый, но не хилый, похож на панка, не улыбается, губы дрожат, а челка спадает на глаза. Он не идет по стопам отца и не принимает роль филантропа. Ночь, как известно, воняет блудом и нечистой совестью. Страх – его оружие. Город боится Бэтмена.
Благо, зрителю не придется снова видеть, как его родителей грабят и убивают в темном переулке. Нам не нужен очередной замедленный кадр выстрела пистолета и падения жемчуга. Однако трагедия скорбящего мальчишки остается ключевой. Страдающий герой пытается найти маньяка по прозвищу Загадочник, который в этой истории не эксцентричный клоун, а неуловимый террорист, сумасшедший конструктор смертельных ловушек, оставляющий Бэтмену подсказки, шифры и ребусы, чтобы преподать обществу моральный урок. Хмурый спаситель Готэма выходит из тени, шагая тяжелой поступью и сжимая кулаки, и выруливает на преступный сговор, где замешан его папаша. Таинственный безумец выводит мальца на грехи отца.
Темный рыцарь под драматически тонкий саундтрек, который делает фильм напряженнее и чуть страшнее, расследует запутанное дело и выходит на клуб, где развлекаются продажные полицейские и прокуроры, пожирающие город изнутри. Среди них готэмский сирота встречает сексуальную красотку – она строит глазки братве и ищет похищенную подругу, связанную с убитым мэром. Воровка-кошатница, движимая местью, то появляется, то исчезает, и ночные улицы заполняют другие знакомые лица. Тут вам и честный полицейский Гордон, и верный дворецкий Альфред, и пухлый гангстер Пингвин, прислуживающий криминальному авторитету Фальконе.
Режиссер намеренно сдерживает крутость сердитого героя в костюме летучей мыши, но не лишает его тайной пещеры, шпионских гаджетов и рычащего от ярости бэтмобиля. Мэтт Ривз не превращает суровый детектив о семейном наследии и системной коррупции в вульгарный боевик ради зрелища, хотя увлекательных драк, взрывов, перестрелок и погонь в фильме хватает. Даже показан один полет – зато ого-го какой.
«Бэтмен», соответствующий тревоге и унынию в свете последних событий, погружен в кромешную тьму. Правда, картина о мучительном самопознании с похищениями и убийствами никуда не ведет. Очевидно, не может быть Загадочника без Бэтмена. Однако фанатик, проигрывающий в харизме Джокеру и Бэйну из нолановской трилогии, не сегодня-завтра забудется. Понятно, что закон и порядок – это обман, все деньги мира – это грязные деньги, а Бэтмен – вселяющий ужас мститель, который прячется в тенях. Только потомственный богач способен вершить самосуд, внушать смутные надежды и вести за собой простых готэмцев.
Какими бы мрачными ни были картины Тима Бертона, Кристофера Нолана и Зака Снайдера, новая экранизация Бэтмена, обособленная от остальной дисишной киновселенной, сделана мрачнее некуда, без шуток и пафоса. Она задумана как важное заявление: мафия и элита зависимы друг от друга. «Довольно лжи!», как говорится в записках, оставленных жаждущим внимания убийцей с поведением обиженного психа. Только смысла в этом мало, ведь рассказы об изуродованных душах не новы. Не покидает ощущение, что эта полицейская драма – не столько о поисках ответа на вопрос, с чего начинается власть, сколько о тягостном самопознании мальчика, и больше ни о чем.
«Бэтмен» вроде бы выглядит и звучит свежо. Одиночество, тоска и скорбь. Однако назвать фильм Мэтта Ривза новаторским и уникальным было бы слишком. В невеселом нуаре с громоздким финалом, который все никак не кончится, нет ничего смелого и, честно говоря, взрослого. Нет ни крови, ни гранжа, но его сила – в исполнении. Something in the way, mmm...