В своей сатирической комедии «Пузырь» Джадд Апатоу пытается обличить голливудский кинопром в период пандемии. Рассказываем, почему из этой попытки вышло просто плохое кино о том, как снимали плохое кино.
Известный комедийный сценарист и режиссер Джадд Апатоу в своей сатирической комедии «Пузырь» попробовал обличить голливудский кинопром в непростой для большинства жителей нашей планеты период пандемии. Вместе с тем Апатоу решил довести до абсурда многообразие сложностей, возникших при съемке голливудского блокбастера на карантине в пузыре.
«Пузырь» рассказывает об участниках съемочной группы, прибывших в Великобританию для создания очередной части популярной фантастической франшизы. Работу многократно усложняет пандемия, из-за которой продюсеры вынуждены провести съемки в «пузыре» – закрытом от посторонних пространстве, где действует система двухнедельного карантина и множество других ограничений и профилактических мер. С каждой неделей ситуация на съемочной площадке становится все напряженнее, отношения между членами группы накаляются, что ставит будущее фильма под угрозу…
Режиссер и сценарист Джадд Апатоу и соавтор сценария Пэм Брэйди решили через призму сатиры показать Голливуд в критическое время – период пандемии, когда обострились многие проблемы в самых разных сферах. Мимолетом авторы зацепили и другие показавшиеся им важными темы, о которых поговорим чуть позже. У такой инициативы был потенциал, но в подобной реализации она оказалась обреченной на крах. Сатира – одно из самых сложных воплощений комедии, она требует от постановщиков остроты ума и тонкого понимания ситуации, чего Апатоу и Брэйди совсем не демонстрируют. Шутки на тему пандемии в последние пару лет были затерты до дыр, так что релиз фильма сейчас, когда ковид вообще отошел далеко на задний план, кажется запоздалым. И не факт, что премьера «Пузыря» в 2021 году как-то преобразила бы плачевное положение этой комедии – здешний юмор по большей части откровенно жалок. За весь хронометраж, плотно набитый шутками, удачные моменты встречаются настолько редко, что под конец о них попросту забываешь.
В «Пузыре» Джадд Апатоу пытается говорить о привилегированном положении звезд кино, чьи проблемы во время пандемии меркли на фоне сложностей, например, врачей и других медработников. Американский кинематографист поднимает проблему так трусливо, что даже какая-нибудь пара фраз об этом из выступления комика Рики Джервэйса более хлестко и точно описывает ситуацию, чем весь это фильм, напрочь перекрывая жалкие потуги Апатоу и его команды.
Нарциссизм, отдаленность от обычных людей и эгоистичность звезд голливудского кино – далеко не все темы, которые Джадд Апатоу неловко рассматривает в своей комедии. Он пытается показать глупость перегруженных спецэффектами и бездумным действом блокбастеров – однако на фоне некоторых таких проектов сам «Пузырь» выглядит нелепо и бездарно. Следом, на примере героини в исполнении своей дочери Айрис, Апатоу пытается пройтись по звездам соцсетей и активной аудитории популярных сервисов, чтобы показать глупость наполняющего их контента, но все это сделано настолько поверхностно, что никакой реакции не вызывает.
Богатый на известных актеров каст «Пузыря», куда вошли Карен Гиллан, Педро Паскаль и Дэвид Духовны, не особо преображает прискорбную ситуацию. Комедийный талант ярких звезд американских телевизионных шоу Кигэна-Майкла Ки, Фреда Армисена и Кейт МакКиннон здесь не используется и наполовину. В Сети легко можно найти много скетчей с ними, которые за пару минут заставят зрителей смеяться больше, чем за весь двухчасовой (!) хронометраж «Пузыря». В итоге в первую очередь из-за плохого сценарного материала актеры просто вынуждены изображать в кадре нелепую клоунаду, так и не переходящую в качественный абсурд.
Голливуд уже создавал сатирическое кино со звездным актерским составом, которое высмеивает индустрию и показывает, как съемки выходят из-под контроля и превращаются в настоящую катастрофу. Комедия «Солдаты неудачи» Бена Стиллера, написанная им с Джастином Теру и Этаном Коэном, – прекрасный образец жанра с острой сатирой и чудесными перформансами Роберта Дауни-младшего и Тома Круза. На фоне «Солдатов неудачи» поделка Джадда Апатоу выглядит бездарной и беззубой попыткой обличить то, чем «Пузырь», собственно, и является. Иронично, что у Апатоу просто вышел очень плохой фильм о съемках очень плохого фильма, не более.
В попытках создать сатирическое произведение Джадд Апатоу и компания угодили в капкан, который сами же пытались расставить. Топорность сатиры и посредственность юмора в «Пузыре» страшно разочаровывают, как и работы звездного актерского состава, не раскрывающего и половины своего потенциала. Тем более жалкой и нелепой выглядит сцена перед финальными титрами, где Апатоу словно пытается через своих персонажей оправдать бездарную попытку развеселить аудиторию в непростое время.